Тип урока: урок систематизации и обобщение изученных знаний по теме: “Южная Америка”.
Самостоятельная, практическая работа в группах исследовательского характера.
Формы и методы: групповая, дифференцированная, коллективная; проблемно-поисковый, проблемный, исследовательский, практический.
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о Южной Америке.
Задачи.
Обобщить знания учащихся о природных комплексах и населении Южной Америки, подвести итоги изучения темы. Проверить знания учащимися характерных черт природы материка: рельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного мира, населения, их особенностей и распределения по материку.
Продолжить формировать у учащихся умения составлять комплексную характеристику материка, устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы и населением, работать с комплексными географическими картами и другими источниками информации; работать в группах, развивать интерес к географии.
Воспитывать бережное отношение к природе, трудолюбие, самостоятельность.
Оборудование:
- техническое оснащение:
- компьютер с проектором у учителя с установленной презентацией к уроку “ Путешествие по Южной Америке”, с подборкой дополнительного образовательного материала к уроку (видеофрагменты “Бразильский карнавал”, водопад “Игуасу” и др.).
- компьютеры для каждой группы учащихся с установленной;
- презентацией (опережающее задание групп, материал их исследования);
- модульной программой (рабочий лист группы );
- дополнительный необходимый статистический материал группам или ссылка на информационный источник.
- карты контроля знаний учащихся.
- выставка книг по теме “Южная Америка”;
- карты: “Физическая карта мира”, “Физическая карта Южной Америки”, “Климатические пояса мира”, “Природные зоны мира”;
- атласы, контурные карты
- таблицы по теме “Южная Америка”;
- рабочие листы для индивидуальной и дифференцированной работы учащихся.
Структура урока.
- Начало урока. Организационный момент.
- Этап целеполагания и мотивации
- Этап изучения знаний и способов деятельности
- Этап актуализации субъектного опыта учащихся, контроль знаний и умений учащихся
- Этап подведения итогов урока. Рефлексия
- Инструктаж выполнения домашнего задания
УЭ 0 цели
УЭ 1 входной контроль
УЭ 2 задание первого уровня
УЭ 3 задание второго уровня
УЭ 4 задание третьего уровня
УЭ 5 рефлексия
УЭ 6 домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный этап.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами находимся на заседании путешественников исследователей, специалистов разных направлений изучения природы материка, вернувшихся из поездки. Они помогут нам закрепить знания, по одному из интереснейших материков. А вот какого материка - вы определите сами. На доске надписи различных предметов и материки, определите, к какому материку они относятся, одна запись предметов лишняя (материков 3, предметов 4):
Учащиеся (выходят к доске по желанию, берут надпись любого предмета и подставляют к надписям материков)
Африка – (кофе, песок);
Австралия - (сумка, шерсть овцы);
Антарктида – (лед ).
Учитель: Осталась одна не востребованная, лишняя запись, какао, резина, медь, как выдумаете, какому материку она принадлежит? (Идет запись Бразильский карнавал).
Учащиеся называют недостающий материк Южная Америка, учитель вытаскивает табличку материка и закрепляет на доске.
Презентация 7, слайд №1
- Южная Америка
- Площадь - 17.8 млн.кв. км
- Население - 325 млн. чел.
Рабочий лист учителя
УЭ | Задания | Контроль | ||
УЭ 0 Цели |
Учитель: В результате
прохождения модульной программы “Южная
Америка” мы стремились достичь комплексной
дидактической цели, которая была сформулирована
на первом модуле. Мы изучили полностью Южную
Америку, сегодня на уроке мы должны показать
результат, а также выяснить выполнили ли мы
поставленные задачи, достигли ли своих целей. Цели и задачи данного 8-го модуля совпадают с общими задачами и целями общей темы модуля. Презентация7, слайд №2 Цели и задачи: В процессе работы над учебными элементами данного модуля вы должны показать: 1. Знание географических понятий по теме Южная Америка (географическое положение, история исследования, рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир, населения). 2. Умение определять географическую информацию по картам различного содержания (географические координаты крайних точек материка, количество осадков, температуру воздуха, направление ветров). Описывать: географическое положение материка, природные зоны, географические особенности крупных форм рельефа и стран 3. Умение объяснять: особенности строения земной коры материка Южная Америка, закономерности и свойства географической оболочки, причины процессов и явлений (особенности рельефа в связи с историей его формирования, размещения полезных ископаемых, движения воздушных масс) различия в природе, условиях жизни. |
|||
УЭ 1 | Цель: В процессе работы над УЭ1 учащиеся должны показать знания и умения по теме опережающего задания. Учитель: Южная Америка - это удивительный материк. О нём нам поведают путешественники исследователи, которые побывали на материке и изучили его по своей теме. Презентация 7, слайд № 3 . Представление групп путешественников специалистов и их капитанов. 1 группа. Путешественники исследователи, капитан команды Вагайцев С. Презентация № 1. 2 группа. Геологи, капитан команды Бояркина А Презентация № 2. 3 группа. Климатологи, капитан команды, Сагач А Презентация № 3. 4 группа. Гидрологи, капитан команды Табунова К. Презентация № 4. 5 группа. Ботаники и зоологи, капитан команды Гаврин В Презентация № 5. 6 группа. Демографы, капитан Амиростанов Ю. Презентация № 6. Каждой группе выдаётся рабочий лист, карта контроля. Приложение № 1 (1 группа) Приложение № 2 (2 группа) Приложение № 3 (3 группа) Приложение № 4 (4 группа) Приложение № 5 (5 группа) Приложение № 6 (6 группа) Учитель: Путешественники – специалисты побывали на материке не зря, они наработали научный материал и сейчас готовы поделиться с нами своими исследованиями. Входной контроль. 1. Заслушивание групп. Учащиеся представляют наработанный материал, выступление сопровождается презентацией 2. Представление подарка другим группам, каждая группа в конце выступления предлагает подарок – загадку, привезенный из предполагаемого путешествия по Южной Америке, другие группы должны определить, что было привезено. Приложение 7-12 примерные выступления групп. По ходу выступления всех групп, складывается образ материка. |
Все группы оценивают
выступление и подарок одной оценкой. Капитаны команд по решению группы поднимают карточку с оценкой выступающей группе. Оценка заносится капитаном в карту контроля группы. |
||
УЭ 2 | Цель: В процессе работы над УЭ2,
учащиеся должны показать знания понятий, событий
и фактов по своей теме. Самостоятельная работа учащихся в группе. Учащиеся выполняют задания УЭ 2 по плану “Рабочего листа группы”. По степени готовности групп, учитель ведет проверку, сравнивая ответы детей с листом ответов. Пример заданий группы № 1 путешественников исследователей. Выполни тест 1. В каком полушарии полностью расположен материк? а) восточном; б) западном; в) северном. 2. Какое место по площади занимает материк Южная Америка среди других материков? а) второе; б) третье; в) четвертое. 3. Какой канал отделяет Южную Америку от Северной Америки? а) Панамский; б) Суэцкий; в) Кильский. 4. Кто открыл материк Южная Америка? а) А.Веспуччи; б) Х.Колумб; в) А.Гумбольдт. 5. Определите северную и южную крайние точки материка: а) Гальинас и Фроуэрд; б) Париньяс и Кабу-Бранку; в) Горн и Марьято. 6.Укажите площадь материка: а) 14 млн. км2; б) 18 млн. км2; в) 24 млн. км2. 7. Какими океанами омывается материк? а) Тихим и Атлантическим; б) Тихим и Индийским; в) Атлантическим и Индийским. 8. Определите крайние точки материка (западную и восточную): а) Париньяс и Кабу-Бранку; б) Гальинас и Фроуэрд; в) Марьято и Париньяс. |
Ответьте на предложенные вопросы. Проверка учителем. Выполнив задания УЭ 2, группа заработала оценку 3, (оценку занести в карту контроля), далее группа переходит к заданиям УО 3.
|
||
УЭ 3 | Цель: В процессе работы
над УЭ3, учащиеся, должны показать умение
определять: географические координаты крайних
точек; соответствие рельефа и внутреннего
строения материка; особенности климатических
поясов и влияние их на природу материка,
климатический пояс по характерным признакам;
зависимость внутренних вод от климата и рельефа;
природную зону по характерным признакам и
представителям этих зон. Самостоятельная работа учащихся в группе. Учащиеся выполняют задания УЭ 3 по плану “Рабочего листа группы”. По степени готовности групп, учитель ведет проверку, сравнивая ответы детей с листом ответов.
|
Проверка учителем. Выполнив задания УЭ 3, группа заработала оценку 4 (оценку занести в карту контроля), далее группа переходит к заданиям УО 4. |
||
УЭ 4 | Цель: В процессе работы
над УЭ4, учащиеся должны показать умение
объяснять: особенности географического
положения материка, причины процессов и явлений
в связи с ГП; географические особенности крупных
форм рельефа, по особенностям рельефа - структуру
внутреннего строения материка; особенности и
закономерности последовательного воздействия
климатообразующих факторов; влияния климата и
рельефа на реки, описывать их географические
особенности и характеристики; умение объяснять
размещение растительного и животного мира по
природным зонам материка южная Америка; влияния
климата на хозяйственную деятельность человека. Самостоятельная работа учащихся в группе. Учащиеся выполняют задания УЭ 4 по плану “Рабочего листа группы”. По степени готовности групп, учитель ведет проверку, сравнивая ответы детей с листом ответов. Пример заданий группы № 1 путешественников исследователей. Задание. Составьте логическую цепочку, как последовательно должны идти предложения. 1. Большая часть материка расположена на экваторе. 2. Разнообразие животного мира. 3. Разнообразие растительного мира 4. Природная зона влажных экваториальных лесов. 5. Круглый год тепло и выпадают осадки. |
Проверка учителем (ассистентом). Выполнив задания УЭ 4, группа заработала оценку 5 (оценку занести в карту контроля), далее группа переходит к заданиям УО 5. |
||
УЭ5 | Рефлексия. Учитель: Ребята, мы решили поставленные задачи, достигли целей? Учащиеся: Объясняют какая работа была проделана, как они справились с заданиями, какого уровня достигли, называют полученные оценки. Учитель: Сегодня вы очень хорошо потрудились, проделали большую работу, получили хорошие оценки. Молодцы! Предлагает кратко ответить на вопросы УЭ5. 1. Такая деятельность на уроке, для вас интересна? 2. Возникали у Вас затруднения при работе с заданиями УЭ (учебных элементов). 3. Вы справились со всеми заданиями? 4. Какое настроение у Вас сейчас, укажи соответственное состояние мордашки. 5. Возьми на столе лепесток соответствующего цвета, и прикрепите его на доску. красный лист – тему урока понял, могу рассказать родителям, друзьям; зелёный лист – тему урока понял, но расскажу с помощью учителя; жёлтый лист – тему урока не понял. |
Ответьте кратко на вопросы. | ||
УЭ 6 | Домашнее задание . Повторить тему “Южная Америка”, параграфы 40–47, подготовиться к контрольной работе. |
ФИ учеников | Входной контроль | УЭ 1 | УЭ 2 | УЭ 3 | Итоговая оценка |