"Мудрость жизни и сердца" в рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке". 5-й класс

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Класс: 5


Цели:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с детством Ф. М. Достоевского и побудить их к самостоятельному изучению биографии писателя;
  • познакомить с творчеством писателя на примере рассказа "Мальчик у Христа на ёлке".

Развивающие:

  • продолжить формирование навыков анализа художественного произведения, умения формулировать главную мысль;
  • продолжить развитие умения вести беседу.

Воспитательные:

  • способствовать формированию у учащихся чувства сострадания, милосердия к людям;
  • способствовать созданию творческой эмоциональной обстановки.

Оборудование: портрет Ф. М. Достоевского (1821-1881); школьная выставка о писателе (цветной раскладной альбом); выставка книг писателя; высказывания о писателе.

Формы и методы работы на уроке: лекция-беседа, аналитическая беседа, художественное чтение. Урок проводит учитель совместно с библиотекарем.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя.

- Наш урок внеклассного чтения проходит в знаменательный день: сегодня, 11 ноября 2011 года исполняется 190 лет со дня рождения русского писателя Ф. М. Достоевского (учитель объявляет тему урока). Достоевский, по словам Н. А. Бердяева, был "не только великий художник, он был также великий мыслитель". А. З. Штейнберг назвал Ф. М. Достоевского национальным философом России. Русский поэт А. А. Блок писал: "Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Верно и другое - с юношеских лет, а то и позже, наш ум, совесть нашу начинает тревожить угрюмое имя - Достоевский".

Вопросы учащимся:

-Что известно о Ф. М. Достоевском вам, пятиклассникам?

-Знаете ли вы произведения Ф. М. Достоевского?

-Писал ли Фёдор Достоевский для детей?

Учитель подводит итог ответов учащихся:

-Не много вы знаете о Ф. М. Достоевском. Пусть сегодня и начнётся ваше знакомство с писателем Фёдором Михайловичем Достоевским. Для чего мы это делаем? Прочтите высказывание Н. А. Бердяева. ( Ученик зачитывает высказывание, помещённое на доске: "Человек, приобщившийся к миру Достоевского, становится новым человеком").

О детских и юношеских годах писателя вам расскажет библиотекарь.

2. Слово библиотекаря. (Материалы для лекции - беседы взяты из Приложения к журналу "Школьная Библиотека", [5].

3. Слово учителя.

- Вы услышали, ребята, что с раннего детства Фёдор Достоевский столкнулся с картинами неприглядного страдания. Квартира Достоевских находилась в здании больницы для неимущих, где работал его отец. Картины нищеты, неустроенности, болезней, преждевременных смертей определили первые впечатления чуткого ребёнка. Когда Фёдору было 16 лет, у него умирает мать, через два года не стало и отца. Свой первый роман он назовёт "Бедные люди" (1845г.) и сразу станет знаменитым. С 1848 года Ф. М, Достоевский занимается революционной деятельностью. За выступление против правительства он будет арестован, заточён в Петропавловскую крепость, вместе с другими петрашевцами (членами кружка революционеров под руководством Петрашевского) его судили военным судом и приговорили к смертной казни через расстрел. И когда уже приговорённые стояли на площади, а солдаты взвели курки на ружьях, огласили, что приговор смягчён. И Достоевского сослали на каторгу в Сибирь. Такие люди, как Ф. М. Достоевский, сами испытавшие многие жизненные невзгоды, становятся более чуткими и к страданиям других людей. Думаю, ваши детские сердца не останутся равнодушными к рассказу Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке".

4. Слово библиотекаря о создании рассказа "Мальчик у Христа на ёлке" [5].

5. Слово учителя.

- Читать произведения Ф. М. Достоевского сложно, поэтому вы услышите рассказ в моём исполнении. Чтобы вам всё было понятно, обратим внимание на некоторые слова.

6. Лексическая работа:

-нары - приспособление для спанья в виде настила из досок на некотором возвышении от пола;

-углы - жилые помещения, сдаваемые приезжим для временного проживания или ночлега;

-картуз - мужской головной убор с жёстким козырьком; неформенная фуражка;

-захворать - заболеть (от слова "хворь").

7. Художественное чтение рассказа учителем. (Перед прочтением произведения учитель даёт задание: "Проследите судьбу главного героя - мальчика и постарайтесь понять, о чём этот рассказ").

8. Аналитическая беседа по вопросам к рассказу:

-Какое у вас настроение после прослушивания рассказа? Почему?

-О чём этот рассказ?

-Почему у героя рассказа нет имени?

-Какое чувство постоянно преследовало мальчика? О чём он всегда думал?

-Что привлекало мальчика за большими стёклами?

-Почему чувство боли ("у него так болят пальчики") притупляется у мальчика?

-Что случилось с мальчиком в конце рассказа?

- Зачем в конце произведения появляется образ Христа?

-Почему рассказ так назван?

-Надо ли детям двадцать первого века читать произведения о тяжёлой жизни детей в девятнадцатом веке? Почему?

9. Выводы и обобщения.

-Чему учит нас рассказ Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"?

- К чему побуждает нас рассказ?

10. Рефлексия. Отзывы о рассказе. Словарь "добрых" слов. (Приложение 1).

11. Выставление оценок.

12. Домашнее задание: познакомиться более близко с биографией Ф. М. Достоевского; выяснить у родителей (взрослых) отношение к личности и творчеству Достоевского.

13. Заключительное слово библиотекаря с использованием высказывания У. Одена: ":общество, которое забудет то, о чём рассказывал Достоевский, недостойно называться человеческим".

14. Заключительное слово учителя.

-Фёдор Михайлович Достоевский советовал: "Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное". Такой серьёзной книгой для вас и стал рассказ Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке". Из него вы взяли частичку мудрости жизни, но ещё больше мудрости сердца, которую мы ищем именно для того, чтобы научиться, как жить.

Литература.

  1. Бердяев Н. А. Мировоззрение Достоевского./Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т .- М.,1994, т.2.
  2. Великие мысли великих людей: Антология афоризма. В 3 т. Том 3./Сост. И. И. Комарова, А. П. Кондрашов. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
  3. Достоевский Ф. М. Мальчик у Христа на ёлке. В кн.: Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 12. - М.:Правда,1982,с.457-462.
  4. Ожегов с. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.,1991.
  5. Пеунова Л. Н., Ширинская М. Ф. Приложение к журналу "Школьная библиотека". Выпуск 9.Серия 2. - М.: Школьная библиотека,2006 . /Текстовое приложение к выставке: биография с.2-10; о рассказе "Мальчик у Христа на ёлке" - лист 7 выставки.
  6. Померанц Г. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. - М.,1990.

Приложение.