Наш небольшой поселок находится на берегу Белого моря. С давних пор жили и живут здесь поморы - местные жители. У поморов существуют особые традиции в песенном, декоративно-прикладном искусстве, манере речи. Так же они сохранили свои народные игры.
Игры Терского берега имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Они просты и доступны детям, не требуют специальной подготовки. Я считаю, что дети должны знать те игры, в которые играли их бабушки и дедушки.
В ходе работы на практике убедилась в огромной воспитательной ценности поморских игр. Ведь эти игры содержат в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа. В играх Терского берега имеется весь арсенал необходимых средств для формирования гражданина, человека.
"Поморские игрища" - физкультурно-игровой досуг.
(старший дошкольный возраст)
Цель: Укреплять здоровье детей через использование в педагогическом процессе поморских подвижных игр.
Задачи:
Ход урока
В зале детей встречает воспитатель, одетый в поморский сарафан:
"Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее. Дай Бог тому, кто в нашем дому, - дорогим гостям, милым детушкам! Чтоб хорошим было все: и житие, и бытие, и здоровьице! "
Воспитатель: Слыхала я, милые детушки, что много игр да хороводов поморских вы знаете? А не хотите ли меня с гостями порадовать, да удаль свою показать.
Воспитатель обращает внимание детей на клубок ниток на полу.
Уж я улкой шла,
Переулком шла,
Клубок ниточек нашла.
Нитка тянется, перетянется,
Клубок катится, перекатится.
Я за ниточку бралась,
Тонка нитка порвалась.
(нитка заканчивается за ширмой. Воспитатель достает корзинку.)
В: Вот корзинка у меня, да не простая она, в ней игры да хороводы поморские спрятались.
Вы готовы поиграть, свою удаль показать?
Воспитатель достает из корзинки веретено: Знакома ли нам эта игра?
Дети: "Веретенце".
Поморская игра "Веретенце". (Приложение 1)
В: А сейчас отгадайте поморскую загадку:
"Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился и отдельно поселился"
(Рукавица)
Воспитатель достает из корзинки рукавицу.
Поморская игра "Зафуфара" (Приложение 2)
Воспитатель достает из корзинки игрушку тетерку.
Дети: Знаем, знаем мы эту игру и очень любим в нее играть.
Поморская игра "Кри - кри". (Приложение 3)
Воспитатель достает из корзинки маленького олененка. Кто это? А каких зверей, что в наших лесах живу, вы ещё знаете?
Ответы детей.
- А как зовут маму у олененка? (ответы детей)
В: Маму у олененка зовут важенка. Есть такая поморская игра "Важенка и оленята"
Воспитатель объясняет детям правила игры, дети разучивают игру "Важенка и оленята" (Приложение 4)
В: Молодцы вы, ребята! Знаете много поморских игр.
А теперь выходи, народ, заводи хоровод.
Поморский хоровод "Розочка алая" (Приложение 5)
Ведущего выбирают с помощью поморской считалки:
Сидел петух на лавочке
Считал свои булавочки:
- Раз, два, три,
В этот счет выходишь ты!
На повторный хоровод дети приглашают гостей.
В: А что, ребятушки, не пора ли нам отдохнуть, да чайку попить? Ждет нас самовар горячий. Гостей приглашайте, да сами не зевайте!