Игры Терского берега

Разделы: Работа с дошкольниками


Наш небольшой поселок находится на берегу Белого моря. С давних пор жили и живут здесь поморы - местные жители. У поморов существуют особые традиции в песенном, декоративно-прикладном искусстве, манере речи. Так же они сохранили свои народные игры.

Игры Терского берега имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Они просты и доступны детям, не требуют специальной подготовки. Я считаю, что дети должны знать те игры, в которые играли их бабушки и дедушки.

В ходе работы на практике убедилась в огромной воспитательной ценности поморских игр. Ведь эти игры содержат в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа. В играх Терского берега имеется весь арсенал необходимых средств для формирования гражданина, человека.

"Поморские игрища" - физкультурно-игровой досуг.

(старший дошкольный возраст)

Цель: Укреплять здоровье детей через использование в педагогическом процессе поморских подвижных игр.

Задачи:

  • Продолжать развивать у детей интерес к поморским играм и хороводам, желание участвовать в них.
  • Познакомить детей с новой поморской подвижной игрой "Важенка и оленята".
  • Воспитывать у детей смекалку, ловкость, чувство товарищества.

Ход урока

В зале детей встречает воспитатель, одетый в поморский сарафан:

"Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее. Дай Бог тому, кто в нашем дому, - дорогим гостям, милым детушкам! Чтоб хорошим было все: и житие, и бытие, и здоровьице! "

Воспитатель: Слыхала я, милые детушки, что много игр да хороводов поморских вы знаете? А не хотите ли меня с гостями порадовать, да удаль свою показать.

Воспитатель обращает внимание детей на клубок ниток на полу.

Уж я улкой шла,
Переулком шла,
Клубок ниточек нашла.
Нитка тянется, перетянется,
Клубок катится, перекатится.
Я за ниточку бралась,
Тонка нитка порвалась.

(нитка заканчивается за ширмой. Воспитатель достает корзинку.)

В: Вот корзинка у меня, да не простая она, в ней игры да хороводы поморские спрятались.

Вы готовы поиграть, свою удаль показать?

Воспитатель достает из корзинки веретено: Знакома ли нам эта игра?

Дети: "Веретенце".

Поморская игра "Веретенце". (Приложение 1)

В: А сейчас отгадайте поморскую загадку:

"Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился и отдельно поселился"
(Рукавица)

Воспитатель достает из корзинки рукавицу.

Поморская игра "Зафуфара" (Приложение 2)

Воспитатель достает из корзинки игрушку тетерку.

Дети: Знаем, знаем мы эту игру и очень любим в нее играть.

Поморская игра "Кри - кри". (Приложение 3)

Воспитатель достает из корзинки маленького олененка. Кто это? А каких зверей, что в наших лесах живу, вы ещё знаете?

Ответы детей.

- А как зовут маму у олененка? (ответы детей)

В: Маму у олененка зовут важенка. Есть такая поморская игра "Важенка и оленята"

Воспитатель объясняет детям правила игры, дети разучивают игру "Важенка и оленята" (Приложение 4)

В: Молодцы вы, ребята! Знаете много поморских игр.

А теперь выходи, народ, заводи хоровод.

Поморский хоровод "Розочка алая" (Приложение 5)

Ведущего выбирают с помощью поморской считалки:

Сидел петух на лавочке
Считал свои булавочки:
- Раз, два, три,
В этот счет выходишь ты!

На повторный хоровод дети приглашают гостей.

В: А что, ребятушки, не пора ли нам отдохнуть, да чайку попить? Ждет нас самовар горячий. Гостей приглашайте, да сами не зевайте!

Приложения.