Предметная область: общешкольный проект
Участники (возраст, класс): учащиеся 9-11 классов (15-17 лет)
Цели и задачи: воспитание личности, востребованной в современном мире: предприимчивой, целеустремленной, с гибким складом ума; воспитание будущего предпринимателя, который способен разглядеть необходимые ресурсы, условия и предпосылки для создания совершенно новой отрасли производства либо способен развивать и совершенствовать уже существующие важные для региона и страны рынки.
Описание: данный проект был разработан для мотивации познавательного интереса учащихся к обучению через предпринимательство. На конкретных примерах успешных людей учащиеся получают основные умения и навыки будущего предпринимателя.
Информационные технологии Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publishe
Ключевые слова: бизнес, предприимчивость, трудолюбие, сотрудничество, саморазвитие
Образовательная среда проекта: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 с. Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области http://shkola1el.narod.ru
Дополнительная информация В ходе реализации проекта учащиеся под руководством учителя изучают предпринимательскую деятельность бизнесменов села. С ними школа заключила договоры о сотрудничестве. Бизнесмены учат основам бизнеса, а учащиеся помогают в разработке сайтов предприятий, буклетов и визиток.
Планирование проекта
Актуальность и оригинальность проекта: экономическое образование в школах сегодня является важной частью общего полного среднего образования; в нашем регионе стартовали различные законопроекты по поддержанию малого и среднего предпринимательства, поэтому школа не может оставаться в стороне: она информирует учащихся и их родителей об экономическом состоянии региона, о действующих законах и предоставлении поддержки малому бизнесу со стороны государства.
Ожидаемые результаты:
В процессе работы над проектом предполагается формирование исследовательских навыков учащихся, формирование умения планировать и реализовывать проектную деятельность, работать в команде над решением единой проблемы, приобретать навыки самостоятельной работы; происходит осмысление выбора своей будущей профессии; получение знаний в области экономики и бизнеса; формирование умений ставить цели, планировать и анализировать результаты.
План проведения проекта
1 этап. Организационно-подготовительный
• Формирование групп учащихся,
• Составление плана работы.
• Формулирование вопросов для исследований.
• Подбор информационных ресурсов для проекта
• Создание учителем буклета для родителей, вводной презентации для учащихся.
• Создание дидактических материалов (словарь понятий, бланки для разработки планов исследования в группах, критерии оценивания (презентации), списка рекомендуемых ресурсов)
2 этап. Обучающий
• Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации учителя.
• Выявление предварительных знаний детей по теме проекта (ЗИУ), с помощью теста, листа контроля.
• Формулирование проблемных и частных вопросов проекта, тем исследований. Определение групп по интересам.
• Определение темы исследования каждым учеником и по группам.
• Определение этапов работы над проектом.
• Планирование исследований
• Совместное планирование проекта для отдельных учеников.
• Знакомство с критериями оценки работ.
3 этап. Исследовательский
• Работа по группам. Проведение исследований. Сбор информации, а именно:
1. Проведение тестов, социологических опросов.
2.Сохранение результатов в формате Word .
3. Самостоятельный поиск информации в Интернете. Знакомство с памяткой по эффективному поиску информации в Интернете, листами для оценивания Веб-сайтов, помощь в подборе ключевых слов по теме исследования, корректировка плана работы групп.
4. Работа с печатными материалами.
5. Изучение методических материалов, предлагаемых к проекту.
6. Составление плана презентации.
7. Оформление результатов исследований с помощью выбранного инструмента презентаций.
8. Самооценивание презентаций участниками проекта.
9. Взаимооценка работ друг у друга.
4 этап. Итоговый. Защита проекта.
Учебно-методические материалы
Социальная значимость проекта:
- наличие в проекте воспитательного потенциала;
- возможность реализации межпредметных связей;
- значимость данной информации для учащихся.
В ходе проекта учащиеся работали по группам. На заключительном этапе проекта проводится презентация проекта (выступление групп учащихся с презентациями, докладами). (см. Приложение –презентация 10 А класса). Происходит оценивание проекта.
Направления деятельности:
- поисковая – проводить контекстный поиск в гипертексте, Интернете, работа с данными о предпринимательстве в селе;
- информационная – структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
- коммуникативная – слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;
- творческая – развитие креативного мышления; дизайнерская – развитие эстетического вкуса при подготовке презентации.
Критерии оценивания
В качестве главных показателей результативности проекта являются: развитие знаний, навыков и компетенций учащихся, а также соответствие результатов проекта его цели и задачам.
Школьникам удалось изучить жизнь и деятельность фермера села Пайгина А.А. и выяснить формулу успеха предпринимателя.
Выполнение проекта позволило учащимся:
- научиться проводить опросы, интервью;
- обрабатывать информацию;
- развить коммуникативные навыки;
- развить в себе умение делать осознанный выбор и умение работать в коллективе
- создать визитку КФХ “Пайгин А.А.” и рекламу его продукции на TV – канале СТС
В плане: создание сайта КФХ “Пайгин А.А.”