Урок математики "Буквенные выражения"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока: познакомить детей с новым математическим понятием "буквенные выражения", научить находить значения буквенных выражений.

Задачи урока:

Образовательные:

  • уточнить понятия "выражение", "числовое выражение", "значение выражения";
  • ввести понятие "буквенное выражение";
  • отрабатывать навык нахождения значений числовых и буквенных выражений;
  • закреплять вычислительные навыки учащихся, умение решать задачи;
  • формировать умение работать с самоклеящейся бумагой;

Развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление, культуру математической речи;
  • расширять кругозор и словарный запас детей;

Воспитательные:

  • воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении заданий;
  • воспитывать здоровый образ жизни, интерес к физкультуре и математике;

Здоровьесберегающие:

  • сохранять здоровье детей с помощью здоровьесберегающей организации учебного процесса.

Оборудование:

Для учителя: проектор, экран, карточки для учащихся, наглядные пособия, медали для учащихся, доска.

Для учащихся: тетрадь, альбомные листы, кольца из цветной бумаги.

Ход урока

1. Орг. момент.

- Ребята, какое важное "волшебное" слово люди говорят при встрече? (здравствуйте)

- Как вы думаете, что желают, когда говорят "здравствуйте"?

- Оказывается, когда люди здороваются, они желают другим самого дорогого на свете - здоровья. Поэтому давайте пожелаем друг другу добра, улыбок и крепкого здоровья.

2. Сообщение темы урока.

- Ребята, а что необходимо каждый день делать для того, чтобы быть здоровым?

(делать зарядку, соблюдать режим дня, закаляться, правильно питаться, спортом заниматься).

- Сегодня на уроке математики вы не только узнаете новое о математических выражениях, мы поговорим и о здоровом образе жизни и Олимпийских играх. Что такое Олимпийские игры?

Слайд 1: Олимпийские игры.

- Первые Олимпийские игры начали проводить древние греки. У них было много богов, а самым главным был бог Зевс. Жили эти божества по преданию на горе Олимп. Соревнования проводились у подножия горы Олимп в честь бога Зевса, поэтому и игры стали называться Олимпийскими.

Слайд 2: рисунок с изображением бога Зевса.

3. Актуализация знаний.

- Чтобы помочь узнать, с чего начинаются Олимпийские игры, некоторые ученики сделают задания на карточках.

Раздаю карточки.

- Ребята, спортсмены проходят долгий путь, чтобы попасть в Олимпийскую команду. Для них это большая честь. Мы сейчас проверим, кто попадет в нашу Олимпийскую команду.

Я буду задавать вопрос, а вы должны быстро и правильно ответить.

1) 12 увеличить на 6.

2) Найдите сумму чисел 8 и 7.

3) Найдите разность чисел 10 и 7.

4) Назовите самое маленькое трехзначное число.

5) Назовите число, которое больше 5 на 5.

Молодцы! Теперь задания сложнее. Проверим, как вы умеете логически мыслить.

6) Двое играли в шашки 4 часа. Сколько часов играл в шашки каждый из них?

7) Талисманчики предыдущих Олимпийских игр: тигренок, панда и медвежонок тоже приняли участия в соревнованиях. Тигренок прыгнул дальше медвежонка, а панда - ближе медвежонка. Кто прыгнул дальше всех? (медвежонок)

Иллюстрирую задачу на доске.

- Какое слово получилось на карточках? (огонь)

Слайд3: огонь.первым слагаемым с . суммируются компоненты всех математических которые ученики сделают задания на карточках.екалку в матевеличиваетсяве

- Олимпийский огонь зажигают во время поднятия Олимпийского флага. Давайте сделаем Олимпийский флаг и, выполняя задания, доберемся по нашему стадиону до факела, чтобы зажечь олимпийский огонь.

- Необходимо собрать рассыпанные кольца у вас на партах и приклеить их на бумагу. Работать вы будете в парах. Кольца вырезаны из самоклеящейся бумаги. Как с ней работать? Но есть одно правило: вы можете приклеить кольцо, только выполнив задание.

- Запишите в тетради число, классная работа.

- Запишите под мою диктовку выражения: 15 - 5, 10 + 6 (1 ученик у доски)

- Чему равно это выражение?

- Как по-другому можно прочитать?

- Как называются эти записи? (числовые)

Вешаю табличку: Числовые выражения.

Приклейте синее кольцо. (я приклеиваю на доске)

Физкультминутка (активная)

Вдох и выдох!
Раз - присели!
Два - привстали!
Чтоб задержки никакой!
Три - нагнулись
И достали до носка одной рукой.
Здоровье в порядке -
Спасибо зарядке!

4. Постановка цели урока (проблемная ситуация).

- А теперь посмотрите на эту запись.

Слайд 4: 5 +

- Вам встречались такие записи?

- Да, в таких записях был еще ответ. Что вы тогда делали? (вставляли в окошко число, чтобы равенство было верным)

- Можно поставить в это окошко число?

- Давайте попробуем. Какое возьмем число?

- Какой будет запись?

- Можем вычислить?

- Сколько получили?

- Какое числовое выражение у нас получилось?

- Можно вставить в окошко другие числа?

- Давайте проверим.

- Какой сделаем вывод? (если в окошко вставлять разные числа, получатся разные числовые выражения)

5. Открытие "нового знания".

Математики вместо окошек используют латинские буквы. Их много. Вот некоторые из них. Буквы печатные, в тетради используют письменные буквы, какие - я покажу вам дальше, когда будем выполнять задания.

Вешаю на доску таблицу с латинскими буквами.

- Прочитаем хором.

Посмотрите на запись:

Слайд 5: 5+а

- Как бы вы назвали выражения с буквой?

Слайд 6: Буквенные выражения.

Вешаю на доску плакат: Буквенные выражения.

Приклейте черное кольцо.

- Теперь будем учиться находить значения буквенных выражений.

Слайд 7: 5 + а

12 - в

- Можно ли найти значения этих выражений?

- А если вместо букв подставить числа, мы сможем найти значения буквенных выражений?

- Какие числа можно вставить вместо буквы в выражении 5 + а? (любое)

12-в?

- Можно вставить в выражение 12 - в число 13 или 15?

- Давайте найдем значения этих двух буквенных выражений, если а =7, в =2.

Учащиеся работают в тетрадях.

Слайд 8: 5 + а если а =7, то 5 + 7 =12

12 -в если в = 2, то 12 - 2=10

Приклейте красное кольцо.

6. Первичное закрепление.

Теперь выполним задание : "доска сомнений" . Не знаешь, сомневаешься - спроси. Проверим, как вы поняли новую тему.

-Прочитайте буквенные выражения.

Слайд 9: х + 7 если х = 7

15 - х если х =10

х - 4 если х=9

Три ученика работают у доски.

- Прочитайте числовое выражение, которое получили.

- Приклейте желтое кольцо.

При открытии важных мероприятий всегда звучат фанфары. Что такое фанфара?

-Ребята, если вы не знаете, что обозначает слово, можно найти его значение в толковом словаре. Словарей очень много, вот у меня толковый словарь Ожегова.

Фанфара - медный духовой музыкальный инструмент в виде удлиненной трубы. У слова может быть несколько значений. Вот второе значение этого слова: короткий сигнал торжественного характера, исполняемый на таком инструменте.

Слайд 10: изображение фанфары.

- Давайте подуем в фанфары.

Дыхательная гимнастика.

Слайд 11: звук фанфар.

7. Закрепление нового материала.

- Решите задачу. А про что, угадайте:

Проста загадка и легка:
Пишусь всегда через два -к-.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я :(хоккей)

Слайд 12: Задача.

Игроки хоккейной команды забили 7 шайб, а в их ворота влетело на с шайб больше. Сколько шайб влетело в их ворота?

- Повторите условие задачи.

- Повторите вопрос.

-Какое действие вы выберете для решения этой задачи?

- Какие слова указывают на выбор действия сложения?

- Запишите решение задачи буквенным выражением.

Один ученик пишет на доске - 7 + с

- Мы можем посчитать?

- В каком случае можно получить ответ? (когда узнаем значение буквы)

- Решите задачу, если с = 4.

- Запишите решение, ответ.

Один ученик пишет на доске.

Слайд 13: решение и ответ задачи.

Приклейте последнее кольцо.

- Вы уже можете зажечь огонь, но надо начертить к нему дорожку.

Возьмите линейку, простой карандаш. Начертите отрезок длиной 6 см. Давайте обозначим начало и конец отрезка латинскими буквами.

Слайд 14: отрезок.

Зажигается наш Олимпийский огонь, поднимается олимпийский флаг.

Покажите флаги, которые у вас получились.

8. Рефлексия.

- А наши талисманчики Олимпийских игр проверят, что вы сегодня запомнили.

Прочитайте выражения на карточках. (5+а, 5+7)

- Как они называются? Почему?

- Какие латинские буквы вы сегодня запомнили?

- Как найти значение буквенного выражения, если будет известно значение буквы?

- Какой у нас получились символы олимпийских игр?

- Знаете ли вы, что в 2014 году олимпийские игры будут проходить в нашей стране?

- В каком городе?

- Будем болеть за наших спортсменов на олимпийских играх в Сочи в 2014 году.

Слайд 15: Сочи - 2014 год.

- А вы сегодня все попадаете в Олимпийскую команду. Вот ваши награды - медали.

Всем спасибо за вниманье.
За азарт соревнованья,
За задор и ваши знанья!

Резерв: поставьте на отрезке точку так, чтобы первая часть отрезка была больше второй.

Обозначьте ее тоже латинской буквой.