Цели урока: познакомить детей с новым математическим понятием "буквенные выражения", научить находить значения буквенных выражений.
Задачи урока:
Образовательные:
- уточнить понятия "выражение", "числовое выражение", "значение выражения";
- ввести понятие "буквенное выражение";
- отрабатывать навык нахождения значений числовых и буквенных выражений;
- закреплять вычислительные навыки учащихся, умение решать задачи;
- формировать умение работать с самоклеящейся бумагой;
Развивающие:
- развивать внимание, память, мышление, культуру математической речи;
- расширять кругозор и словарный запас детей;
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении заданий;
- воспитывать здоровый образ жизни, интерес к физкультуре и математике;
Здоровьесберегающие:
- сохранять здоровье детей с помощью здоровьесберегающей организации учебного процесса.
Оборудование:
Для учителя: проектор, экран, карточки для учащихся, наглядные пособия, медали для учащихся, доска.
Для учащихся: тетрадь, альбомные листы, кольца из цветной бумаги.
Ход урока
1. Орг. момент.
- Ребята, какое важное "волшебное" слово люди говорят при встрече? (здравствуйте)
- Как вы думаете, что желают, когда говорят "здравствуйте"?
- Оказывается, когда люди здороваются, они желают другим самого дорогого на свете - здоровья. Поэтому давайте пожелаем друг другу добра, улыбок и крепкого здоровья.
2. Сообщение темы урока.
- Ребята, а что необходимо каждый день делать для того, чтобы быть здоровым?
(делать зарядку, соблюдать режим дня, закаляться, правильно питаться, спортом заниматься).
- Сегодня на уроке математики вы не только узнаете новое о математических выражениях, мы поговорим и о здоровом образе жизни и Олимпийских играх. Что такое Олимпийские игры?
Слайд 1: Олимпийские игры.
- Первые Олимпийские игры начали проводить древние греки. У них было много богов, а самым главным был бог Зевс. Жили эти божества по преданию на горе Олимп. Соревнования проводились у подножия горы Олимп в честь бога Зевса, поэтому и игры стали называться Олимпийскими.
Слайд 2: рисунок с изображением бога Зевса.
3. Актуализация знаний.
- Чтобы помочь узнать, с чего начинаются Олимпийские игры, некоторые ученики сделают задания на карточках.
Раздаю карточки.
- Ребята, спортсмены проходят долгий путь, чтобы попасть в Олимпийскую команду. Для них это большая честь. Мы сейчас проверим, кто попадет в нашу Олимпийскую команду.
Я буду задавать вопрос, а вы должны быстро и правильно ответить.
1) 12 увеличить на 6.
2) Найдите сумму чисел 8 и 7.
3) Найдите разность чисел 10 и 7.
4) Назовите самое маленькое трехзначное число.
5) Назовите число, которое больше 5 на 5.
Молодцы! Теперь задания сложнее. Проверим, как вы умеете логически мыслить.
6) Двое играли в шашки 4 часа. Сколько часов играл в шашки каждый из них?
7) Талисманчики предыдущих Олимпийских игр: тигренок, панда и медвежонок тоже приняли участия в соревнованиях. Тигренок прыгнул дальше медвежонка, а панда - ближе медвежонка. Кто прыгнул дальше всех? (медвежонок)
Иллюстрирую задачу на доске.
- Какое слово получилось на карточках? (огонь)
Слайд3: огонь.первым слагаемым с . суммируются компоненты всех математических которые ученики сделают задания на карточках.екалку в матевеличиваетсяве
- Олимпийский огонь зажигают во время поднятия Олимпийского флага. Давайте сделаем Олимпийский флаг и, выполняя задания, доберемся по нашему стадиону до факела, чтобы зажечь олимпийский огонь.
- Необходимо собрать рассыпанные кольца у вас на партах и приклеить их на бумагу. Работать вы будете в парах. Кольца вырезаны из самоклеящейся бумаги. Как с ней работать? Но есть одно правило: вы можете приклеить кольцо, только выполнив задание.
- Запишите в тетради число, классная работа.
- Запишите под мою диктовку выражения: 15 - 5, 10 + 6 (1 ученик у доски)
- Чему равно это выражение?
- Как по-другому можно прочитать?
- Как называются эти записи? (числовые)
Вешаю табличку: Числовые выражения.
Приклейте синее кольцо. (я приклеиваю на доске)
Физкультминутка (активная)
Вдох и выдох!
Раз - присели!
Два - привстали!
Чтоб задержки никакой!
Три - нагнулись
И достали до носка одной рукой.
Здоровье в порядке -
Спасибо зарядке!
4. Постановка цели урока (проблемная ситуация).
- А теперь посмотрите на эту запись.
Слайд 4: 5 +
- Вам встречались такие записи?
- Да, в таких записях был еще ответ. Что вы тогда делали? (вставляли в окошко число, чтобы равенство было верным)
- Можно поставить в это окошко число?
- Давайте попробуем. Какое возьмем число?
- Какой будет запись?
- Можем вычислить?
- Сколько получили?
- Какое числовое выражение у нас получилось?
- Можно вставить в окошко другие числа?
- Давайте проверим.
- Какой сделаем вывод? (если в окошко вставлять разные числа, получатся разные числовые выражения)
5. Открытие "нового знания".
Математики вместо окошек используют латинские буквы. Их много. Вот некоторые из них. Буквы печатные, в тетради используют письменные буквы, какие - я покажу вам дальше, когда будем выполнять задания.
Вешаю на доску таблицу с латинскими буквами.
- Прочитаем хором.
Посмотрите на запись:
Слайд 5: 5+а
- Как бы вы назвали выражения с буквой?
Слайд 6: Буквенные выражения.
Вешаю на доску плакат: Буквенные выражения.
Приклейте черное кольцо.
- Теперь будем учиться находить значения буквенных выражений.
Слайд 7: 5 + а
12 - в
- Можно ли найти значения этих выражений?
- А если вместо букв подставить числа, мы сможем найти значения буквенных выражений?
- Какие числа можно вставить вместо буквы в выражении 5 + а? (любое)
12-в?
- Можно вставить в выражение 12 - в число 13 или 15?
- Давайте найдем значения этих двух буквенных выражений, если а =7, в =2.
Учащиеся работают в тетрадях.
Слайд 8: 5 + а если а =7, то 5 + 7 =12
12 -в если в = 2, то 12 - 2=10
Приклейте красное кольцо.
6. Первичное закрепление.
Теперь выполним задание : "доска сомнений" . Не знаешь, сомневаешься - спроси. Проверим, как вы поняли новую тему.
-Прочитайте буквенные выражения.
Слайд 9: х + 7 если х = 7
15 - х если х =10
х - 4 если х=9
Три ученика работают у доски.
- Прочитайте числовое выражение, которое получили.
- Приклейте желтое кольцо.
При открытии важных мероприятий всегда звучат фанфары. Что такое фанфара?
-Ребята, если вы не знаете, что обозначает слово, можно найти его значение в толковом словаре. Словарей очень много, вот у меня толковый словарь Ожегова.
Фанфара - медный духовой музыкальный инструмент в виде удлиненной трубы. У слова может быть несколько значений. Вот второе значение этого слова: короткий сигнал торжественного характера, исполняемый на таком инструменте.
Слайд 10: изображение фанфары.
- Давайте подуем в фанфары.
Дыхательная гимнастика.
Слайд 11: звук фанфар.
7. Закрепление нового материала.
- Решите задачу. А про что, угадайте:
Проста загадка и легка:
Пишусь всегда через два -к-.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я :(хоккей)
Слайд 12: Задача.
Игроки хоккейной команды забили 7 шайб, а в их ворота влетело на с шайб больше. Сколько шайб влетело в их ворота?
- Повторите условие задачи.
- Повторите вопрос.
-Какое действие вы выберете для решения этой задачи?
- Какие слова указывают на выбор действия сложения?
- Запишите решение задачи буквенным выражением.
Один ученик пишет на доске - 7 + с
- Мы можем посчитать?
- В каком случае можно получить ответ? (когда узнаем значение буквы)
- Решите задачу, если с = 4.
- Запишите решение, ответ.
Один ученик пишет на доске.
Слайд 13: решение и ответ задачи.
Приклейте последнее кольцо.
- Вы уже можете зажечь огонь, но надо начертить к нему дорожку.
Возьмите линейку, простой карандаш. Начертите отрезок длиной 6 см. Давайте обозначим начало и конец отрезка латинскими буквами.
Слайд 14: отрезок.
Зажигается наш Олимпийский огонь, поднимается олимпийский флаг.
Покажите флаги, которые у вас получились.
8. Рефлексия.
- А наши талисманчики Олимпийских игр проверят, что вы сегодня запомнили.
Прочитайте выражения на карточках. (5+а, 5+7)
- Как они называются? Почему?
- Какие латинские буквы вы сегодня запомнили?
- Как найти значение буквенного выражения, если будет известно значение буквы?
- Какой у нас получились символы олимпийских игр?
- Знаете ли вы, что в 2014 году олимпийские игры будут проходить в нашей стране?
- В каком городе?
- Будем болеть за наших спортсменов на олимпийских играх в Сочи в 2014 году.
Слайд 15: Сочи - 2014 год.
- А вы сегодня все попадаете в Олимпийскую команду. Вот ваши награды - медали.
Всем спасибо за вниманье.
За азарт соревнованья,
За задор и ваши знанья!
Резерв: поставьте на отрезке точку так, чтобы первая часть отрезка была больше второй.
Обозначьте ее тоже латинской буквой.