Непосредственно организованная деятельность. Игра-путешествие "В стране Шуршундия"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель: Автоматизация звука Ш на материале мультимедийной презентации

Задачи:

  • Закрепить навык правильного произношения звука Ш в слогах, словах, предложениях.
  • Продолжать учить выделять звук Ш в словах, находить место звука в слове, обозначать звук Ш буквой.
  • Продолжать учить различать понятия "звук" и "буква"
  • Развитие общей и мелкой моторики посредством игр с речевым сопровождением.
  • Продолжать воспитывать чувство взаимовыручки, доброжелательного отношения друг к другу

Инструменты и материалы: Индивидуальные зеркала, султанчики, шнурки разного цвета, счетные палочки, мяч, карточки с картинками из лото

Серия картинок "Мышонок и шар"

Мультимедийное сопровождение: Презентация "В стране Шуршундии"

Мотивация: письмо с сообщением о приглашении в волшебную страну, где поспорили два гнома Аш и Ош. Детям предлагается рассудить спор гномов.

Ход путешествия

Дети стоят в кругу. Логопед вспоминает стихотворение и просит детей определить, какой звук слышится в стихах чаще других.

В тишине лесной глуши
Шепот к шороху спешит
Шепот к шороху спешит
Шепот по лесу шуршит

Дети определяют в словах наличие звука Ш.

В это время раздается стук в дверь, входит почтальон. Он принес письмо. В письме сообщается о том, что в волшебной стране Шуршундии поссорились два друга - гномы Ош и Аш. Королева Шуршундии просит ребят помочь помирить гномов. Дети отправляются в путешествие.

Для того, чтобы попасть в волшебную страну мы должны правильно выполнить артикуляционные упражнения.

Артикуляционная гимнастика: Презентация (слайд №2)

  • "Улыбка" - "Трубочка"
  • "Лопата" - "жало"
  • "Чашечка"
  • "губы круглые, как бублик"

Дети садятся за столы, выполняют упражнения со зрительной опорой (индивидуальные зеркала)

После окончания гимнастики подул сильный ветер, зашуршали опавшие листья, дети произносят песенку опавших листьев: "Ш-Ш-Ш" (Слайд №3) в это время на экране появляется страна Шуршундия и королева

Упражнение на развитие фонематического слуха (Слайд №4)

"Выдели слова со звуком Ш"

Дети называют предметы, изображенные на картинках, логопед либо один из детей проверяет результат с помощью компьютера.

Работа со слогами, словами

Королева сообщает детям, что гномы поссорились из-за того, что не могут разделить звук Ш. Каждый из них считает звук Ш своим. Слайды №5-8 (произнесение слогов)

Ребята выполняют задания с презентации и стараются помирить друзей. Повторяют за логопедом слоги, называют детенышей животных. Работать за компьютером с мышкой может один из детей либо взрослый. Если в группе есть ребенок с заключением ОНР - I или II, то работу с мышкой лучше поручить ему, т.к. возникает дополнительная стимуляция речевой деятельности.

В задании с слайда №9 - называют слова со звуком Ш, пытаются назвать место звука в слове. Слайд №9 (выделение звука Ш в словах)

Физминутка (игра с речевым сопровождением)

Коготочки

У кошкиной дочки
На лапах коготочки.
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши.

Дети изображают кошку. Затем повторяют стихи и показывают "коготки" кистями рук.

Развитие фонематического слуха Слайды № 10, 11

Дети выполняют задания, указанные на слайдах, используя индивидуальные карточки и зрительно проверяя результат по слайдам. За компьютером могут выполнять задания по очереди (как при выходе к доске). Так же логопед может сам выполнять действия, используя слайды в виде зрительной опоры при проверке результата.

"разложи вещи, назови слова, в которых есть звук Ш"

"Назови картинки, какая из них лишняя? Проверь себя."

Автоматизация в стихах Слайд № 12

Дети рассматривают кошку на слайде, повторяют за взрослым стихотворение про кошку.

Игра "Определи место звука в слове" Слайд № 14 с изображением гномов

Определяют первый звук в именах гномов. Находят место звука Ш в их именах

Конструирование буквы Слайд № 15 с изображением буквы Ш

Дети помогают гномам и делают для каждого букву Ш из подручного материала (шнурки, палочки), опираясь на картинку на слайде. Логопед обращает внимание на различие между звуком и буквой (букву мы видим и пишем, а звук слышим и произносим)

Подводим итог: гномы Ош и Аш помирились, теперь у каждого из них есть буква Ш, они узнали, что звук Ш стоит в конце их имен. Гномы прощаются с детьми и приглашают их в гости в следующий раз. Слайд №16 с изображением гномов и королевы страны Шуршундии

В конце путешествия дети обсуждают, где они были и что делали. Затем вместе с воспитателем в свободное время рисуют запомнившиеся моменты путешествия.

Домашнее задание: Вспомнить путешествие и вместе с родителями нарисовать героев Аш и Ош, обозначить на схеме место звука Ш в их именах, наклеить картинки с подарками для гномов (со звуком Ш)

В случае использования презентации родителями - выучить стихи со слайда №13.

Путешествие может проходить как в кабинете логопеда, так и в помещении группы. Место проведения зависит от количества детей и технических возможностей (может быть использован ноутбук либо проектор с экраном)

У данной презентации существует продолжение с использованием серии картинок и сюжетных картинок для составления рассказов. (слайды №№ 17-19). Задание может быть использовано в индивидуальной работе логопеда, воспитателя или родителями в домашних условиях.

Данная презентация может быть выдана родителям в виде домашнего задания для закрепления изученного материала.

Ссылки на использованные интернет - ресурсы: "images.yandex.ru>

Использованная литература.

  1. Е.А.Борисова "Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками",
  2. Т.А.Ткаченко "Логопедическая энциклопедия"