Всем известно, что в этом году в общеобразовательных учреждениях России первоклассников обучать стали по стандартам второго поколения. Многие столкнулись с ситуацией необходимости нового нестандартного обучения учащихся с целью формирования универсальных учебных действий и личностного подхода в обучении. На базе гимназии действует инновационная площадка. Для продуктивного подхода к работе, в рамках ФГОСов второго поколения и разработки программ, позволяющих наиболее продуктивно развивать универсальные познавательные действия и навыки коммуникации у первоклассников, на методическом совете начальной школы было принято решение в качестве эксперимента проводить дополнительные игровые занятия педагога-психолога с двумя из пяти классов первоклассников в период адаптационного периода на большой перемене. По-моему мнению, ребята шести с половиной лет, приходя в школу, сталкиваются с проблемой адаптации не только в новом коллективе, к новой социальной роли и новым требованиям, но и с ситуацией изменения ведущей деятельности с игровой на учебную. Поэтому, подбирая и проводя игры, я особое внимание обращала на развитие таких навыков у учащихся, как умение уточнять информацию, умение договариваться, принимать коллективное решение, умение соблюдать правила, работать в группе. В течении двух с половиной месяцев на большой перемене учащиеся 1 "А" и 1 "Б" классов освоили такие общеизвестные игры из детства взрослых как "Гуси-лебеди, "Пятнашки"("Латки"), "Латки-вышины", "Латки-присядки", "Краски", "Жмуркм". В период с 27 октября 2011 года до 15 ноября 2011 года в МБОУ гимназии № 33 было проведено обследование учащихся первых классов с целью выявления дезадоптивных учащихся с помощью микропрактикума "Мой класс". Хотелось бы представить данный микропрактикум в развернутом виде, так как им очень удобно пользоваться практикующему психологу при диагностике адаптации первоклассников. Данная методика может использоваться как в индивидуальной работе, так и в групповой и так как она рисуночная, то проходит очень легко и интересно.
"Мой класс"
Источники:
- Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В.Еремкина, Н.А.Жокина, Н.В. Мартишина "Справочник заместителя директора по воспитательной работе" Москва: Образовательный центр "Педагогический поиск",1999г
- Социально-психологические проблемы взаимодействия в группах и коллективах: Методическое пособие для студентов. Саранск, 1990г.
Инструкция:
Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса: "Ребята! На этом рисунке схематично изображен ваш класс. За столом сидит учитель, заняты своим делом ученики. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свою имя и фамилию. Затем отметте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию".
Учителю важно знать:
- С кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый?
- Какое место в классе он отводит индефицируемому с собой персонажу (Рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)
- Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?
Анализ результатов:
На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.
Позиция "один, вдали от учителя" - эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.
Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, - доказательство лагополучной социально-психологической позиции ребенка.
Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.
Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.
Обработка результатов:
Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе (табл.1)
Таблица 1
Варианты ответов | Колличество баллов по номерам | |||
а | 0 | 1 | 2 | 5 |
б | 5 | 2 | 5 | 2 |
в | 3 | 3 | 0 | 3 |
г | 2 | 0 | 1 | 0 |
д | 4 | 5 | 3 | 1 |
е | 1 | 4 | 4 | 4 |
Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации.
Уровни мотивации |
Количесто баллов по номерам |
Сумма баллов итогового уровня мотивации |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
I |
5 |
5 |
5 |
5 |
17 - 20 |
II |
4 |
4 |
4 |
4 |
13 - 16 |
III |
3 |
3 |
3 |
3 |
9 - 12 |
IV |
2 |
2 |
2 |
2 |
5 - 8 |
V |
0-1 |
0-1 |
0-1 |
0-1 |
0 - 4 |
I - очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху
II - высокий уровень учебной мотивации
III - нормальный (средний) уровень мотивации
IV - сниженный уровень учебной мотивации
V - низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.
Для оценки эффективности образовательного процесса на этапе тестирования первоклассников определяются следующие показатели:
- количество учащихся, уровень мотивации которых характеризуется как очень высокий;
- количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как высокий;
- количество учащихся с нормальным уровнем мотивации;
- количество учащихся со сниженным уровнем учебной мотивации;
- количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации.
Все названные показатели необходимо выразить в процентах от общего числа обследуемых детей. Полученные процентные показатели информируют педагогов о начальном уровне мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах.
В ходе обследования получили данные по следующим критериям:
- уровень сформированности позиции школьника и познавательного интереса;
- уровень социально-психологической обстановки;
- приоритет значимого лица;
- трудность в адаптации.
Сформированную позицию школьника и сформированный познавательный интерес
В 1 "А" классе - 0%,
В 1 "Б" классе - 9%,
В 1 "Г" классе - 5%,
В 1 "Д" классе - 13%.
Сформированную позицию школьника и выраженный познавательный интерес
В 1 "А" классе - 12,5%,
В 1 "Б" классе - 26%,
В 1 "В" классе - 38%,
В 1 "Г" классе - 18%,
В 1 "Д" классе - 21%
Позиция школьника сформирована
В 1 "А" классе - 25%
В 1 "Б" классе - 4%
В 1 "В" классе - 9%
В 1 "Г" классе -5%
В 1 "Д" классе - 0%
Трудности адаптации в классном коллективе
В 1 "А" классе - 8%
В 1 "Б" классе - 26%
В 1 "В" классе - 29%
В 1 "Г" классе - 36%
В 1 "Д" классе - 25%
Таким образом наглядно видно, что адаптационный период завешен не у всех учащихся первых классов. В классах 1 "А" и 1 "Б" показатели несколько лучше, поэтому можно сделать вывод, что вводя проведение больших перемен как игровые с усвоением правил и налаживанием коллективного взаимодействия, мы можем помочь первоклассникам более безболезненно адаптироваться в новом коллективе и принять новую для них роль ученика.