Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Прыжок""

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Продолжать знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого.
  • Формировать умения читать новый текст правильно, бегло, сознательно и выразительно. Учить детей находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное состояние героев, их поступки. Развивать умение делить текст на смысловые части, озаглавливать их, анализировать.
  • Развивать интерес к чтению, способствовать развитию способностей эстетического восприятия и оценки произведения. Развивать умение оценивать свою работу и работу товарищей.

Ожидаемые результаты: развивать нравственно-ценностные ориентиры.

Оборудование: Слайдовая презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Пересказ рассказа Л.Н. Толстого "Акула" с использованием памятки "По следам услышанного":

Мы прослушали (близкий к тексту, сжатый) пересказ

По качеству речи пересказ был:

а) чёткий - нечёткий

б) громкий - тихий

в) без запинок - с запинками

3. (Сохранена, нарушена) структура рассказа

4. (Сохранён, нарушен) особый язык рассказа.

5. ( Использованы, не использованы) различные выразительные средства языка.

Я бы оценил (а) этот пересказ: а) примерно, б) хорошо, в) удовлетворительно, г) неудовлетворительно.

III. Изучение темы урока.

1. Подготовка к восприятию.

Учитель. Ребята, рассмотрите ещё раз иллюстрацию к рассказу

Л.Н. Толстого "Акула". (Демонстрация слайда № 1)

Это парусный корабль, на котором раньше, до изобретения пароходов, совершали морские плавания. Это военный корабль. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева. Мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. высота трёх-пятиэтажного дома. На мачтах - перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго. И если случалось побывать паруснику в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьяну, весёлого и шаловливого зверька, который потешал людей в свободную от нелёгкой морской службы минуту. А бывало и так, что проказы зверя становились причиной неприятных происшествий. Об одном из них, случившемся давным-давно, поведал в рассказе "Прыжок" Л.Н. Толстой.

(Демонстрация слайда № 2)

Учитель. Ребята, посмотрите, как красиво на поверхности моря.

(Возвращение к слайду №1)

А теперь, закройте глазки и представьте себе увлекательный подводный мир. Опуститесь мысленно на самую глубину моря и вы увидите необычайную его красоту.

В рассказе тоже есть глубина и красота. Красота - это заманчивая тайна, которую хочется разгадать, а глубина - это путь к саморазвитию через чтение. И если мы с вами, ребята, доберёмся до глубины рассказа, то будем считать, что задача сегодняшнего урока выполнена.

2. Первичное восприятие.

Чтение текста учителем.

3. Проверка качества первичного восприятия.

Учитель (после паузы). Поделитесь мыслями и чувствами по поводу услышанного вами. О чём вам думалось?

(Свободные высказывания детей).

IV. Физминутка.

Море волнуется - раз
Море волнуется - два
Море волнуется - три
Морская фигура замри.

4. Вторичное перечитывание текста.

Учитель. А сейчас, ребята, каждый из вас почитает рассказ для себя. Закройте ушки и вполголоса прочитайте рассказ. По ходу чтения подумайте над вопросом: похожи ли мальчики, герои двух рассказов Л.Н. Толстого? Чем?

5. Анализ рассказа, деление его на части с использованием разноуровневых заданий.

Учитель. А теперь, ребята, давайте постараемся открыть бездну рассказа. Для этого перечитаем рассказ ещё раз, выполняя задания трёх карточек - жёлтой, зелёной, красной. (Демонстрируются разноуровневые задания - карточки на доске).

Задание жёлтой карточки.

Прочитай текст целыми словами, соблюдая интонацию и знаки препинания, деля текст на смысловые части.

Задания зелёной карточки.

Выполни задание жёлтой карточки.

Дай название каждой смысловой части.

Задания красной карточки.

Выполни задания зелёной карточки.

Приготовь по одному вопросу к каждой смысловой части.

6. Разноуровневая работа с перечитыванием частей текста, озаглавливанием, постановкой вопросов к частям.

Первая смысловая часть - " Народ собрался на палубе - горизонтальное перекрытие в корпусе судна".

(Демонстрация слайдов № 3)

Вопрос: чем развлекались люди?

Учитель. Выделите глаголы, передающие действия обезьяны. Объясните выражение: "Ещё больше расходилась"? Сравните со словом раззадорилась.

Вторая смысловая часть - "Обезьяна сыграла шутку с мальчиком"

Вопросы: какую шутку сыграла обезьяна с мальчиком?

Сколько лет было мальчику?

Как вёл себя мальчик?

Третья смысловая часть - "Обезьяна и мальчик на самом верху мачты"

(Мачта - вертикальная конструкция на палубе, на парусных судах - для установки парусов).

(Демонстрация слайдов № 4 - 5)

Вопросы: почему мальчик бросился за обезьяной на мачту?

Почему мальчик оказался на самом верху мачты?

Какие слова указывают, что мальчик и обезьяна оказались наверху мачты очень быстро?

Как обезьяна повесила шляпу на край последней перекладины?

Почему мальчик не мог достать шляпу без опасности для жизни?

Четвёртая смысловая часть - "Мальчик подвергался опасности"

Вопросы: какой опасности подвергался мальчик?

Как вели себя люди на палубе?

Пятая смысловая часть - "Мгновенное решение капитана".

(Демонстрация слайда № 6)

Вопросы: почему у отца мальчика в руках было ружьё?

Какую команду отдал капитан корабля? Почему?

Шестая смысловая часть - "Мальчик оказался на корабле"

(Демонстрация слайда № 7)

Вопросы: как мальчик оказался на корабле?

Как долго мальчик был в море?

Почему сорок секунд показались всем долгими?

Когда капитан закричал и убежал к себе в каюту? (когда увидел тело мальчика) Почему?

7. Обобщение по результатам анализа.

Заключительная беседа:

Кто спас мальчика? (капитан)

Сравните, как вёл себя капитан, когда увидел мальчика на верхушке мачты, и как, когда убедился, что сын вне опасности?

Каким человеком был капитан?

Подумайте и скажите, как к такому человеку относились матросы?

Находите ли вы что-то общее в поведении артиллериста и капитана из рассказов Л.Н. Толстого "Прыжок" и "Акула"?

Похожи ли мальчики, герои двух рассказов Л.Н. Толстого? Чем?

8. Пересказ.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

Презентация.