Задачи:
- Продемонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных и патриотических тем в семье, изучения обычаев и традиций на Кубани.
- Привлечь родителей к изучаемой теме - культурному наследию Кубани.
- Формировать нравственную культуру семьи.
Оборудование:
- мультимедийная установка, открытка "Приглашение на собрание",
- анкета для родителей, папка "Моя родословная",
- папка с материалами "Одежда жителей Кубани".
Форма проведения: дискуссионный клуб
Вопросы для обсуждения:
- нужно ли говорить с ребёнком о патриотизме, об историческом прошлом, традициях и обычаях казачества;
- как воспитывать в ребёнке патриотизм, уважение к старшим.
Подготовительная работа: Составление родословной семьи.
Ход собрания
Вступительное слово.
Кубань - это наша малая родина, а мы все её граждане. Кубань красива и богата. Знание истории своей семьи, своего родного края, традиций и обычаев своего народа, культурного и природного наследия - вот главная задача курса "Кубановедение", преподаваемого в школах края.
Решая проблемы воспитания детей, ставим следующие задачи:
Формирование гражданского и патриотического мышления у учащихся.
Развитие интереса к историческому прошлому и традициям народов Кубани.
Воспитание эстетических чувств, любви к семье, к родному краю; уважения к старшим.
Презентация.
Слайд № 1 " Тематические родительские собрания".
Сегодня мы поговорим, какие темы родительских собраний можно выбрать и в какой форме провести родительское собрание.
Слайд № 2 "Темы родительских собраний".
Воспитание в семье казака.
Традиции и обычаи казаков.
Традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, которые наиболее полно отражают бытовые и культурные особенности казаков.
- Уважительное отношение к старшим.
- Уважение к женщине.
- Почитание гостя.
Обряды и праздники на Кубани.
- Свадебный
- Родильный
- Крестины
- Проводы на службу
- Родительский день
Знакомство с национальной одеждой жителей Кубани.
Папка с материалами "Одежда жителей Кубани".
Слайд № 3 " Приглашение на собрание".
Открытка - "подсолнух" со стихами.
Можно предложить одну из тем для собрания.
Указать время и место проведения собрания, повестку родительского собрания.
Слайд № 4 "Анкета для родителей".
Раздать анкеты, предупредить, что отвечая на вопросы анкеты, надо дорисовать "смайлик".
Ответ "да" - "смайлик" - улыбается.
Ответ "нет" - "смайлик" - огорчается.
С какой целью проводится анкетирование?
- Чтобы привлечь и заинтересовать родителей к изучению данной темы.
- Проанализировать отношение родителей к изучению традиций и обычаев казачества, народов Кубани.
Какие бы вы предложили вопросы для анкеты?
Какие 2 направления вопросов? знания родителей и желание участвовать.
Слайд № 5 "Мониторинг анкетирования родителей".
Мониторинг показал, что не все родители были согласны с тем, чтобы их дети изучали историю казачества. Зачем это нужно? Но на последний вопрос дали утвердительный ответ - "да" изучение истории родного края способствует формированию у детей гражданственности и патриотизма.
Слайд № 6 "Составление родословной".
Составление родословного древа вместе с родителями семьи Тосуниди Яниса.
Как научить своё дитя беречь и любить то, что имеешь: свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю? Подробнее рассказать о своих предках, о своих родственных корнях. На Кубани к предкам всегда относились с глубоким почтением. От того насколько патриотичны отец и мать, во многом зависит, каким вырастет их ребёнок.
Папка "Моя родословная" Погосовой Даяны.
Слайд № 7 "Совместные мероприятия".
Совместные мероприятия, несомненно, способствуют улучшению духовно-нравственного воспитания личности.
Ребёнок радуется, что мама или папа не только пришли на праздник, а являются участником праздника или похода, а то и организаторами. Активное участие родителей во внеклассных мероприятиях и учебном процессе повышают эмоциональность и работоспособность детей.
- Изготовление костюмов, декораций.
- Оформление зала к празднику
- Изучение материала с детьми и т.д.
Слайд № 8 " Осенины Кубани".
Первый праздник в первом классе прошёл в октябре месяце. Участвовали все ученики класса: читали стихи, пели песни об осени, разучили танец с зонтиками, проводили конкурсы и игры. Безусловно, не обошлись без помощи родителей. Все остались довольны.
Слайд № 9 " Пасха на Кубани".
Особым событием и торжеством в народе считали Пасху - Светлое Воскресенье. На уроке рассказывали, как готовятся к этому празднику в семье. Дети познакомились, как праздновали этот день в старину. На уроке труда из солёного теста лепили куличи и яйца, дома подсушили работы в духовке, а на уроке изобразительного искусства расписывали свои поделки. К празднику торжественно украсили столы своими поделками, пасхальными натюрмортами, крашеными яйцами, пасхальными куличами, веточками вербы и весенними цветами.
Слайд № 10 "Знакомство с национальной одеждой Кубани".
К празднику костюмы не отличились кубанским колоритом и поэтому возникла необходимость познакомить родителей с особенностями казачьей одежды.
Выступление о национальной одежде Кубани подготовила и провела мама ученика Субачева Егора - учитель русского языка и кубановедения Субачева Аурика Юрьевна.
Папка с материалами "Одежда жителей Кубани".
Слайд № 11 " Угощение блинами".
Празднование Масленицы также запомнилось детям: родители напекли блинов так много, что хватило угостить блинами и учеников других классов, и учителей школы. Дети пели песни, водили хороводы. Это стало доброй традицией в классе.
Слайд № 12 " Празднование масленицы".
Сотрудничая с ЦНК, по их приглашению, познакомились, как в этот день провожают зиму по славянским обычаям, поучаствовали в играх, водили хороводы и сжигали чучело Масленицы.
Слайд № 13 " Экскурсии в музеи".
Посещая музеи нашего города и выставки, дети более подробно знакомятся с культурным наследием Кубани и приобщаются к миру прекрасного.
Слайд № 14 " Походы и экскурсии".
Изучать историю и природные богатства родного края помогают экскурсии в природу и походы с родителями. Эти уроки учат детей любить и беречь природу родного края и всё, что нас окружает.
Слайд № 15 "Победители муниципального этапа краевого конкурса "Пасха в кубанской семье".
У детей появляется интерес, они с удовольствием участвуют в конкурсах декоративно-прикладного искусства и побеждают:
Тосуниди Янис и Бровченко Елизавета.
Подведение итогов.
Привлекая родителей к совместной работе с детьми, повышается мотивация и самих родителей к изучению краеведения.
Желаю Вам успехов!
Анкета для родителей
- Нужно ли школьникам изучать историю малой родины?
- Беседуете ли вы со своими детьми о своем крае?
- Знаете ли вы, какие народы проживают на Кубани?
- Знакомы ли вы, как воспитывали детей жители Кубани?
- Как считаете, необходимо ли вашему ребёнку подробнее изучать традиции и обычаи казачества и других народов, населяющих Кубань?
- Знаете ли вы сами обычаи, быт кубанцев?
- Хотели бы вы узнать особенности жизни, быта, народного творчества жителей нашего края?
- Готовы ли вы сами принять участие в подготовке к праздникам?
- Считаете ли вы, что изучение истории родного края способствует формированию у школьников гражданственности и патриотизма?