Музыка занимает особое место в развитии и воспитании ребёнка. Формируя эстетическую и духовную сферы восприятия жизни, развивая даже физиологические процессы формирования детского организма, музыкальные занятия в детском саду являются основополагающим элементом формирования личности.
Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно,? если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта? между ними.
Данная работа представляет собой лишь часть большого образовательного процесса, цель которого развитие музыкальных и общих способностей, формирования основ музыкальной и общей духовной культуры.
Музыкальные развлечения и праздники в детских садах не обходятся без развивающих тематических игр. Продумывая музыкальный материал и цель каждой игры, мне хотелось объединить несколько музыкальных сфер: песня, танец, слушание музыки и умение воспринимать её характер, а так же возможность познавать музыкальный материал композиторов классиков ненавязчивым способом, и, самое главное, в игровой форме. Вашему вниманию представляются четыре тематические игры, соответствующие временам года (осень, зима, весна), которые успешно используются на детских развлечениях и праздниках.
I. ПОДАРКИ ОСЕНИ.
Игра рекомендуется детям старшего дошкольного возраста в период осенних развлечений. Для проведения игры необходимы муляжи овощей и фруктов, а так же большая кастрюля, или корзина (возможно использование декоративного изображения посуды)
Цель игры: знакомство с классической музыкой (игра основана на основной теме романса Ф. Шуберта "Блаженство", развитие вокальных навыков детей (интонация, ритм), развитие умственного действия: сравнение, сопоставление, анализ, формирование общности в детском коллективе.
Ход игры: Звучит музыка вступления, в центр зала выносят большую кастрюлю, на противоположной стороне стоят корзины с овощами и фруктами, дети исполняют заранее выученную песню. Первый куплет:
Золотая осень
В гости к нам пришла
Овощи и фрукты
В подарок принесла.
Свёклу, лук, морковь, картошку
В огороде собери
Из полезных овощей
Вкусный борщ свари.
После исполнения, дети "варят борщ", переносят исключительно овощи для супа в большую кастрюлю. С окончанием игры, садятся на свои места, ведущий смотрит, что дети положили в кастрюлю, затем объясняет детям назначение каждого из овощей.
Далее дети действуют по тексту песни, слушая внимательно музыкальный материал.
(см. рисунок 1, рисунок 2)
II. ЛЕДЯНЫЕ ФИГУРКИ.
Игра рекомендуется детям старшего дошкольного возраста в период зимних праздников, в качестве развлекательной игры с Дедом Морозом у новогодней ёлки.
Цель игры: развитие вокальных навыков, физической деятельности, формирование воображения, умение слушать музыкальный материал и действовать в соответствии с ним.
Ход игры: Звучит музыка вступления, Дед Мороз поёт детям несложную песню:
Я суровый Дед Мороз
Детям я морожу нос.
Подниму я посох свой,
Вмиг замри и смирно стой
Дети отвечают вместе с воспитателем:
Мы мороза не боимся,
Мы на улице резвимся.
Будем весело плясать,
В игры зимние играть!
Звучит весёлая музыка (повторение припева), дети танцуют, затем Дед Мороз поднимает посох и считает до трёх. Музыка затихает, дети замирают.
(см. рисунок 3, рисунок 4)
III. СНЕЖИНКИ.
Игра рекомендуется детям среднего дошкольного возраста в период зимних праздников.
Цель игры: знакомство с классической музыкой (игра основана на основной теме романса А.Гречанинова "Снежинки"), развитие умственного действия: умение сопоставлять поэтический текст с характером музыки.
Ход игры: ведущий читает четверостишие:
Словно в танце закружились
Лёгкие пушинки.
Полетели над землёй
Белые снежинки.
С началом музыкальной темы дети легко бегут по залу, повторяя движения за ведущей.
С окончанием музыкального материала ведущий произносит слова:
Снежинки танец завершили
Льдинками на миг застыли.
Дети останавливаются на месте и застывают.
(см. рисунок 5)
IV. СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК.
Игра рекомендуется детям среднего дошкольного возраста в период весенних праздников и развлечений. Для проведения игры необходим фонарик (при пасмурной погоде) или зеркальце (в солнечный день), для создания эффекта отражения солнечного света.
Цель игры: развитие вокальных навыков, физической деятельности, формирование воображения, умение слушать музыкальный материал и действовать в соответствии с ним.
Ход игры: Дети поют песню, изображают зайчат. Действия детей должны быть исполнены в соответствии с текстом:
Серенькие зайки,
Прыг-скок, прыг - прыг - скок.
Разбежались по лужайке
Скок - да скок, скок да скок.
Забежали в домики,
Тихо посидели,
Солнечного зайчика
Вместе разглядели.
Ты из дома выбегай,
Зайку быстренько поймай!
На последних четырех строчках ведущий показывает детям солнечного зайчика.
Весело звучит основная тема песни, дети пытаются поймать солнечного зайчика.
(см. рисунок 6, рисунок 7)