Цели:
- ученик научится выявлять особенности социально- экономических процессов на примере индустриализации и коллективизации в 30-е годы XX века,
- ученик получит возможность составить сценарий дальнейшего развития внутриполитического курса страны.
Задачи:
- Образовательная: установление причинно-следственных связей, понимание новых терминов и понятий.
- Развивающая: развитие аналитических, сравнительных, коммуникативных навыков мышления.
- Воспитательная: появление личностной оценки к данному историческому процессу.
Тип урока:
урок изучения нового материала.Форма организации обучения:
лабораторно-практическая работа в малых группах.Основные виды деятельности учащихся:
работа с историческими источниками, плакатами, фотографиями; обсуждение в группах; сообщение о результатах работы, общий вывод.Средства обучения:
учебник История России XX в.авторы Н.В. Загладин, С.Т, Минаков.; пакеты с документами по темам; слайдовая презентация.Домашнее задание:
на выбор.Написать статью в форме эссе по итогам коллективизации и индустриализации, отметив положительные и отрицательное в данных процессах. "Индустриализация одним рывком вывела страну на качественный уровень", говорил М.Горбачев в докладе, посвященном 70-летию октябрьской революции.
Подготовить рассказ "Моя семья в данный период".
Подготовить рассказ "Дальний Восток в данный период".
ХОД УРОКА
Этап урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
1. | Здравствуйте, ребята. История 20-30-х гг.XX века нашей страны полна событиями, вокруг которых остаётся много вопросов и неоднозначных оценок. Сегодня на уроке мы попробуем с вами воссоздать объективную картину модернизации в России через исторические документы и художественное изображения. |
Учащиеся перед началом урока распределены в 4 группы. 3 группы работают по исторически источникам, четвертая группа работает с учебником и является экспертной группой. |
2. | Вводное слово учителя: Предлагается игра "Ассоциации" . Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите понятие НЭП. Давайте, охарактеризуем роль НЭПа и его влияние на экономическую, политическую, социальную ситуацию в СССР. |
Учащиеся предлагают свои ответы. На
доске составляется линейка ассоциаций. Н- неудача, невозможность, нереализованность Э - экономика П - политика, провал, перспектива, проблемы Учащиеся называют известные им из ранее изученного материала выводы: Экономические - практически отсутствие индустриальной базы, Нэп показал, что частный капитал не готов к финансовым экспериментам, а значит роль создателя индустриальной базы берет государство. Социальные - в период Нэпа изменилась социальная структура общества и дальше она должна меняться, так как нужны рабочие руки. Политические: внутренняя - увеличится роль государства во всех сферах общества, внешняя - догнать и перегнать страны Запада. |
3. | Учитель: Ребята, вам предлагается ряд плакатов и фотографии. Все они имеют отношение к нашей теме "Индустриализация и коллективизация в СССР". Рассмотрите их и какие выводы вы можете сделать. Попробуйте сформулировать цель нашего урока. |
Учащиеся должны сравнить парадное, официальное представление (плакаты) данных процессов и их реальное воплощение (фотографии) познакомится с процессами индустриализации и коллективизации |
4.1. | Слово учителя Ребята в вашем рабочем листе 1 представлен понятийный аппарат нашей темы. Ознакомьтесь с ним и попытайтесь составить краткую аннотацию нашего урока. Приложение № 1 |
Учащиеся знакомятся с понятийным аппаратом темы. И каждая группа должна представить свой небольшой рассказ на основе данных понятий и определений. (5 минут) |
4.2. | Слово учителя. У вас на столах представлены ряд источников по теме нашего урока. Пожалуйста, ознакомьтесь с ними. Ваша задача: прочитать, проанализировать материал и сделать выводы А) На основе информации подготовить материал для написания статьи о данном периоде Б) Подумайте, что вы можете выделить в качестве главного и второстепенного в предложенном материале. |
Деятельность учащихся Первая группа - Экспертная группа (подача нового материала по учебнику -с 141 - 144) - составить план пункта (тезисы) . затем эта группа будет соотносить выступления групп с информацией в учебнике. Играть роль критиков в той или иной ситуации.. Вторая группа - материалы по индустриализации (Приложения №2,3) Третья группа - материалы по коллективизации (Приложения № 4,5) Четвертая - материал о коллективизации из советского учебника истории (Приложение №6) |
5. | Проверка выполненного задания. Сравнительный анализ источников и учебного материала. |
|
6. | Слово учителя. Давайте сделаем вывод по нашему уроку. Значение индустриализации и коллективизации для: страны; общества; отдельного человека. |
|
7. | Спасибо большое вам за урок. Записываем
домашнее задание. Вы можете выбрать для себя
любой вид задания. Написать статью в форме эссе по итогам коллективизации и индустриализации, отметив положительные и отрицательное в данных процессах. "Индустриализация одним рывком вывела страну на качественный уровень", говорил М.Горбачев в докладе, посвященном 70-летию октябрьской революции. Подготовить рассказ "Моя семья в данный период". Подготовить рассказ "Дальний Восток в данный период". |
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник |