СССР в 1930-е годы. ХХ века. Коллективизация и индустриализация

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • ученик научится выявлять особенности социально- экономических процессов на примере индустриализации и коллективизации в 30-е годы XX века,
  • ученик получит возможность составить сценарий дальнейшего развития внутриполитического курса страны.

Задачи:

  • Образовательная: установление причинно-следственных связей, понимание новых терминов и понятий.
  • Развивающая: развитие аналитических, сравнительных, коммуникативных навыков мышления.
  • Воспитательная: появление личностной оценки к данному историческому процессу.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма организации обучения: лабораторно-практическая работа в малых группах.

Основные виды деятельности учащихся: работа с историческими источниками, плакатами, фотографиями; обсуждение в группах; сообщение о результатах работы, общий вывод.

Средства обучения: учебник История России XX в.авторы Н.В. Загладин, С.Т, Минаков.; пакеты с документами по темам; слайдовая презентация.

Домашнее задание: на выбор.

Написать статью в форме эссе по итогам коллективизации и индустриализации, отметив положительные и отрицательное в данных процессах. "Индустриализация одним рывком вывела страну на качественный уровень", говорил М.Горбачев в докладе, посвященном 70-летию октябрьской революции.

Подготовить рассказ "Моя семья в данный период".

Подготовить рассказ "Дальний Восток в данный период".

ХОД УРОКА

Этап урока. Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
1. Здравствуйте, ребята.

История 20-30-х гг.XX века нашей страны полна событиями, вокруг которых остаётся много вопросов и неоднозначных оценок. Сегодня на уроке мы попробуем с вами воссоздать объективную картину модернизации в России через исторические документы и художественное изображения.

Учащиеся перед началом урока распределены в 4 группы. 3 группы работают по исторически источникам, четвертая группа работает с учебником и является экспертной группой.
2. Вводное слово учителя:

Предлагается игра "Ассоциации" . Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите понятие НЭП.

Давайте, охарактеризуем роль НЭПа и его влияние на экономическую, политическую, социальную ситуацию в СССР.

Учащиеся предлагают свои ответы. На доске составляется линейка ассоциаций.

Н- неудача, невозможность, нереализованность

Э - экономика

П - политика, провал, перспектива, проблемы

Учащиеся называют известные им из ранее изученного материала выводы:

Экономические - практически отсутствие индустриальной базы, Нэп показал, что частный капитал не готов к финансовым экспериментам, а значит роль создателя индустриальной базы берет государство.

Социальные - в период Нэпа изменилась социальная структура общества и дальше она должна меняться, так как нужны рабочие руки.

Политические: внутренняя - увеличится роль государства во всех сферах общества, внешняя - догнать и перегнать страны Запада.

3. Учитель:

Ребята, вам предлагается ряд плакатов и фотографии. Все они имеют отношение к нашей теме "Индустриализация и коллективизация в СССР". Рассмотрите их и какие выводы вы можете сделать.

Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Учащиеся должны сравнить парадное, официальное представление (плакаты) данных процессов и их реальное воплощение (фотографии) познакомится с процессами индустриализации и коллективизации
4.1. Слово учителя

Ребята в вашем рабочем листе 1 представлен понятийный аппарат нашей темы. Ознакомьтесь с ним и попытайтесь составить краткую аннотацию нашего урока.

Приложение № 1

Учащиеся знакомятся с понятийным аппаратом темы. И каждая группа должна представить свой небольшой рассказ на основе данных понятий и определений. (5 минут)
4.2. Слово учителя.

У вас на столах представлены ряд источников по теме нашего урока. Пожалуйста, ознакомьтесь с ними.

Ваша задача: прочитать, проанализировать материал и сделать выводы

А) На основе информации подготовить материал для написания статьи о данном периоде

Б) Подумайте, что вы можете выделить в качестве главного и второстепенного в предложенном материале.

Деятельность учащихся

Первая группа - Экспертная группа (подача нового материала по учебнику -с 141 - 144) - составить план пункта (тезисы) . затем эта группа будет соотносить выступления групп с информацией в учебнике. Играть роль критиков в той или иной ситуации..

Вторая группа - материалы по индустриализации (Приложения №2,3)

Третья группа - материалы по коллективизации (Приложения № 4,5)

Четвертая - материал о коллективизации из советского учебника истории (Приложение №6)

5. Проверка выполненного задания.

Сравнительный анализ источников и учебного материала.

 
6. Слово учителя.

Давайте сделаем вывод по нашему уроку.

Значение индустриализации и коллективизации для: страны; общества; отдельного человека.

 
7. Спасибо большое вам за урок. Записываем домашнее задание. Вы можете выбрать для себя любой вид задания.

Написать статью в форме эссе по итогам коллективизации и индустриализации, отметив положительные и отрицательное в данных процессах. "Индустриализация одним рывком вывела страну на качественный уровень", говорил М.Горбачев в докладе, посвященном 70-летию октябрьской революции.

Подготовить рассказ "Моя семья в данный период".

Подготовить рассказ "Дальний Восток в данный период".

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Презентация.