Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности школьника

Разделы: Классное руководство


"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому,
И я научусь".
Конфуций.

XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Так же в век информатизации, когда один человек не в состоянии "переварить" весь поток информации, важно умение работать сплочено. XXI век - "век команд". Чтобы осуществить принцип развития самостоятельности, требуются новые методы в деятельности учителя, классного руководителя. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал бы исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале зарубежной и отечественной педпрактики, принадлежит сегодня методу проектов. "В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления". (Е. С. Полат).

В организации внеклассной работы с классом я применяю метод проектов. Проектная деятельность - относительно новая педагогическая технология, но за ней большое будущее. Проект - цель, которую ребенок понял, принял, реализовал в процессе деятельности. Слово "проект" произошло от латинского слова - "брошенный вперед", то есть это замысел, план для достижения поставленной цели. Она обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. В то же время проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора учеников, формирует умение приобретать новые знания для расширения новых познавательных и практических задач. Проектная работа ориентирует учащихся на коллективную, групповую и индивидуальную деятельность. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, умение работать в разных группах, выполняя разные социальные роли.

Проект, несомненно, развивает мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые наоборот "получат прививку" от самоуверенности и поймут, что без труда ничего не добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов.

Основные направления работы в классном коллективе:

- я - патриот своей Родины. Участие школьников в общественной жизни школы. Изучение истории страны. Герб. Гимн. Флаг. Президент. Поздравление ветеранов и посильная помощь им. Поисковая работа. Знакомство с правовыми документами по защите прав детства. Уход за памятником Громову. Знание гражданских праздников и участие в них. "День России", "День защитника отечества", "День Победы".

- я - за здоровый образ жизни. Забота о физическом и нравственном здоровье. Беседы о вредных привычках. Выпуск плакатов, стенных газет, буклетов. Участие в школьных и городских спортивных праздниках, соревнованиях. Шахматные и шашечные турниры. Реализация школьной программы "Здоровье".

- люби и знай свой край. Изучение истории и культуры народов Ямала, города, школы. Народные традиции и обычаи. Уход за территорией школы. Озеленение классной комнаты, школы, школьного двора. Забота о животных, птицах. Изготовление скворечников и кормушек. Правила поведения на природе. Изготовление плакатов, буклетов. Участие в городских экологических конкурсах, праздниках.

- твори, выдумывай, пробуй. Участие в школьных, городских олимпиадах, конкурсах. Изготовление поделок из различного материала, защита творческих проектов. Ярмарка идей. Совместная работа с родителями по изготовлению инвентаря, оформления школьных праздников.

В течение учебного года в классе проводилось несколько краткосрочных проектов:

"Подарки маме -своими руками" -посвящённый Всероссийскому дню Матери. Результатом проекта стали: праздничная газета "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны",открытки изготовленные своими руками.

"Мы изучаем Конституцию". Результатом проекта стали буклеты "Наши права и обязанности", презентация "История российской Конституции", газета "Овеян славой герб наш и флаг".

"Новогодний калейдоскоп". Результатом этого проекта стала игровая программа и театрализованное представление, подготовленное силами учащихся.

К долгосрочным проектам относится проект, посвящённый 25-летнему юбилею города Губкинский, который является одним из самых молодых северных городов Ямало-Ненецкого автономного округа.

Наш проект "Мой любимый город - Губкинский" - это творческий, межпредметный проект, охватывающий всех учеников класса под руководством классного руководителя и помощи родителей. В этой работе взаимодополняли друг друга художественный труд, изобразительное искусство, основы актерского мастерства, компьютерные технологии. Стартовал проект в 5 классе 5 апреля и завершился во шестом - 5 сентября - в День города, что позволило наиболее глубоко изучить проблему. Данная тема была выбрана с целью воспитания любви к родному городу, ознакомления с историей города, воспитания чувства гордости, патриотизма. Также тема связана с 25-летним юбилеем. Оно доступно для детского восприятия. Работу над проектом разделили на следующие этапы:

Погружение. На этом этапе важно мотивировать дальнейшую деятельность. Чтобы заинтересовать учеников темой, мы пошли в музей "Освоение Севера". После экскурсии в классе проводилась викторина. Тем самым убедились, что, во-первых, материал заинтересовал ребят, во-вторых, он понятен и доступен нашим ученикам.

Вместе с ребятами мы определили цель нашего проекта: изучить историю нашего города, сделать выставку рисунков и поделок, найти и написать историю улицы, на которой живут дети, узнать какие памятники есть в нашем городе и кому они посвящены, а презентацию проекта провести в виде представления с использованием компьютерных технологий.

Планирование. Изучение истории города Губкинский было решено проводить на классных часах. Теоретический материал подбирался совместными усилиями ребят и педагога. Сохранить интерес детей к одной и той же теме длительное время довольно сложно. Поэтому на классных часах использовали документальные сюжеты об истории родного города, снятые местной телекомпанией "Вектор". По итогам этого этапа работы над проектом ребята составляли и оформляли кроссворды, рисовали, писали рассказы и стихи, освящённые любимому городу. В течение года дети нашли материалы о своей улице, в честь в кого и чего они так названы, узнали какие исторические личности жили и работали в нашем городе и.т.д. Защита проекта состояла из двух частей.

Театрализованное представление с компьютерным сопровождением на экране.

Викторина с призами.

Перед представлением было объявлено, что самых внимательных ребят ждет сюрприз. Тем самым был решен вопрос дисциплины. Ожидания зрителей не были обмануты: после представления участники проекта провели викторину с призами. Вопросы они брали из своих же кроссвордов.

Рефлексия. После презентации были подведены итоги. Награждены грамотами лучшие работы детей. Ребята высказали удовлетворенность результатами проделанной работы. Никто из учеников класса не остался в стороне.

Считаю, что через такие проекты внедряю воспитательные задачи, которые поставила я перед собой как классный руководитель:

1. Содействовать развитию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для каждого ребёнка.

2. Организовать работу по воспитанию сознательной дисциплины.

3. Включить учащихся в коллективную деятельность, развивать навыки работы в группе, умение сотрудничать.

4. Умение выявлять проблемы и самостоятельно искать пути решения поставленных задач.

Подводя итог, хочется ещё раз подчеркнуть, что важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности, учащихся для реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение добывать новые знания, собирать необходимую информацию, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, делать выводы и умозаключения. Широко применяемый в мире метод проектов, эффективен для развития у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития так, как формирует активную, самостоятельную позицию учащихся в учении; развивает общеучебные умения и навыки (исследовательские, рефлексивные, самооценочные); нацелен на развитие познавательного интереса учащихся, реализует принцип связи обучения с жизнью.

Используемая литература:

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2005. - 80с. (Метод, биб-ка).
  2. Новые педагогические и информационные технологий в системе. образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
  3. Полат Е.С. Как рождается проект.-М., 1995.