Фронтальное логопедическое занятие в 1-м классе по теме "Звук [ш], буква ш"

Разделы: Логопедия


Цели:

  • Коррекционно-образовательная: знакомство со звуком "ш", с буквой Ш; чтение слогов и слов.
  • Коррекционно-развивающая: автоматизация звука "ш" изолированно, в слогах, в словах. Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики. Активизация мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки. Развитие фонематического слуха и восприятия. Уточнение и расширение словаря по теме "Зимняя одежда". Развитие связной речи. Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль; развитие внимания, словесной памяти, мышления и воображения.
  • Коррекционно-воспитательные: воспитание интереса к учёбе; дружного коллектива через работу в парах.

Оборудование: таблица артикуляционно-акустического образа звука "ш"; картинки по автоматизации изолированного звука "ш" (звукоподражания); набор букв; слоговые дорожки; предметные картинки по теме "Зимняя одежда"; предметные картинки со звуком "ш"; сюжетная картинка "Зимние забавы"; бумага; проволока; буква Ш.

Ход занятия

Организационный момент.

Постановка цели.

-При выполнении упражнений определите учебную задачу урока.

Выделение звука путём звукоподражания.

-Покажите, как деревья в лесу шумят. (Руки вверх, качаем, произносим звук "ш-ш-ш").

-Как шипит сердитая змея? (изображаем руками змею и шипим "ш-ш-ш").

-Как идёт мишка по опавшей листве? (шагаем на месте, шоркаем ногами и произносим "ш-ш-ш").

-Покажите, как лопнул зацепившийся за ветку воздушный шарик? (тихо садимся со звуком "ш-ш-ш").

-Какой звук мы произносили? (Дети ставят учебную задачу).

Основной этап.

1. Анализ акустико-артикуляционного образа звука "ш".

-Посмотрим в зеркало, что происходит с органами артикуляции при произношении звука "ш":

Губы округлены;

Зубы сближены;

Язык "чашечкой" за верхними зубами;

Воздушная струя тёплая, плавная.

-Согласный звук или гласный? Почему?

-Звонкий или глухой звук? Почему?

-Твёрдый или мягкий?

-Звук "ш" -особый звук. Он всегда твёрдый.

-Повторим: звук "ш" - согласный, шипящий, твёрдый, глухой.

2. Развитие фонематического слуха.

Игра "Поймай звук "ш"".

-Я называю слова, а вы хлопаете, если в слове есть звук "ш" и запоминаете слова:

Шуба, пальто, льдинка, валенки, шапка, сапоги, ушанка, рукавицы, перчатки, штаны.

-В какое время года мы чаще употребляем эти слова?

-Какой звук мы ловили?

3. Произношение звука "ш" в скороговорке.

-Давайте произнесём наш новый звук чётко в скороговорке

ШЕСТЬ МЫШАТ В КАМЫШЕ ШУРШАТ.

4. Знакомство с буквой.

-Мы произносим звук "ш", а пишем букву ша. Почему эта буква синего цвета?

-На что похожа буква Ш?
Три столбца красиво в ряд
Как солдатики стоят.
На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
Ах, табуретка хороша!
Перевернул - и буква ш.

5. Закрепление оптического образа буквы.

-Делаем букву из бумаги путём отрывания.

-Какой звук обозначает буква Ш?

-Дайте характеристику. (согласный, твёрдый, глухой).

6. Чтение букв, слогов, слов с изучаемой буквой.

а)Букв.

-К доске выходят по 2 ученика и показывают букву, которую я произнесу - кто вперёд вспомнит.

А Ш У М Л И О Н

б) Слогов.

-Игра "С кем поёт песенку буква Ш?" (слоговой абак).

АШ ОШ УШ ИШ ЕШ

ША ШО ШУ ШИ ШЕ

-Что общего в наших слогах?

-Какой звук буква Ш обозначает?

7. Физминутка.

-На звук "м" - руки вверх;

"н" - руки на пояс, повернуться вокруг себя;

"ш" - руки вперёд, присесть.

8. Чтение слов.

-Буква Ш живёт в гармошке.

В неваляшке и матрёшке.

И ещё во многих словах. Попробуем прочитать некоторые из них:

лы шаш

шпа - га мыш - ки

гат пыш

-Назовите слова, значение которых вам непонятны.

-Прочитайте название игры.

-Животное.

-Вид булочки.

IV. Закрепление изученного.

1. Развитие фонематического восприятия.

а) Игра "Почини слова".

Слово бежало

И букву потеряло.

_уба _апка у_анка _арф _таны _орты

-Назовите общее слово к этим словам. (Одежда).

-Какое слово из них лишнее и почему?

-В какое время года носят эту одежду?

-Какую букву мы вставляли в слова?

-Охарактеризуем её.

б) Игра "Найди звук".

-Спрячьте в правую варежку картинки, на которых изображены предметы, при произношении которых мы встречаем звук "ш", а в левую - где нет нашего звука. (набор предметных картинок).

в) Игра "Волшебные предметы".

На предметы погляди,

Что в них спряталось - найди.

(На рисунках спрятаны анаграммы слов: шапка, штаны).

2. Закрепление оптического образа буквы.

-Какая буква встречается в найденных словах?

-Сделаем нашу букву из проволоки.

-Какой звук обозначает буква Ш?

-Охарактеризуем его.

3. Работа в тетрадях.

-Найдите и обведите правильную букву Ш в ряде букв.

-Соедините букву с картинкой, в названии которой живёт звук "ш".

V. Релаксация.

- Ребята, мы выполнили учебную задачу?

- А что сегодня каждый из вас сумеет рассказать родителям про изучаемую букву?

-Нарисуйте на шарике личико, соответствующее вашему настроению.