Цели:
- Коррекционно-образовательная: знакомство со звуком "ш", с буквой Ш; чтение слогов и слов.
- Коррекционно-развивающая: автоматизация звука "ш" изолированно, в слогах, в словах. Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики. Активизация мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки. Развитие фонематического слуха и восприятия. Уточнение и расширение словаря по теме "Зимняя одежда". Развитие связной речи. Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль; развитие внимания, словесной памяти, мышления и воображения.
- Коррекционно-воспитательные: воспитание интереса к учёбе; дружного коллектива через работу в парах.
Оборудование: таблица артикуляционно-акустического образа звука "ш"; картинки по автоматизации изолированного звука "ш" (звукоподражания); набор букв; слоговые дорожки; предметные картинки по теме "Зимняя одежда"; предметные картинки со звуком "ш"; сюжетная картинка "Зимние забавы"; бумага; проволока; буква Ш.
Ход занятия
Организационный момент.
Постановка цели.
-При выполнении упражнений определите учебную задачу урока.
Выделение звука путём звукоподражания.
-Покажите, как деревья в лесу шумят. (Руки вверх, качаем, произносим звук "ш-ш-ш").
-Как шипит сердитая змея? (изображаем руками змею и шипим "ш-ш-ш").
-Как идёт мишка по опавшей листве? (шагаем на месте, шоркаем ногами и произносим "ш-ш-ш").
-Покажите, как лопнул зацепившийся за ветку воздушный шарик? (тихо садимся со звуком "ш-ш-ш").
-Какой звук мы произносили? (Дети ставят учебную задачу).
Основной этап.
1. Анализ акустико-артикуляционного образа звука "ш".
-Посмотрим в зеркало, что происходит с органами артикуляции при произношении звука "ш":
Губы округлены;
Зубы сближены;
Язык "чашечкой" за верхними зубами;
Воздушная струя тёплая, плавная.
-Согласный звук или гласный? Почему?
-Звонкий или глухой звук? Почему?
-Твёрдый или мягкий?
-Звук "ш" -особый звук. Он всегда твёрдый.
-Повторим: звук "ш" - согласный, шипящий, твёрдый, глухой.
2. Развитие фонематического слуха.
Игра "Поймай звук "ш"".
-Я называю слова, а вы хлопаете, если в слове есть звук "ш" и запоминаете слова:
Шуба, пальто, льдинка, валенки, шапка, сапоги, ушанка, рукавицы, перчатки, штаны.
-В какое время года мы чаще употребляем эти слова?
-Какой звук мы ловили?
3. Произношение звука "ш" в скороговорке.
-Давайте произнесём наш новый звук чётко в скороговорке
ШЕСТЬ МЫШАТ В КАМЫШЕ ШУРШАТ.
4. Знакомство с буквой.
-Мы произносим звук "ш", а пишем букву ша. Почему эта буква синего цвета?
-На что похожа буква Ш?
Три столбца красиво в ряд
Как солдатики стоят.
На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
Ах, табуретка хороша!
Перевернул - и буква ш.
5. Закрепление оптического образа буквы.
-Делаем букву из бумаги путём отрывания.
-Какой звук обозначает буква Ш?
-Дайте характеристику. (согласный, твёрдый, глухой).
6. Чтение букв, слогов, слов с изучаемой буквой.
а)Букв.
-К доске выходят по 2 ученика и показывают букву, которую я произнесу - кто вперёд вспомнит.
А Ш У М Л И О Н
б) Слогов.
-Игра "С кем поёт песенку буква Ш?" (слоговой абак).
АШ ОШ УШ ИШ ЕШ
ША ШО ШУ ШИ ШЕ
-Что общего в наших слогах?
-Какой звук буква Ш обозначает?
7. Физминутка.
-На звук "м" - руки вверх;
"н" - руки на пояс, повернуться вокруг себя;
"ш" - руки вперёд, присесть.
8. Чтение слов.
-Буква Ш живёт в гармошке.
В неваляшке и матрёшке.
И ещё во многих словах. Попробуем прочитать некоторые из них:
лы шаш
шпа - га мыш - ки
гат пыш
-Назовите слова, значение которых вам непонятны.
-Прочитайте название игры.
-Животное.
-Вид булочки.
IV. Закрепление изученного.
1. Развитие фонематического восприятия.
а) Игра "Почини слова".
Слово бежало
И букву потеряло.
_уба _апка у_анка _арф _таны _орты
-Назовите общее слово к этим словам. (Одежда).
-Какое слово из них лишнее и почему?
-В какое время года носят эту одежду?
-Какую букву мы вставляли в слова?
-Охарактеризуем её.
б) Игра "Найди звук".
-Спрячьте в правую варежку картинки, на которых изображены предметы, при произношении которых мы встречаем звук "ш", а в левую - где нет нашего звука. (набор предметных картинок).
в) Игра "Волшебные предметы".
На предметы погляди,
Что в них спряталось - найди.
(На рисунках спрятаны анаграммы слов: шапка, штаны).
2. Закрепление оптического образа буквы.
-Какая буква встречается в найденных словах?
-Сделаем нашу букву из проволоки.
-Какой звук обозначает буква Ш?
-Охарактеризуем его.
3. Работа в тетрадях.
-Найдите и обведите правильную букву Ш в ряде букв.
-Соедините букву с картинкой, в названии которой живёт звук "ш".
V. Релаксация.
- Ребята, мы выполнили учебную задачу?
- А что сегодня каждый из вас сумеет рассказать родителям про изучаемую букву?
-Нарисуйте на шарике личико, соответствующее вашему настроению.