ИКТ на уроках в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требует от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны даже не столько сами знания, сколько умение добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Современные технологии мультимедиа (создание, обработка, хранение и совместная визуализация при помощи компьютера текстовой, графической, аудио- и видеоинформации в цифровом формате) сегодня представляют собой одно из передовых достижений в сфере применения ИКТ в обучении. Использование ИКТ позволяет хоть чем-нибудь "зацепить" каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы. В конце концов, просто делает его (урок) на порядок ярче и насыщеннее. Особая роль принадлежит, конечно, визуальным материалам - фото, плакатам, видеофрагментам и т.п.

Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

Применение новых информационных технологий ?раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс, но и повысил мотивацию в обучении. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

При разработке компьютерной поддержки предмета необходимо определить:

  • какие темы стоит "поддерживать" компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;
  • какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;
  • какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;
  • какие уроки целесообразно делать компьютерными;
  • как организовать компьютерные занятия.

Необходима правильная организация применения компьютера на уроках:

  • компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;
  • учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;
  • использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут. ( Санитарные правила и нормы).

При использования компьютера и мультимедийного проектора для демонстрации компьютерных презентаций PowerPoint, можно отметить методические возможности и преимущества медиаурока:

  • повышение мотивации к учению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
  • повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления;
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • индивидуальный подход в обучении.

Информационно-коммуникационные технологии - инструментарий универсальных учебных действий. Использование средств ИКТ помогает перейти от стихийного к целенаправленному формированию универсальных учебных действий. ИКТ должны широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий, Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и учащиеся.

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

  • поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
  • фиксация информации об образовательном процессе, с целью дальнейшего использования записанного (его анализа, цитирования);
  • структурирование знаний, их организация и представление в виде концептуальных диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев;
  • создание гипермедиа сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
  • подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой;

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных учебных действий. Для этого используются:

  • создание гипермедиа-сообщений;
  • выступление с аудио-визуальной поддержкой;
  • фиксация хода коллективной, личной коммуникации (аудио-видео и текстовая запись);
  • общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видео-конференция, форум. блог).

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

В функции учителя компьютер представляет:

  • источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);
  • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
  • индивидуальное информационное пространство;
  • тренажер;
  • средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

  • средство подготовки текстов, их хранения;
  • текстовый редактор;
  • графопостроитель, графический редактор;
  • вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
  • средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

  • программировании, обучении компьютера заданным процессам;
  • создании программных продуктов;
  • применении различных информационных сред.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

  • Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
  • Организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).
  • Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребенком.

С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно - наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Федеральный компонент государственного стандарта начального образования требует умение целенаправленно работать с информацией (поиск, отбор, создание и тиражирование) и использовать ее для получения, обработки и передачи средствами информатизации и информационных технологий.

Таким образом информационная культура учащихся начальных классов - это неотъемлемая часть результата их образования

Использования ИКТ в работе учителя начальных классов выделяю пять направлений:

  • ведение рабочей документации в электронном формате;
  • использование Интернет-ресурсов;
  • создание собственных мультимедийных презентаций;
  • использование ИКТ во внеурочной работе:
  • выступления с опорой на мультимедиапрезентацию;

Мультимедийные материалы по всем предметам, изучаемых в начальной школе можно находить в Интернете. Но бывает так, что необходимого нет. Тогда нужно самим готовить материал. Их можно создать с помощью программы Microsoft PowerPoint.

Использование на уроках слайдопрезентаций приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • освещает урок эмоциональной окрашенностью;
  • психологически облегчает процесс усвоения;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор;
  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.