В настоящее время, когда материальные ценности доминируют над духовными происходит процесс разрушения личности. У людей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, поэтому духовно-нравственное воспитание следует начинать уже с дошкольного возраста, так как личностное становление ребенка начинается очень рано.
Роль взрослого в духовно-нравственном развитии дошкольника очень велика. С помощью взрослого малыши начинают дифференцировать свои действия, опираясь на понятия “можно”, “нужно”, “нельзя”; “хорошо”– “плохо”; “добро”– “зло”. С оценочных позиций взрослого ребенок смотрит на себя и других, постепенно вырабатывая свое отношение к окружающим и самому себе. В нашем дошкольном учреждении уделяется большое внимание духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, так как наши педагоги считают, что без духовно-нравственного развития не возможно становление полноценной личности.
На занятиях мы знакомим детей с обычаями и традициями русского народа, символикой нашего государства, историей родного города, с жизнью великих соотечественников. В русской избе дети узнают о быте и жизни своих предков. На музыкальных занятиях дети знакомятся с русскими народными играми, песнями, танцами. Наряду с традиционными праздниками, такими как Новый год, 8 Марта, выпуск в школу, мы проводим Осенины, Покров, Рождество, Пасху. Одной из основных задач духовно-нравственно развития, является воспитание толерантности, т. е. терпимого отношения к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, внешнему виду. Но такое терпение не означает, что нужно что-то или кого-то терпеть из-за снисходительности. Толерантность это, прежде всего готовность благосклонно признавать и принимать поведение, убеждения и взгляды других людей. Толерантности, уважению, пониманию равноправия нужно учить с детства, разговаривать на эти темы в дошкольном образовании. Наш детский сад посещают дети разных национальностей. Часто педагоги замечали, что между детьми вспыхивают ссоры, они часто конфликтуют, не делятся игрушками , не дружат с ребятами других национальностей. Говоря при этом : “Ты не такой, как мы...”, “У тебя не такая кожа...” и т. д. Перед коллективом встал вопрос, как же наладить отношения детей.
Чтобы ребята стали более доброжелательными, терпимыми, дружелюбными, мы решили познакомить их с культурой других стран через музыку, игры, танцы, сказки. В прошлом учебном году мы подготовили цикл “Танцы Народов Мира”, который представили на Районом Методическом Объединении. Дети узнали, что у всех народов много общего. Их объединяют музыка, танцы, песни, сходство традиций. Дети познакомились с такими танцами как “Полька”, “Самба”, “Тарантелла”, “Испанский танец”, “Аргентинское танго”. Музыка и танцы передают характер народа, трогают за душу не только взрослого, но и ребенка. Так дети познакомились с культурой Италии, Финляндии, Испании, Аргентины. Слушали песни на итальянском языке, смотрели фильм о Венеции, увидели северное сияние, бескрайние прерии и водопады Аргентины и Бразилии, познакомились с оперным театром Ла Скала. Это дало большой толчок для духовного роста детей.
В этом году мы начали знакомить детей с циклом “Игры народов мира”. У нас прошел цикл занятий по сказкам народов мира. Ведь сказка несет в себе народную мудрость, здесь добро всегда побеждает зло. На Новый год мы готовим праздник “Бал в сказочном королевстве”, где дети встретятся с героями любимых сказок.
В этом учебном году мы познакомим детей, как празднуют Рождество в разных странах. Дети узнают, что в Италии ребята на Рождество пишут письма своим родителям, в которых рассказывают о свое любви к ним. В Германии дети на Рождество любят петь Рождественские песни.
На выпускном празднике “Пестрый глобус”, ребята познакомятся со школьными традициями других стран. Детям будет интересно узнать, что в Болгарии 2 и 1 являются хорошими отметками, что в странах Латинской Америки не задают домашнее задание, а в Японии для учителей важным является понятие “кокоро”, которое означает уважение, симпатия, великодушие к людям.
На дошкольное образование возложена большая миссия. Именно мы являемся первыми учителями подрастающего поколения. Научить толерантности детей можно только на собственных примерах. Для этого нужно больше внимания уделять изучению истории собственной страны, ее традиций и обычаев. Ведь на неуважении к собственной культуре невозможно построить уважение к чужой.
Мы хотим, чтобы в сердцах наших воспитанников всегда было место для добрых поступков, дружелюбного и терпимого отношения друг другу и надеемся, что выпускники нашего детского сада станут современными и терпимыми людьми.