Цель:
- обучение детей чтению в режиме "диалога с автором" (формирование умения извлекать необходимую информацию из прочитанного текста; умение осмысленно читать, выбирая важное, существенное)
Задачи:
- развивать умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- формировать самопознание на основе сравнения "Я" с героем произведения В. Драгунского "Друг детства"
Оборудование: книга А.Л.Барто "Твой праздник", картинки с изображением игрушек, портрет В. Ю. Драгунского, книга В. Драгунского "Денискины рассказы", презентация
Ход урока
1. Организационное начало урока (психологический настрой на тему урока)
Звучит песня о дружбе "Настоящий друг" (слова М. Пляцковского).
2. Актуализация знаний
- На прошлом уроке мы читали стихотворение А.Л. Барто "Я выросла" (слайд 1) Это произведение вошло в сборник стихов под названием "Твой праздник".
- Какие ещё стихи оказались в этом сборнике? Читаем, думаем и отвечаем:.
Игра "Доскажи словечко"
Я люблю свою :..
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости. (слайд 2)
:. бросила хозяйка,
Под дождём остался :,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок. (слайд 3)
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку :.
- Тише, Танечка, не плачь:
не утонет в речке мяч. (слайд 4)
Уронили :. на пол,
Оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший! (слайд 5)
- О чём эти стихи? (слайд 6)
- О каких ещё игрушках написала стихи А. Барто? (слайд 6)
- Как вы думаете: а может ли игрушка быть другом? (ученики с помощью толкового словаря объясняют значение слова "друг" и рассуждают по данной проблемной ситуации) (слайд 7)
3. Работа с текстом до чтения:
- беседа об авторе;
- работа с иллюстрациями к тексту;
- определение структуры текста (количество частей).
- У меня в руках книга (показ книги "Денискины рассказы"), автором которой является Виктор Юзефович Драгунский (слайд 8). В детстве он был обычным ребёнком, любил побезобразничать, похохотать, придумать что-нибудь. Самой любимой книгой его была книжка про Тома Сойера (слайд 9). После школы В. Драгунский работал на заводе токарем, затем шорником, даже был лодочником, катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада.
Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр (слайд 10), цирк (слайд 11) эстрада, возможность веселить, радовать людей. Виктор Драгунский признавался, что, глядя, как зрители, особенно дети, получают удовольствие от клоунов, ему больше всего хотелось быть клоуном (слайд 12). Но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на манеже, и, прежде всего над тем, что они говорят... Вот этим-то и занимался Виктор Драгунский. Он писал репризы (так называется текст для клоунов, эстрадные сценки, песни.) А во время зимних каникул он работал на ёлках и был самым весёлым и смешным Дедом Морозом (слайд 13).
Вообще-то писателем Драгунский не собирался становиться. Но у него родился сын Дениска (слайд 14). И с Дениской стали случаться всякие смешные истории. Виктор Драгунский стал эти истории записывать, получились Денискины рассказы, над которыми смеются не только в России, но и во многих странах мира. В этой книге 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской, живущим в Москве (слайд 14 - 15)
- Интересно, что думает Дениска, главный герой этой книги по вопросу: а может ли игрушка быть другом? Хотите узнать?
- Сегодня на уроке мы с вами прочитаем рассказ "Друг детства" (слайд 16)
- Глядя на иллюстрации к тексту, предположите, о чем или о ком мы будем читать, какую историю нам расскажет автор? (слайд 17)
4. Работа с текстом во время чтения:
словарная работа (дети объясняют по ходу чтения значение непонятных им слов);
обучение детей чтению в режиме "диалога с автором"
Текст читает учитель. По ходу чтения задаются вопросы.
1 часть.
- Герою 6 или 6 с половиной лет. Значит, по отношению к вам он кто? (ровесник)
- Часто ли герой менял свой выбор? Как вы думаете почему?
- Какие слова об этом говорят?
- Понял ли папа Дениску сначала?
- Как он отнесся к просьбе сына, и почему вы так думаете?
- Догадались, что могла придумать мама?
- Что было в этой корзине? Какое слово употребил автор? (утиль)
- Догадайся, в каком значении употребляет Виктор Драгунский слово "утиль"? (выполняют в тетради по литературному чтению) (слайд 18)
- Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову "утиль" (утилизация, утилизировать, утильщик) Докажите правильность своего ответа.
- Мама не просто положила мишку на диван, а :.
- Почему именно бросила? (Старый, ненужный)
- И при этом называет его мама отличным и хорошим, почему? (Можно использовать как грушу)
2 часть
- Автор хочет нам сказать, что с мишкой много и часто играли. Какое слово он употребил? (Облезлый)
- А как к нему относились? Как об этом говорит автор? (Заботились, он глаз потерял - пуговицу пришили)
- Дениска увидел этого облезлого мишку и вспомнил: Тогда - любил, жизнь бы отдал. А как вы думаете, как сейчас поступит мальчик?
- Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свой поступок.
- Мишка смеётся разными глазами. Почему смеётся? (Рад встрече, рад, что про него вспомнили)
- Какое чувство возникло у Дениски, когда он посмотрел на медвежонка? (Ему стало жалко, обидно за мишку)
- Почему вы так решили, объясните.
- Как он его назвал? (Самый лучший друг, настоящий друг детства)
- Приготовились к физминутке для наших глаз.
Будьте внимательны и постарайтесь ответить на вопрос, который вам задаст Кот Леопольд? (слайд19 - 20)
5. Работа с текстом после чтения.
- Определите жанр данного произведения (слайд 21). Докажите свою точку зрения.
- Определите порядок событий в данном рассказе (выполняют в тетради по литературному чтению) (слайд 22)
- Мама достала старого плюшевого мишку.
- Дениска попросил папу купить боксёрскую грушу.
- Дениска вспомнил своё детство.
- Мальчик никогда не будет боксёром.
- Выберите наиболее удачный заголовок к каждой части (выполняют в тетради по литературному чтению) (слайды 23 - 24)
- "Вопросительные слова" (технология развития критического мышления):
Вопросы на воспроизведение событий (кто? где? откуда?)
Вопросы на установление причинно-следственных связей (почему? зачем?)
Вопросы обобщающего характера (какой?) (слайд 25)
- Почему же Дениска не смог использовать игрушечного мишку вместо боксёрской груши?
- Вспомните начало урока. Какими строчками из стихов А.Л.Барто можно ответить на этот вопрос? (Всё равно его не брошу, потому что он хороший!)
- Как вы думаете, а почему этот рассказ поместили в ваш учебник?
- Проходит время, на смену одной игрушке приходит другая. А где вы храните игрушки?
- Что с ними происходит, когда вы перестаёте с ними играть?
- Есть ли среди ваших игрушек та, про которую вы можете сказать так же, как сказал Дениска?
6. Творческая работа
- Составление синквейна (слайд 26)
Друг.
Мягкий, добрый.
Радует, понимает, слушает.
Лишнего не спросит, в беде не бросит.
Игрушка.
7. Подведение итога урока (слайд 27)