Задачи урока:
Обучающие:
- Закрепление знаний о натюрморте как о жанре изобразительного искусства;
- Знакомство с принципами подчинения геометрическим формам постановок натюрморта;
- Закрепление практических навыков:
а) составление из предметов натюрморт;
б) свободно без напряжения работать карандашом;
Развивающие:
- Развитие творческого воображения, композиционного мышления, художественного вкуса;
- Развитие мелкой моторики мышц кистей рук.
Воспитательные:
- Воспитание любви к изобразительному искусству;
- Формирование внутреннего мира, его нравственно-эстетической воспитанности.
Ход урока
I. Организационный момент
– Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия “Каноны постановки натюрморта”.
II. Вступительная беседа
– Вы все знаете, что натюрморт в переводе с Франц. означает буквально “мертвая натура”. Но англичане и голландцы называли этот жанр по-другому – “тихая жизнь”.
– А как Вы думаете почему?
Дети отвечают.
– Да, правильно. Они тихонечко себе стоят, и никто на них не обращает внимание. Кроме художников. Художник нашел в предметном мире, окружающем нас, прекрасное, и хочет заставить зрителя по-новому взглянуть на окружающие предметы, увидеть красоту в самых обыкновенных вещах. Художники изображают самые обычные вещи, это красиво и поэтично. Одни любят натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие пишут на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов.
Показ репродукций: П.Клас “Завтрак с ветчиной”, В.Хеда “Завтрак с ежевичным пирогом”, Ф.Снейдерс “Натюрморт с лебедем”, И.Хруцкий “Цветы и плоды”, В.Гог “Пара ботинок”, “Подсолнухи” и др.
Вещи являются свидетелями времени, и натюрморты многое могут нам рассказать: о характере человека, хозяина этих вещей; его мысли и чувства; его профессию; могут передавать и разные события и др. Например, И.Машкова “Снедь московская. Хлебы” словно передает аромат свежеиспеченного хлеба, предлагает полюбоваться богатством и разнообразием булок, батонов, караваев и калачей.
(Снедь – пища, еда).
И. И. Машков. “Снедь московская. Хлебы”. 1924 год. Третьяковская галерея.
III. Этап подготовки учащимися к активному усвоению нового материала
– При постановке натюрморта художники
используют правила (каноны) постановки. С
некоторыми уже познакомились на предыдущих
занятиях. Давайте их вспомним.
– Правильно!
IV. Этап усвоения новых знаний
– И сегодня я Вас познакомлю еще с одним правилом. Постановка натюрморта организуется по принципу подчинения какой-нибудь геометрической форме. Чтобы предметы вписывались в треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, круг.
Мысленно выделяем точки (контуры натюрморта) и соединяем их. У нас получается геометрическая форма. Этот способ был известен художниками с древнейших времен, им пользовались многие мастера. Давайте проверим это на репродукциях знаменитых художников.
Показ репродукций: Ф.Толстой “Букет цветов, бабочка и птичка”, Петров-Водкин “Натюрморт. Свеча и графин”, Ю.Васнецов “Натюрморт с большой рыбой”, Волков “Натюрморт”, И.Хруцкий “Натюрморт с грибами” и др.
(Параллелограмм – четырехугольник, у которого стороны попарно параллельны. Частные виды параллелограммов: прямоугольник, ромб, квадрат.)
V. Этап проверки понимания учащимися нового материала
– Сейчас я раздам Вам карточки, на которых изображены натюрморты, у всех они разные. Вы должны определить, в какую геометрическую форму вписывается ваш натюрморт.
Дети отвечают
– Молодцы! Все справились с заданием.
VI. Этап закрепления нового материала
– Теперь поупражняемся в составлении натюрморта. Вы все помните каноны постановки натюрморта. Давайте, каждый, составит свой натюрморт.
Составляют. Коллективно определяем, какой геометрической фигуре подчиняется каждый натюрморт. Автор, составитель натюрморта, в обсуждении не принимает участие. Только в конце подтверждает, какой геометрической форме подчинен его натюрморт.
– Молодцы! Сейчас выбираем лучший натюрморт, чтобы рисовать его, а остальные убираем.
Если ребята выбрали два или три натюрморта, то пусть рисуют тот, который им больше понравился.
– А почему он Вам больше понравился?
– Одно из условий удачной работы – привлекательность натуры. Скучный натюрморт – быстро утомляет, появляется желание поскорее, и как попало, завершить работу. А, работая над хорошим натюрмортом, Вы получите удовольствие, ощутите эмоциональный подъем. Ваше внимание долгое время будет целиком захвачено изобразительным процессом.
VII. Практическая работа
– Ставим мольберты. Приступаем к работе. Наша задача сегодня – закомпоновать натюрморт.
Практическая работа. Проверяю, все ли правильно сидят за мольбертом. Следить за спинами детей, чтобы не сутулились.
– При изображении натюрморта правильность композиции определяется расположением предметов на листе бумаги. Чтобы изображение было: не слишком велико, мало и сдвинуто вверх, сдвинуто вниз. Для правильного расположения предметов на бумаге можете воспользоваться видоискателем.
Этап работы:
- Изучить натуру.
- Легкими линиями без детальной прорисовки наметить расположение основных масс предметов, желательно не больше натуральной величины.
- Если композиция Вас удовлетворяет, прорисуйте их поточнее.
- Линии должны быть легкими. Не нажимайте на карандаш.
VIII. Этап подведения итогов занятия
– Спасибо всем! Все справились. На следующем занятии мы продолжим работу, будем работать акварельными красками.