Урок развития речи по теме "В гости к нам пришли игрушки". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

  • обобщить и систематизировать полученные знания учащихся о прилагательном как о части речи;
  • формировать навыки употребления прилагательных при описании предмета (игрушки);
  • воспитание чувства благодарности за счастливое детство своим близким.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята садятся по группам. Каждому раздаётся рабочий лист (Приложение 1) и лист оценивания (Приложение 2).

2. Задание на развитие внимания.

На доске:

А Б В Г Е
Ж Д Е Т З
И К Л С Т
У Ф Х О В
С Т Э Ю О
Ч Ц И Н Р

Слово учителя.

“Счастливая, счастливая, невозвратимая пора… Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?” Ребята, знакомы ли вам эти строки? Я взяла их из повести Л.Н.Толстого, а вот как называется эта повесть, вы узнаете, отыскав спрятанное слово. (Детство)

– Нашли? Запишите его, воспользовавшись цветными карандашами. Не забудьте про лист самооценивания.

– Какой цвет выбрали и почему?

– Какой частью речи является слово детство? Докажите.

– Одинокое, оно какое-то безликое. Давайте попробуем его оживить, раскрасить, но уже словесно. Что для этого нужно сделать?

(Подобрать прилагательные)

3. Индивидуальная работа с прилагательными.

Раннее, золотое, счастливое, радостное, замечательное, светлое, прекрасное, чудесное, далёкое, удивительное, безоблачное, весёлое, любимое, но оно может быть и голодное, сиротское, несчастливое, военное, горькое.

В год Великой Победы мы не должны забывать о тех, кому мы обязаны за мирное небо над головой и наше счастливое детство.

– Какие прилагательные по разряду вы записали?

(Качественные, относительные)

– Какие прилагательные называются качественными?

– Что обозначают относительные прилагательные?

– Выберите одно из прилагательных и докажите его разряд.

– С какой целью мы подобрали прилагательные?

(Чтобы определить, описать явление).

– Что такое описание?

Описание – это тип речи; перечень постоянных признаков предмета, явления.

– А какие типы текста ещё знаем?

(Повествование, рассуждение)

– У каждого из нас свои ассоциации с этой замечательной порой. Какие?

И одна из них – игрушка. Сегодня вы пришли на урок не одни. В руках у вас мишки, зайчики, собачки, машинки, куклы – самая большая радость для девочек. Поговорим о них?

4. Алгоритм написания сочинения.

1) С чего вам хотелось бы начать? (Обсуждение в группах)

(Ответы ребят)

2) Чей ответ был более удачным?

3) Какую форму прилагательного я употребила?

(Составную сравнительную степень)

4) Как вы считаете почему? Правомерно ли?

(Да, всё в нашей жизни познаётся в сравнении.)

5) Обратимся к рабочим листам. Чтобы правильно их заполнить, нам потребуется вспомнить композицию построения любого текста.

– Что такое композиция?

(Построение)

Если ребята забыли, что такое композиция, предлагаю им творческую работу: собрать из геометрических фигур то, что у них получится. (Групповая работа)

(Ребятам предлагаются разрезанные цветные картинки, где изображены игрушки: кукла, машинка, зайчик и другие) (Приложение 3)

– Из каких частей состоит сочинение?

(Вступление, главная часть, заключение)

5. На листах.

I. История появления игрушки.

Рассказы ребят. Покажу и расскажу о своей игрушке.

– Как можно озаглавить первую часть?

(Последняя кукла. Подарок Дедушки Мороза)

– Чтобы представить, почувствовать, а может быть, услышать игрушку, нужно собрать рабочие материалы.

– Как вы думаете, что нас может заинтересовать?

II. Внешний вид. (Обсуждение в группах)

1) размер (миниатюрная, маленькая, большая, небольшая, средних размеров)
2) форма (круглая, цилиндрическая, квадратная)
3) материал, из которого изготовлена игрушка (резиновая, пластмассовая, железная, деревянная, фарфоровая, оловянная, мягкая)
4) цвет (синий, зелёный, жёлтый, бордовый, оранжевый, чёрный) Объясним правописание прилагательных
5) запах (земляничный, конфетный)
6) детали (говорящая, музыкальная)

– Мы проделали с вами огромную работу – пора отдохнуть.

6. Физминутка.

Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места:
Раз – привстали, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.

– Замечательно, но без чего наш рассказ будет неполным?

(Без рассказа о предназначении игрушки)

– А зачем, действительно, нужны игрушки?

7. Поиграем со словом “игрушка”?

Задание 1 группе.

Составить из слова другие слова.

Задание 2 группе.

Подобрать как можно больше однокоренных слов.

Задание 3 группе.

Выполнить морфемный и словообразовательный разборы.

Задание 4 группе.

Выполнить фонетический разбор.

Задание 5 группе.

Составить словосочетание “прил.+ сущ.” и разобрать его.

III. Как я играю(л) с ней?

Название какое-то скучноватое. (Работа в группах0

(Память на всю жизнь. Мой талисман.)

– Какие прилагательные мы употребим? (Любимая, смешная, забавная, дорогая сердцу, интересная.)

– Всё ли мы продумали? Может быть, что-то забыли? Без чего нельзя обойтись?

(Без заголовка)

– Озаглавьте своё сочинение так, чтобы вашу работу непременно захотелось прочитать.

8. Заключительный этап.

– Какова была наша цель и достигли ли мы её?

Слово учителя.

“Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства. Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?” О первых книжках, о любимых игрушках – маленьких радостях неповторимого детства…

Звучит песня “Деревянные лошадки” (Слова Э. Шима. Музыка М. Минкова)

Ускакали деревянные лошадки,
Пароходики бумажные уплыли.
Мы, из детства убегая без оглядки,
Всё, что надо и не надо позабыли.
Мы не знаем, что при первой неудаче, –
Только стоит, только стоит оглянуться, –
К нам лошадки деревянные прискачут,
Пароходики бумажные вернутся.

Домашнее задание: написать сочинение, оформив его творчески.