Задачи урока:
- Закрепление и развитие понятия и взаимосвязи строения и функций скелета и мышц.
- Развитие познавательного интереса учащихся с помощью творческих заданий и меж предметных связей с курсом физического воспитания.
- Продолжить формирование здорового образа жизни учащихся – формирования у них осознанной необходимости заниматься физическими упражнениями, вести активный образ жизни.
Оборудование:
- Запись “Гиподинамия”;
- таблица “Показатели степени физической подготовки”;
- словарная работа (карточки) гиподинамия, атеросклероз;
- таблички для участников “трансвекового
интервью”, перед каждым табличка, на которой
написаны его имя и век, в котором он жил:
Гиппократ;
Авиценна;
И.Кант;
академик А.Богомолец;
академик Н.Амосов; - презентация к уроку.
Эпиграф:
Ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие.
Аристотель.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||
I.Этап постановки проблемы. |
|
– записывают в тетради тему урока. | |||||||||||
II .Этап реализации проблемы. | Учащиеся делают небольшой
обзор высказываний мыслителей древности и
выдающихся людей нашего времени. 1
выступление. “Ничто так сильно не разрушает
организм, как физическое бездействие”, - так
писал в IV веке до нашей эры Аристотелей. Многие
великие греки видели корень зла в правдивости
существования своих сограждан. Вот мнение
Гиппократа: “ … праздность и ничегонеделание
влекут за собой порочность и нездоровье”. Особую
ценность имеет книга времен Древней Греции “О
диете” (автор неизвестен). Автор излагает
сведения о действии на организм прогулок, бега,
гимнастических упражнений, анализируются
причины утомления и переутомления. Здесь есть
очень важная фраза: “Относительно утомления,
возникающего в теле, дело обстоит так: люди, не
занимающиеся упражнениями, утомляются от всякой
работы.” 2 выступление. Тревогу и боль за
разрушающееся здоровье своих сограждан
высказывали в своих трудах римские поэты и
мыслители. Вот строки из Овидия: “Смотри, как
разрушается от безделья Ленивое тело, Так портится в озере Без движения вода…” В той или иной степени проблема движения отразилась и в произведениях поэтов XIX века. Великий Гете вложил в уста Мефистофеля такой совет Фаусту: “Уединись в глуши полей, Руби, копай, паши за плугом, И ограничить тесным кругом Себя и ум свой не жалей, Питайся просто в скромном доме”. 3 выступление. Нельзя не поразиться наблюдательности И.А.Гончарова при описании Обломова: “Цвет лица у Ильи Ильича был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, потому что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а, может быть, того и другого”. “Хорошо прожитый день дает спокойный сон”, - писал Леонардо да Винчи. Это понятие “хорошо прожитый день” раскрывается в высказывании Л.Н.Толстого: “Несомненное условие счастья есть труд: во-первых, любимый и свободный труд, во-вторых, труд телесный, дающий аппетит и крепкий успокаивающий сон”. |
||||||||||||
Учитель биологии: Со страниц печати не сходят слова: “Гиподинамия – это болезнь века”, “Двигательный голод и его последствия”. Однако, как мы слышали из выступлений, эта проблема занимала и древних. | |||||||||||||
Звучит музыка “гиподинамия” (песню исполняет В.Леонтьев, музыка Р.Паулса, стихи И.Резника). | Учащиеся слушаю запись. | ||||||||||||
Что же такое гиподинамия? Как же дается это понятие в энциклопедическом словаре? |
Опережающее задание- ученик дает понятие: Гиподинамия ( от hypo – под, внизу, греч. dynamis- сила) – нарушений функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижение силы сокращения мышц. Распространенность гиподинамии возрастает в связи с урбанизацией, автоматизацией и механизацией труда, увеличением роли средств коммуникации.
|
||||||||||||
Каковы же признаки гиподинамии? Задание классу: записать в тетрадях признаки гиподинамии. |
Они особенно ярко проявляются в утренние часы. Например, у человека после ночного сна нет ощущения свежести, он вял, раздражителен. Не приносит ему облегчения и умывание, отсутствует аппетит. Пешком пройти не хочется, а в транспорте все раздражает. Улучшение общего состояния происходит через 3-4 часа и длится до обеда, а затем опять возникает усталость. У больных гиподинамией изменения возникают прежде всего в мышцах и в сердце, так как здесь уменьшается количество главного энергетического вещества АТФ. Электрокардиограмма покажет ухудшение работы сердца при нагрузке. У малоподвижных людей развивается атеросклероз – поражение кровеносных сосудов, отложение на их стенках жировых бляшек. Спутником гиподинамии является снижение дыхательного объема легких, нарушения со стороны органов пищеварения.
|
||||||||||||
Вопрос: Что такое атеросклероз? Вопрос: Как же бороться с гиподинамией? |
Ведущий журналист (один из учащихся) представляет участников интервью, все садятся за стол – это Гиппократ, Авиценна, философ XVII века И.Кант, ученые-академики А.Богомолец и Н.Амосов. Журналист: Какое место в медицине должен занять режим здоровья? Гиппократ: “Природа делает что нужно. Однако знание всего человека недостаточно для лечения ввиду того, что человек, который ест, не может быть здоровым, если он не делает телесных упражнений. Пища и упражнения имеют противоположные свойства, которые, соединяясь, способствую поддержанию здоровья”. И.Амосов: “Благополучия в здоровье людей нет. Почему? Причина в том, что образ жизни, избранный нашим современником, противоречит самой природе человека. К сожалению, убедить человека в том, что он живет неправильно, непросто”. Журналист: Что вы понимаете под режимом здоровья? Гиппократ: “труд является пищей для всех членов и мышц, сон – внутренностей. Упражнение орагнов – труды, пища, сон… все умеренно! Поддержание здоровья: ни пресыщение пищей, ни воздержание от труда”. Авиценна: “Основное в искусстве сохранения здоровья – это есть уравновешивание необходимых факторов. Они суть: 1 – уравновешенность натуры, 2 – выбор пищи, 3- очистка тела от шлаков, 4 – сохранение телосложения, 5- уравновешенность физического и душевного движения”. А.Богомолец: “Первый принцип этой разумной жизни – работа. Работать должен весь организм, все его функции. Ни одна из них не должна быть забыта, ни одну нельзя перегружать до истощения”. Н.Амосов: “Режим здоровья – это определенный образ жизни человека. Можно наметить такие его черты: разумное ограничение питания, физическая нагрузка, сдержанное отношение к недомоганию и болезням”. Журналист: Не могли бы Вы поподробнее остановиться на роли двигательной активности? Авиценна: “Самое главное в режиме сохранения здоровья – есть занятие физическими упражнениями. Физические упражнения являются наиболее сильными факторами, предотвращающими скопление зачатков переполнения, и, вместе с тем, повышают прирожденную теплоту и придают легкость”. И.Кант: “Основное правило – не щадить свои силы, не расслаблять их комфортом и праздностью”. Гигиеническая программа:
Н.Амосов: “Одна из заповедей режима – физическая нагрузка. Хороший вид нагрузки – ходьба, но ходить нужно не менее 1 часа в день. Осваивать комплекс упражнений надо постепенно, понемногу увеличивая нагрузку”. Журналист: Спасибо! |
||||||||||||
Вопрос к учащимся: Какой
вывод можно сделать на основании этого интервью? Учитель
биологии: задает вопрос учителю физического
воспитания:
Учитель физического воспитания: Степень тренированности человека можно определить по подсчету пульса в покое и после физической нагрузки. |
Учащиеся делают вывод и записывают его в тетради:
|
||||||||||||
(Наблюдения проводили предварительно на уроке физической культуры.) Учитель физического воспитания давал учащимся различную физическую нагрузку. |
а) учащимся давалась разминка; |
||||||||||||
Чертится таблица на доске с показателями, по которым можно сравнить степень физической подготовленности. |
|
||||||||||||
Испытуемый |
Показатели частоты сердечных сокращений |
||||||||||||
Покой |
Работа |
Восстановление |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||
I |
78 |
105 |
110 |
120 |
124 |
96 |
90 |
86 |
84 |
82 |
80 |
||
II |
80 |
110 |
110 |
116 |
128 |
90 |
98 |
96 |
96 |
86 |
84 |
||
III |
68 |
115 |
124 |
120 |
120 |
120 |
104 |
104 |
98 |
94 |
90 |
||
На доске записаны
показатели, по которым можно сравнивать степень
физической подготовленности: В покое у здоровых людей 60-70 ударов в мин. В покое у тренированных людей 40-50 ударов в мин. Во время небольших физических нагрузок и после них 100-130 ударов в мин. Во время средних физических нагрузок и после них 130-160 ударов в мин. Во время сильных физических нагрузок и после них 160-190 ударов в мин. |
|||||||||||||
Чертится на доске график для каждого испытуемого. |
|
||||||||||||
– Делается вывод на основании графика и таблицы. | |||||||||||||
|
Работа скелетных мышц
рефлекторно усилила деятельность сердца.
Учащение пульса превысило (покой и работа).
Сердце усиливает свою работу за счет увеличения
частоты сокращений: I испытуемый ((105-78)/78)*100%=31% II испытуемый ((110-80)/78)*100%=37% III испытуемый ((115-68)/68*100%=67% |
||||||||||||
На основании полученных вычислений делается вывод: если после работы (нагрузки) не вызвано учащение пульса более, чем на 30% от исходной величины, то сердце усиливает свою работу за счет увеличения количества крови, выбрасываемого при каждом сокращении. Нагрузка недостаточна. Чтобы организм получил пользу от тренировки, нагрузку надо увеличить. | Учащиеся вывод записывают в тетрадь. | ||||||||||||
III. Подведение итогов | Учитель биологии подводит итог: что же происходит с опорно-двигательной системой при регулярных занятиях спортом? (беседы с учащимися). | В ходе беседы выясняются
следующие положения, которые учащиеся
записывают в тетради:
|
|||||||||||
Таким образом, занятия физическим трудом, спортом, оказывают благоприятное воздействие на весь организм. Можно согласиться с академиком Амосовым, когда он будущее медицины видит в привитии людям навыков режима здоровья, в широком применении физических упражнений. Если вы задумаетесь над своим образом жизни, то цель нашего урока будет достигнута. Анализ ответов и выставление оценок. | |||||||||||||
IV.Задание на дом | §16 | Запись домашнего задания в дневниках. |