Цели:
- познакомить детей с производством хорошо известных им сладостей (шоколад, изюм и мёд);
- показать учащимся природное происхождение названных продуктов;
- создать условия для самостоятельного решения детьми проблемных вопросов;
- развивать умение анализировать, речь, логическое мышление, воображение, эмоции
- воспитывать любознательность, бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование: учебник "Мир вокруг нас" (А.А. Плешаков, М. Просвещение, 2008 г.), проектор, компьютер, у учащихся - какао-порошок, изюм, виноград, карточки у учителя - мёд разных сортов
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Как мы будем оценивать свою работу (у каждого ребенка на парте лежат квадраты красного, зеленого и синего цвета)
К - Хорошо, все задания выполняли правильно.
З - Если у вас что-то не получилось, не со всеми заданиями справились.
С - Если вы были невнимательны, вам не хотелось заниматься, у вас ничего получилось,
2. "Настрой" на работу.(У каждого ученика на парте лежат карточки с "пушистиками".)
Раскрасьте того "пушистика", который соответствует настроению в данный момент. Проверка по слайду (Слайд 1)
II. Введение в тему урока.
- Ребята, сегодня необычная тема урока. Очень сладкая! А о каких вкусных продуктах мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадки.
Слайд 2.(шоколад)
Он фигурный или в плитках,
Он похож на злато в слитках.
Каждый будет очень рад
Съесть молочный ... (шоколад)
Слайд 2а.(изюм)
В ватрушки, кексы и пирог кладет нам мама это
И хорошо разовьется смекалка и ум
Если съедим мы сладкий:.. (изюм)
Слайд 2б.(мёд)
Сладкий,а не сахар,
Липкий, а не клей,
Вкусный, а не конфета.(мед)
- Кто не любит шоколад, изюм и мёд? Посмотрите, многие любят.
- Кто из вас понял, какова сегодняшняя тема урока?
- А теперь прочитаем её на слайде.
Слайд 2в. (тема)
III. Актуализация знаний учащихся.
- На каждом уроке окружающего мира с вами вместе Мудрая Черепаха. Она и сегодня у нас в гостях.
Слайд 3. (Черепаха, муравей )
- Посмотрите, какая она нарядная. Это потому, что у Черепахи сегодня день рождения, и она ждёт от Муравьишки в подарок любимое лакомство - шоколад. Черепаха объяснила Муравьишке, что шоколад нам дают шоколадные деревья, и он побежал в лес искать такие деревья.
IV. Постановка проблемы.
- Как вы думаете, ребята, права Черепаха? Бывают ли на свете шоколадные деревья?
(Ответы детей)
- А на самом деле такие деревья есть. Чтобы их увидеть, мы мысленно перенесёмся в Южную Америку. Именно там растут шоколадные деревья.
V. Минута релаксации. - Опустите руки вниз, расслабьтесь на своих местах, закройте глаза. Пока мы будем переноситься в Южную Америку, вы будете отдыхать, слушать спокойную музыку и представлять себе, как может выглядеть шоколадное дерево.(Слайд 4)
VI. Совместное "открытие" знаний.
- Открыли глаза, мы с вами в Южной Америке. Ребята, как вы себе представили шоколадное дерево?
(ответы детей)
- А на самом деле оно вот такое.
Слайд 5,6.(шоколадное дерево)
- Ни шоколад, ни конфеты не растут на шоколадном дереве. Посмотрите, у этого дерева, как и у всякого другого, есть ствол, листья, плоды. Но это дерево удивительное! Посмотрите, где распустились его цветки. (Прямо на стволе). На месте цветков образуются плоды. Когда смотришь на дерево издали, кажется , что кто-то на нём дыни развесил. Внутри плода есть семена.
Слайд 7.(плод в разрезе)
- Какого они цвета? (Белые)
- Эти семена называют какао-бобы. Их собирают, высушивают (при этом они темнеют) и измельчают в порошок. (Показ какао-порошка).
- Этот порошок поступает на кондитерские фабрики, где из него делают шоколад.(слайд 8)
-А что еще делают из шоколада? (Дети отвечают, опираясь на рисунок в учебнике.) (Слайды 9-12)
VII. Практическая работа.
- Возьмите у себя на столе стаканчик №1. В нём находится какао-порошок. Возьмите ложечкой немного какао и попробуйте на вкус. (Горько)
- А почему же шоколад сладкий? (Добавляют сахар)
- А ещё на фабриках при изготовлении шоколада кроме сахара в какао-порошок добавляют молоко и другие ингредиенты. Вы все ели шоколад. Подумайте, что ещё в него добавляют? (ответы детей)
Слайд 13. (обёртки разных шоколадок)
- Многим ребятам нравится шоколадка с изюмом. А что такое изюм?
(Ответы детей)
Работа с учебником.
- Давайте подтвердим ответ (прочитаем об этом) в
учебнике на стр. 61 (Слайд 14-15)
- Возьмите стаканчик №2. Найдите самую крупную
виноградинку. Покушайте сначала её, а затем изюм.
Ответьте на вопрос: если изюм делают из
винограда. то почему виноград с косточками, а
изюм без косточек?
(Ответы детей) - Для изготовления такого изюма берут специальный сорт винограда - - киш-миш. Он и растёт без косточек. Но изюм бывает и с косточками, для его изготовления и используется сорт винограда, который вы попробовали.
VIII. Физкультминутка. Слайд 16
IX. Совместное "открытие" знаний.
- Прослушайте песенку гостя, который пришёл в гости к Черепахе.(Слайд 17)
- Ребята, вы угадали кто это? Конечно, это Винни-Пух! Он тоже пришёл поздравить Мудрую Черепаху с днём рождения. Что он ей подарит? - Как вы думаете, откуда мёд в горшочке у Винни-Пуха? (Ответы детей)
- Отгадайте загадку.
Чудо-город-городок -
Шумных домиков рядок.
Целый год янтарный мёд
В бочках не кончается!
И всё лето весь народ
На цветках качается! (Пасека) (Слайд 18)
-Что это за дома? (Ульи) Что такое пасека?
(Пасека - место, где расположено много ульев.)
Ульи - это такие специальные домики для пчёл, в которых они живут и куда собирают мёд. - Собранный мёд пчёлы помещают в ячейки из воска - соты. (показ сот)
(Слайд 19 пасека, ульи, соты)
Работа с учебником
Давайте прочитаем об этом в учебнике на стр. 61
- Ребята, а для чего нужен мёд? (Ответы детей)
- А вы знаете, что мёд бывает разных сортов, в зависимости от того растения, с которого собирали пчёлы сладкий нектар? Посмотрите вот на эти баночки. Видите, мёд отличается цветом. Он и вкус имеет немножко разный. Тёмный - гречишный, используется как успокоительное лекарство. Светлый - липовый, помогает при простуде и кашле. А вот этот мёд - цветочный, собран с травы донник, лечит сердце. Видите, насколько полезен мёд!
X. Гимнастика для глаз Слайд 20
XI. Закрепление изученного.
Работа в тетради с.25
(Дети выполняют задание)
Самопроверка. (Слайд 21)
- Посмотрите на экран, проверьте правильность выполнения задания и исправьте ошибки, если вы их сделали. У кого правильно?
XII. Итог урока.
Подведём сейчас итог,
Как прошёл у нас урок?
Чем мы занимались на уроке?
- Мы это делали, чтобы ответить на главный вопрос сегодняшнего урока: Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?
- Ребята, я хочу поблагодарить вас за урок, за ваше внимание и помощь. Вы работали дружно, активно, проявляли ум, смекалку и творчество. А теперь оцените себя, как вы сегодня работали.
К- Вы усвоили знания идеально. Завидую.
З - Почти безошибочно. Примите поздравления.
С - Огорчаться не стоит. К отдельным вопросам можно всегда вернуться.
- Покажите мне "пушистиков" с настроением.
- Улыбок больше - значит, урок удался!
- Ребята, расскажите дома, откуда берутся шоколад, изюм и мёд.