Урок русского языка по теме "Знаки препинания в сложносочиненном предложении". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Цели

Компетенции

Этапы урока

Межпредметные и внутрипредметные связи

Обратная связь

  • Расширить знания учащихся о сложносочиненном предложении; способах связи предикативных частей ССП;
  • систематизировать информацию о разрядах сочинительных союзов;
  • совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП;
  • совершенствовать навыки устной, письменной связной речи, развивать мышление, память, способность анализирован и делать выводы;
  • воспитывать уважение и любовь к родному языку и литературе
  • Выразительно читать текст, делая правильное логическое ударение;
  • строить развернутое высказывание;
  • уметь определять средства связи в ССП: интонация, сочинительные союзы, общий член для предикативных частей предложения, слова, требующие пояснения;
  • знать к какому разряду относится тот или иной сочинительный союз: соединительный, противительный или разделительный, определять к какому виду относится конкретное ССП (по разряду союза);
  • уметь определять значения ССП (последовательность, одновременность, причинно-следственные отношения, присоединительное значение, противопоставлениезначение чередования и взаимоисключения;
  • совершенствовать пунктуационную “зоркость”, умение аргументировать постановку знаков препинания в ССП (запятая, а также тире и двоеточие)
  • формировать навыки самоанализа и самоконтроля
  1. Оргмомент. Сообщение темы и целей.
  2. Повторение изученного материала. Словарный диктант с грамматическим заданием
    Орфоэпическая пятиминутка.
  3. Стадия вызова (групповая мозговая атака).
  4. Стадия осмысления (заполнение таблицы).
  5. Стадия рефлексии (дальнейшее целеполагание)
  6. Домашнее задание.
  7. Итог урока.
Использование на уроке фрагментов из произведений русских и советских писателей, произведений УНТ Заполнение графы по вопросам, требующим доработки

Домашнее задание && 7, 8 упр. 62/1-3/

 

Этап урока

Ход урока

Время

  1. Оргмомент. Сообщение темы и целей.
– Добрый день. Меня зовут Елена Вячеславовна. Сегодня на уроке вместе с вами, ребята, мы будем работать над темой “Знаки препинания в сложносочиненном предложении”. Вспомним, что вы знаете об этом типе предложений, повторим какие знаки препинания в сложносочиненном предложении вы уже знаете и познакомимся с новыми понятиями по данной теме, будем учиться определять значения ССП.

Перед вами – карты для работы на уроке, в которых есть задания индивидуальные, для работы в паре и таблица для заполнения по ходу работы над темой.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока: “Знаки препинания в сложносочиненном предложении”.

3 мин

  1. Повторение изученного материала
Словарный диктант с грамматическим заданием по ходу написания диктанта. Грамматическое задание: 1. Выделите приставки в словах. 2. Подчеркните слова с непроизносимыми согласными.

Участник соревнований, прочувствованная книга, искусство общения, искусный мастер, рассчитать траекторию, асфальтированный тротуар, расспросить коллегу, бескорыстный товарищ, пациент притворился.

Какая пара слов не является словосочетанием? 1-2 ОШИБКИ – “4”, 3-4 ошибки –“3”, более 4 – неудовлетворительно)

Взаимопроверка. СЛАЙД 2.

Орфоэпическая пятиминутка. Фронтальный опрос. СЛАЙД 3. Поставьте правильно ударение в следующих словах:

портфель, свекла, шофер, звонить, процент, начать, договор, средства, красивее.

10 мин

  1. Объяснение нового материала
Стадия вызова (групповая мозговая атака) – работа в парах.

2.1. Задание содержит различные предложения для анализа по первой графе таблицы / средства связи в ССП/, сходные лишь у нескольких пар.

Задание 2. Определите вид сложного предложения, средства связи с предложении.

Беседа и заполнение первой графы таблицы:

– Какие предложения называются сложносочиненными? Что может являться средством связи в ССП?

2.2. Беседа о разрядах сочинительных союзов и видах предложений по &8 /стр.42-43/. СЛАЙД 4. Заполнение второй и частично третьей графы таблицы.

2.3.Стадия рефлексии. Закрепление. Назовите союзы в следующих ССП и вид ССП. Какое значение имеет каждое ССП. СЛАЙД 5, 6,7

То скрипнет дверь, то тихо откроется калитка. (то, то – ССП сразделит, чередов)

Бабочки крыльями хлопали очень тихо, а стрекозы крыльями пели звонко./Пауст./(а, ССП с против, противопост)

Кот принял угрожающую позу, щенок тоже оскалился. (тоже – ССП с соедин,послед)

Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна./Пауст./(или – ССП с разделит, одновр)

Небо голубое весело глядит, и село большое беззаботно спит./Никит./(И – ССП с соед, одновр)

Мне следовало набрать лапника, но я был не в силах пошевелиться./Волков./(но – ССП с противопост)

Мне стало ужасно грустно в это мгновение; однако что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей…/Дост./(однако – ССП против, противопост)

Нельзя сказать, чтобы это нежное расположение к подлости было почувствовано дамами; однако же во многих гостиных стали говорить, что, конечно, Чичиков не первый красавец, но зато таков, как следует быть мужчине…/Г./(однако – ССП с против, противопост)

Все вскочили, схватились за ружья – и вот пошла потеха… /Л./(и – ССП с соедин, последов)

 

12 мин

  • Стадия осмысления.
Систематизация материала по теме. Постановка знаков препинания.

– Какие знаки препинания вы увидели в предыдущих ССП?

– Когда не ставится запятая между предикативными частями ССП перед союзом И?

– Когда ставится тире в ССП /как бы вы объяснили/? (если во второй части содержится неожиданное присоединение или противопоставление, быстрая смена событий, внезапность)

Когда ставится точка с запятой в ССП? (если части ССП значительно распространены, в них содержатся знаки препинания или обе части самостоятельны настолько, что между ними можно поставить точку)

5 мин

  • Стадия осмысления.
Заполнение третьей графы таблицы.

5 мин

  • Стадия рефлексии.
Закрепление материала урока. СЛАЙД 8, 9

– Объясните постановку знаков препинания в следующих ССП.

Не место красит человека, а человек место.
Мягко стелет, да жестко спать.
Завтра проснешься – и яркое солнце.
Осенний полдень светлел, и на север уходили тучи.
Удар – и мяч в воротах.
Шесть лет комиссия возилась возле здания; но климат, что ли мешал, или материал был такой…

5 мин

  • Домашнее задание.
Домашнее задание: && 7, 8 проверить таблицы, упр. 62/1-3/Слайд 10.  
  • Итог урока.
  1. Итог урока.
  2. Сегодня на уроке мы вспомнили понятие СПП и знаки препинания в них, учились определять значение СПП и углубили свои знания о постановке запятой, тире и точки запятой в СПП.

  3. Предложение заполнить последнюю графу таблицы. В помощь предлагается обратиться к справочнику по пунктуации Розенталя Д.Э. и к электронным ресурсам www. gramota.ru www. Hi-edu.ru СЛАЙД 9.
  4. Рефлексия. Заполнения карточки эмоционального состояния. СЛАЙД 11.

3-5 мин

Приложение

Презентация