Репортаж как жанр публицистики. 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


“Быть журналистом – значит не только ездить, смотреть, отбирать, писать – это значит особым образом жить”.

М. Кольцов.

“Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и   находчивости”.

В. Гиляровский.

(Слайд № 2)

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями репортажа как жанра публицистики, ознакомить с требованиями к репортажу.
  2. Подготовить к самостоятельной работе над сочинением-репортажем.
  3. Способствовать воспитанию у учеников черт репортера.
  4. Воспитывать уважение к профессии репортера и людям этой профессии.

Оборудование: Компьютер, мультимедиа, фоторепортаж, словари, листы с текстами, таблица с основными требованиями к репортажу, таблички с профессиональными словами.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений навыков.

Ход урока

1. Организация класса, взаимное приветствие.

2. Вступительное слово учителя.

Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы. Основная цель – публицистического стиля – воздействовать на читателя, слушателя, т.е. в чем-то их убедить, к чему-то призывать. В публицистических произведениях затрагиваются вопросы весьма широкой тематики – актуальные вопросы современности, представляющий интерес для общества (политические, экономические, моральные, философские) вопросы культуры, воспитания, повседневного быта. Для публицистического стиля характерны такие языковые средства, как риторические вопросы, предложения с обращениями, восклицательные предложения, которые помогают выразить эмоциональную взволнованность. Публицистический стиль характерен для газет, журналов, репортажей, интервью, выступлений по радио, телевидению, на собраниях, митингах.

Ребята, мы сегодня на уроке затронем, на мой взгляд, очень важную тему на сегодняшний день. В век компьютеризации, телевещания, в век самых разнообразных газет-журналов, самых разнообразных социально-политических, социально-бытовых, криминальных событий мы не можем обходиться без этого. Что же это, на что я сегодня хочу обострить ваше внимание? Итак, это один из жанров публицистического стиля – репортаж. Репортаж издавна был и остается в наше время одним из самых распространенных газетных жанров.

3. Словарно-семантическая работа.

Учитель. Обратимся, ребята, к журнально-газетной лексике. Какие слова, относящиеся к работе журналистов, вы можете назвать?

Ученики. Журналист, рубрика, корреспондент, хроника, хроникер, репортаж, репортер.

Учитель. Найдите в толковом словаре лексическое значение слов: “репортаж”, “репортер”, “хроника”, “хроникер” и запишите в тетрадь.

4. Ответы учащихся:

Репортаж-сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация ( в печати, по радио, телевидению).

Репортер – газетный работник, занимающийся доставлением информации о текущих событиях местной жизни. (Слайд № 3)

Хроника – отдел сообщений в газете, журнале, на радио и телевидении, посвященный текущей общественной жизни.

Хроникер – сотрудник газеты, журнала, работающий в отделе хроники.

Учитель. Семантика слова “репортаж” такова: слово произошло от английского report– как существительное оно значит– рапорт, доклад, сообщение; как глагол соответственно: рапортовать, докладывать, сообщать.

Учитель. Ребята, какое понятие, журналист или репортер, более широкое, а какое более узкое?

Ученик. Репортер, так как он занимается конкретной работой, пишет репортажи, понятие более узкое.

Учитель. Молодцы, ребята. Итак, репортаж– это материал, в котором читателям дается наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж имеет целью оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщить о наиболее значимом и интересном. Он представляет читателю возможность как бы самому, своими глазами увидеть то, о чем сообщает репортер. Различают несколько видов репортажа:

а) репортаж, носящий информационный характер; (Слайд № 4)

б) оперативный, где авторы сообщают читателю о том, что они видели и слышали;

в) фоторепортажи.

А теперь познакомимся с требованиями, которые предъявляются репортажу как газетному жанру.

5. Ученикам раздаются “Требования к репортажу”. (Слайд № 5)

6. Чтение сочинения-репортажа “Случай на плотине”.

Задание: доказать, что он соответствует требованиям, которые предъявляют к репортажу.

Учитель. Ребята, многие известные русские писатели начинали свою деятельность в качестве газетных репортеров, отдавали репортажу, уже будучи писателями, много времени, сил и внимания. Одним из неустанных репортеров XIX и начала XX веков был Владимир Алексеевич Гиляровский. Давайте послушаем об этом интересном человеке.

Ученик. Литературная деятельность В.А. Гиляровского в газетах и юмористических журналах Москвы началась в 1881-1883 годах. “ С гордостью почти полвека носил я звание репортера, – писал В.А .Гиляровский.– Я бесконечно любил это дело и отдавался ему весь, часто не без риска” В своих репортажах, очерках, корреспонденциях он отражал повседневную жизнь города и простого человека, занятого тяжелым физическим трудом, рассказывал о людях, выброшенных социальными обстоятельствами за борт жизни и обреченных на нужду и голодную смерть.

В.А. Гиляровский на протяжении всей своей журналистской деятельности написал сотни репортажей, отчетов, заметок. К сожалению, большинство из них никем не собрано. Они рассеяны по различным периодическим изданиям 19 в. и начала 20 в. Их выявление затруднено не только малой доступностью и сохранностью старых газет, но и тем обстоятельством, что многие материалы В.А.Гиляровского не были подписаны. В настоящем издании представлены некоторые образцы репортажей журналиста, подписанные его именем или псевдонимом: “ Свой человек, дядя Гиляй.”

7. Репортаж Гиляровского в чтении одного ученика.

Учитель. Ребята, а какие черты характера должен иметь репортер?

8. Ответы учащихся:

– Быть отважным, горячо любит свое дело,целеустремленным.
– Репортеры часто сталкиваются с различными трудностями, поэтому они должны быть смелыми, выносливыми, мужественными.
– Репортер должен владеть правильной литературной речью.
– Журналист должен знать тот вопрос, который он освещает.

Учитель. Вы правы, ребята. Действительно, репортер должен обладать многими чертами характера: он должен быть образованным, интеллигентным, умным, знающим современные проблемы, что сегодня актуально, терпеливым, храбрым, честным.

Ребята, вы должны были подобрать материал в библиотеке о работе журналиста.

9. Выступление ученика.

Ученик. Работа журналиста не так проста, как может показаться на первый взгляд. Журналист осознает живую реальность, для него обязательна точность, правдивость, достоверность изложения. Многие писатели и поэты начинали свой путь в газете, поскольку работа журналиста требует умение излагать свои мысли, быть точным и последовательным.

Вот как вспоминает о своей работе журналистом известный поэт Булат Окуджава: “ Я много лет проработал в газете, но ушёл из неё, ибо самым трудным было для меня описание того, что я вижу в данный момент.”Кроме того, профессия журналиста во все времена была и трудной, и опасной. Ведь журналисты всегда первыми прибывают на место события, они первые и в самых так называемых “ горячих точках”. Их цель– оперативно передать самую достоверную, правдивую информацию. Таким образом, профессия журналиста требует помимо профессионализма ещё и мужества, даже геройства.

10. Работа с текстом. (Слайд № 6,7)

Учитель. Ребята мы с вами выяснили, что к жанру публицистики относится репортаж. А теперь вашему вниманию будут представлены три текста. Определите, какой из них заметка, интервью, репортаж и их особенности.

Ответы учащихся:

– Первый текст – заметка. Назначение заметки – информировать читателя в предельной сжатой форме о важном факте, событии. Для неё характерно правдивое отражение жизни.

– Второй текст – интервью. Для этого жанра характерно изложение фактов от имени лица, мнение которого интересно окружающим. Его содержание составляют ответы собеседника на вопросы журналиста.

– Третий текст – репортаж.

Учитель. Докажите, что третий текст – репортаж. По какому признаку вы узнали, что этот текст – репортаж?

– Большая часть предложений носит описательный характер. В них много прилагательных– эпитетов, помогающих понять великолепие праздника.

– Употребление глаголов в такой форме помогает читателю как бы стать свидетелем и участником события.

– Прямо мы не видим авторского “ я”, но через лексику, стиль повествования чувствуем восхищение автора, его гордость.

– В начале текста автор указывает на дату – сегодня, указывает место действия и значение события; последовательность рассказа соответствует последовательности событий.

– Жанровые и стилистические особенности текста помогают читателю наглядно представить событие в его движении.

Учитель. Давайте, сделаем вывод: что же характерно для репортажа и составим “Памяткусправочник”, которую запишем в тетрадь. (Слайд № 8)

Ученики составили памятку:

  1. Повествование в репортаже ведется так, чтобы читатель наглядно представил событие в его движении и развитии.
  2. В репортаже обычно дается оценка события, содержится публицистическое обобщение, авторское раздумье.
  3. Присутствие автора может выражаться отчетливо через использование местоимений я, мы, а может быть и скрытым.
  4. Обычно последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Но иногда с целью повышения, интереса читателя к событию автор может начать повествование с конца, с какого – либо разговора о событии, включая диалоги.

11. Ученикам раздаются памятки “ Основные приметы жанра”. (Слайд № 9)

Учитель. Как в любом тексте, в сочинении – репортаже выделяются три части (выступление, главная часть, заключение). Надо помнить, что выступление и заключение значительно меньше по объему, чем изложение основной части. Вступление в сочинении – репортаже может быть посвящено:

– описанию места, с которого ведется репортаж;
– описанию события (праздника);
– обозначению темы.

В главной части – описание события, действие с необходимыми подробностями, содержащими элементы новизны, показ хода события. В заключении делаются выводы о том, как автор оценил и понял увиденное.

12. Творческая часть. Тема “ Прекрасное живет рядом с нами”.

Учитель. Ребята, мы с вами уяснили требования к репортажу, его композицию. А теперь представьте, что вы репортеры, а ваши тетради – репортерские блокноты. Вспомните нашу экскурсию в Музей изобразительных искусств. Составьте репортаж на тему: “ Прекрасное живет рядом с нами”.

13. Слабым учащимся предлагаются карточки с опорными словами.

Опорные слова: Галерея картин, картина И.И Шишкина, серия картин Б. Урманче, выставочные экспонаты, яркие впечатления, богатая палитра красок, мир искусства, прекрасная духовность, внимательно слушали, благодарили за интересную экскурсию.

14. Анализ письменных работ учащихся.

Вопрос. Соответствуют ли эти репортажи тем требованиям, с которыми мы познакомились?

Ответ. Да, в репортажах есть все элементы композиции, указывается место действия, события показаны в развитии. Используется эмоциональная лексика, чувствуется присутствие автора.

15. Итоги урока. Выводы.

16. Выставление оценок.

Домашнее задание.

Написать сочинение-репортаж на темы:

  1. “Незабываемый день”.
  2. “Вечер русского языка”.
  3. “Праздник осени”.
  4. “Футбольный матч”.

Презентация