Пояснительная записка.
Характерной особенностью обучения математике первоклассников по программе " Начальная школа XXI века" является создание предпосылок для формирования элементов учебной деятельности. В процессе обучения у школьников формируются и развиваются следующие умения: понимать учебное задание и планировать последовательность действий по его выполнению; работать по образцу, плану; выбирать способ разрешения предложенной учебной проблемы; устанавливать соответствие, сравнивать, упорядочивать, измерять, определять "на глаз", описывать, составлять модель.
На уроке математике в 1 классе по теме "Сравнение чисел." была поставлена следующая цель: научить приёмам сравнения числа, используя слова "больше" и "меньше".
Задачи.
- Обучающие: научить сравнивать числа, выражая результат сравнения словами "больше" и "меньше"; работать над формированием вычислительных навыками сложения и вычитания.
- Развивающие: развивать мотивацию; формировать психологические процессы (внимание, воображение, логическое мышление, память) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение); развивать регулирующий компонент учебной деятельности, а именно самоконтроль и взаимопроверку.
- Воспитывающие: развивать коммуникативные навыки детей с помощью организации учебного сотрудничества.
Актуальность работы обусловлено тем, что современный урок трудно представить без использования ИКТ. Через использование презентаций и мультимедийных программ на уроке математики создаются условия для эффективного усвоения обучающимися знаний и умений по предмету. Компьютерная презентации позволяет выстроить урок логично, поэтапно, с использованием визуального сопровождения. Использование компьютера в работе с классом способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов.
Слайд 1
Оборудование: компьютер, учебник "Математика" (2 ч.) - 1класс "Школа XXI века", рабочая тетрадь (3 ч.),
Ход урока
Оргмомент.
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание,
Помоги нам потрудится, мы сюда пришли учиться.
Сообщение темы, задач урока и мотивация учебной деятельности.
Открыли тетради, записали число, прописали цифру.
Сегодня на уроке мы восхитимся нашими знаниями - а для этого проведем небольшую устную работу.
Потом попробуем ответить на вопрос: Как же можно сравнивать числа.
Затем решим задачу.
И, наконец, достанем из тайников памяти кое-что ценное, для выполнения секретного задания.
А если будите хорошо работать, в конце урока будет сюрприз. Желаю вам успеха!
А сейчас внимание - устная работа.
Актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся.
Слайд 2
1.
Запишите только ответы.
9 +2 6 + 4 9 - 4 8 + 5 7 - 5 10 - 4 6 + 3 11 - 3
Слайд 3
Проверка: (11, 5, 2, 9, 10, 13, 6, 8) .
Возьмите простой карандаш, поменяйтесь тетрадями. Я читаю ответы, вы проверяете. Если всё правильно, ставите букву "М" - "молодец".
2.
А сейчас, ребята, внимание - решаем "весёлые" задачи.
Три яблока было Коли.
Пять дали товарищи в школе.
Яблок сколько всего
Стало друзья, у него? (3 + 5 = 8)
К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок.
А из них лишь три сороки
Выучили уроки. (7 - 3 = 4)
Я надеюсь среди нас нет лодырей и все готовы работать дальше?
Но давайте с начало наберёмся сил.
Физкультминутка.
Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
1. Работа с учебником.
Откройте учебники на стр. 74 № 1.
Пересчитайте красные шары. Сколько их?
Пересчитайте синие шары. Сколько их?
Каких шаров меньше?
Каких шаров больше? (Синих шаров больше, чем красных т. к. 4 больше 3.)
Объясните, почему вы считаете, что синих шаров больше, чем красных, а красных меньше, чем синих?
(Синих шаров больше, чем красных т. к. 4 больше 3.)
(Красных шаров меньше, т. к. 3 меньше 4.)
(Синих шаров 4, а красных - 3;
число 4 больше, чем 3;
число 3 меньше, чем4.)
(Можно сравнить парами. Без пары останется синий шарик, значит, синих шариков больше, чем красных, а красных меньше, чем синих.)
2. Ребята, числа можно сравнивать и без рисунков. Сегодня мы должны научиться это делать.
Стр. 74 № 2. - коллективная работа.
Так сделайте вывод, какое число больше, какое число меньше. Сравним наш вывод с выводом учёных.
Вывод - стр. 74 (прочитать хором)
Стр. 75 № 4 - закрепление.
Работа в тетради на печатной основе.
Стр. 58 № 2
Проверка.
Как сравнить числа без рисунков? Какие слова использовали для сравнения чисел?
Физкультминутка.
Обобщение знаний.
Работа по учебнику.
Стр. 75 № 5.
Прочитайте задание.
Как вы догадались? (У ребят карточки с числами.)
(Повторение правила сравнения чисел)
Слайд 4 - 8
Решение задачи.
Положите перед собой тетрадь.
Вспомните, из каких частей состоит задача?
А сейчас прослушайте внимательно задачу.
Маша собрала 15 огурцов. За обедом съели 5 огурцов. Сколько огурцов осталось?
- Повторите условие задачи.
- Что надо узнать в задаче?
- Каким действием мы узнаем остаток?
- Запишите решение задачи.
- Проверьте, так ли вы записали решение?
- Напишите ответ.
Работа в тетради на печатной основе.
Пришло время для секретного задания.
Стр. 59 № 7 - самостоятельно.
Проверка. (Выставить карточки с ответами на доске.)
- Расставьте числа в порядке возрастания.
- Прочитайте их в порядке убывания.
- Сравните числа 7 и 9, 3 и 6.
- Как сравнить числа без рисунка?
- Прочитаем ещё раз вывод?
Итог урока.
- Что изучали сегодня на уроке?
- Вспомните, какие выводы вы делали на уроке.
Дополнительный материал.
- А знаете ли вы самое большое число?
- А самое маленькое?
- Самого большого числа нет, какое бы вы число ни назвали, к нему можно прибавить 1 и получите большее число.
- Самое маленькое для вас число 0(нуль). Есть числа ещё меньше, но с ними вы познакомитесь в старших классах.
Слайд 9
Литература.
- Журова Л. Е. Беседы с учителем: Методика обучения: 1класс общеобразовательных учреждений - М.: Вентано-Граф, 2007. -384 с.
- Рудницкая В. Н. Математика: 1 класс: методика обучения - М.: Вентано-Граф, 2009.-320 с.
- Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей,- М.:Знание.-1994.-336с.:ил.
- Ковалько В.И. Школа физкульминуток: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2005. - 208 с. - (Мастерская учителя).