Тип урока: урок объяснения нового материала и совершенствования знаний.
Цели урока:
- дать понятие об электрическом заряде, об особом свойстве тел и частиц материи;
- научить объяснять явление электризации в свете классической электронной теории;
- дать понятие электромагнитного поля;
- воспитать умение работать по плану с книгой.
Знать: электрический заряд, электромагнитное поле, закон сохранения заряда, элементарный заряд, силовые характеристики электромагнитного поля.
Уметь:
- определять электрический заряд атома;
- определять заряд после взаимодействия тел.
Таблица: «Электризация тел» (Приложение 1)
Приборы: электроскоп, эбонитовая и стеклянная палочки, мех, бумага.
ТСО: компьютер, экран, проектор для показа видеосюжета (Приложение 2) и презентации (Приложение 3).
Портреты: Ш.Кулон, Н.Тесла, Дж. Максвелл.
Ход урока
I. Организационный момент
Восстановление опорных знаний
– Откуда произошел термин «Электричество»?
– Какова история его возникновения? (Легенда о
Фалесе Милетском – Приложение
4)
– Что такое электрический заряд?
II. Совершенствование знаний объяснение нового
Определение электрического заряда (нашли в
учебнике, прочли, дома выучить)
q – электрический заряд;
единица измерения электрического заряда –
Кулон, названа в честь французского ученого
Шарля Кулона (Приложение 5)
Электрический заряд (схема заполняется
постепенно)
III. Просматриваем видеосюжет из Приложения 2 «Электризация 1» по итогам которого должны сделать вывод, приводящий к формулировке первого свойства.
Электрический заряд не является знакоопределенной величиной
Вопрос на сообразительность: Что произойдет при замене названий зарядов протон, электрон?
- Электрический заряд – величина инвариантная
- Электрический заряд – величина аддитивная
- Электрический заряд дискретен или квантован
Записываем значение элементарного заряда.
IV. Просматриваем видеосюжет из Приложения 2 «Закон сохранения заряда»по итогам которого должны сделать вывод, приводящий к формулировке пятого свойства.
Для электрического заряда справедлив закон сохранения
– Что такое электризация?
Электризация (схема заполняется постепенно по таблице и при просмотре видеосюжетов из Приложения 2)
- Трением
- Соприкосновением
- Влиянием
- Облучением
При электризации возникает статическое электричество
Польза статического электричества | Вред статического электричества |
|
Таблица заполняет при изучении текста Приложение 6
V. Закрепление знаний
Решение задач из учебника Громов С.В. Физика 10
№213, 215
№ 213 Чему равен электрический заряд ядра атома
лития (в Кл) если его порядковый номер в таблице
Менделеева Z = 3?
№ 215 Имеются два одинаковых шарика. Заряд одного
из них 4 нКл, заряд другого равен – 10 нКл. Шарики
привели в соприкосновение и раздвинули. Какой
заряд будет у каждого шарика после этого?
VI. Подведение итогов
– Мы изучали электрические и магнитные поля систематизируем эти знания в таблицу
Электрическое поле | Магнитное поле |
|
При прочтении параграфа заполните таблицу по плану:
- Обозначение
- Формула
- Единица измерения
- Силовые линии
Подсказка необходима к 4 пункту
От «+» к «–» из севера в юг
Магнитная индукция измеряется в Теслах
(биография Н. Тесла находится в работе моего
выпускника на сайте «Портфолио ученика» Глухова
Никиты)
Понятие электромагнитного поля ввел Дж. Максвелл
(биография в Приложении 7)
VII. Домашнее задание: 10 класс Громов С. В. п 49, 50 № 214,2 16, п 9 класс Громов С. В. п. 25 № 111.
Используемая литература:
- Громов С.В. Физика 10 класс
- Ресурсы Интернет
- http://www.amber-pic.ru/articles/yantar_v_medicine.htm
- Компьютерные диски