Средневековые готические костюмы. 4-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 4


Изучению эпохи Средневековья в 4 классе мы отвели 2 часа. На первом уроке речь шла о декоративных элементах оформления - витражах. На данном уроке ребята выступают в роли путешественников, являются зрителями, слушателями, художниками.

Цели урока:

  • обучающая: дать представление о сословных различиях людей; познакомить с образом средневекового готического костюма;
  • развивающая: развитие композиционного мышления, умения работать коллективно,
  • воспитывающая: воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Материалы и оборудование:

  • для учителя - компьютер, рисунки с изображением средневековой одежды;
  • для учащихся - бумага, гуашь, кисти, ножницы.

Ход урока

I. Организационный момент урока.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. У вас на столе для работы должны быть приготовлены бумага, гуашь, кисти, ножницы, баночка под кисти, салфетка.

II. Беседа по теме урока.

- Этой встрече рада я,

Сегодня нас ждут (наверное, не зря)

Средневековые времена.

(На экране высвечиваются слайды архитектуры Средневековья).

Вот уже второй урок мы знакомимся с художественной культурой Средневековья - стилем готики.

В XIII столетии готическая архитектура достигла расцвета. Название "готический" - условное и странное. Французы часто называют готический стиль стрельчатым.

Презентация.

(Демонстрируются слайды №1-2)

Учитель:

- Средневековые соборы и сейчас восхищают смелым полетом мысли и фантазии их создателей.

В средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Соборы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй.

(Демонстрируется слайд №3)

- Ребята, а с каким существенным декоративным элементом оформления мы с вами познакомились на прошлом уроке и даже попытались выполнить это дома?

(Да, это цветные стекла витражей, причудливо преображавшие солнечный свет).

(Демонстрируется слайд №4)

- Ну а теперь сравните античную одежду древних греков и костюмы феодальной знати.

(На экране появляются костюмы, и дети рассказывают о моде того времени).

- Античная одежда, как и античное жилище, была открытой, что в какой-то мере объясняется и мягкостью климата, и общими этическими принципами эпохи, и прежде всего уважением к красоте человеческого тела. Античная одежда состояла из двух элементов: рубашки и плаща, которые, как правило, обертывались вокруг тела и закреплялись застежкой на плечах. Драпировка складками составляла важнейший прием украшения античного костюма.

(Демонстрируется слайд №5)

- Накладная рубаха и штаны входят в обиход в эпоху Римской империи. Церковь объявила плоть греховной и требовала, чтобы люди наглухо закрывали свое тело. В принципе костюм Средневековья составляли льняная рубашка - камиза и шэнс, штаны, верхняя рубаха, плащ и мягкая обувь. Женская одежда отличалась от мужской лишь известными модификациями.

(Демонстрируется слайд №6)

- Перчатки и рукавицы родились в связи с нуждами крестьянского быта - при прополке и жатве. Но постепенно они сделались предметами роскоши и стали иметь символическое значение: войти в церковь считалось непристойным, пожать руку приятелю, не снимая перчатки,- оскорбительным. Бросая кому-нибудь перчатку, человек выражал свое презрение. Средневековые перчатки обычно расширялись к предплечью, чтобы покрывать рукава.

(Демонстрируется слайд №7)

- Обувь шили из мягкой цветной кожи, носок был удлиненный и заостренный. По грязным улицам ходили босиком либо в деревянных башмаках. Простым людям было запрещено носить яркие цвета, они должны были довольствоваться серым, черным, коричневым, тогда как знатные люди одевались в зеленое, синее, красное.

(Демонстрируется слайд №8)

- С XIII века входят становятся модными разные виды головных уборов: чепец, который иногда надевали под шапку, шляпка с полями, мягкий берет, полусферический калотт, капюшон. Костюм - один из важнейших символов социального статуса на протяжении всего Средневековья. Он определял принадлежность человека не только к классу или сословию, но и к социальной группе.

- Женам ремесленников так называемых неблагородных профессий (кожевники, цирюльники и т.д.) запрещалось надевать коралловые бусы и украшения, которые носят обычно почтенные женщины.

(Демонстрируется слайд №9)

- Ребята, посмотрите на экран: юноша в удлиненном кафтане, зятянутом поясом. Капюшон - воротник, узкие штаны-чулки, башмаки с длинными узкими носами.

Девушка в длинном высоко подпоясанном верхнем платье с широким вырезом для шеи и висячими рукавами.

(Демонстрируется слайд № 10)

- Это одежда придворных. А так выглядела одежда знати: княгиня в высоко подобранном верхнем платье поверх рубахи-платья с длинными рукавами.

Князь в застегнутом спереди коротком и узком камзоле с низко расположенным поясом. Открытые висячие рукава позволяют видеть длинные нижние рукава с узором.

(Демонстрируются слайды №10-11)

- А это, ребята, судья в длинной отделанной мехом верхней одежде с прорезями по бокам и на рукавах, шляпа - с узкими полями.

(Демонстрируется слайд №12)

- Это были XII- XIII века. А теперь мы отправимся в первую половину XV века: перед вами

французские знатные дамы в длинных платьях со шлейфами, иногда высоко подпоясанных. В глубоком вырезе на груди - небольшой нагрудник. Остроконечный чепец с покрывалом - в различных вариантах.

(Демонстрируется слайд №13)

- Ребята, а теперь сравните средневековые готические костюмы и средневековую архитектуру.

(Демонстрируются слайды №14-15, учащиеся выделяют единство формы костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях).

- Да, ребята, в готическом стиле мы наблюдаем тесное взаимодействие одежды и архитектуры. Стиль пламенеющей готики в архитектуре - уходящие высоко вверх крыши и шпили башен и замков, стрельчатые окна, розы на фасаде, строгие стены и разрезы окон с изысканными витражами.

- Модная же линия тоже стала удлиненной. Конструкция платья усложнялась. Прямой величественный силуэт дополнялся головными уборами, напоминающими шпили башен и остроносой обувью.

- Давайте заглянем в то время и представим себя в замке на празднике.

Перед вами танец того времени.

(Демонстрируется слайд №16)

III. Самостоятельная работа.

- А теперь приступим к практической работе. На ваших столах есть заготовки.

Это силуэты людей в средневековых костюмах. Стиль - готика. (На экране - силуэт без цвета).

(Демонстрируется слайд №17)

- Ваша задача - выполнить костюм в цвете, не забыть о деталях в костюмах, быстро вырезать и отдать главным художникам, которые будут составлять панно.

Не забывайте о Правилах безопасности при работе с ножницами.

(Звучит классическая музыка, дети выполняют работу).

IV. Анализ и оценка панно.

V. Домашнее задание: повторить материал по теме "Каждый народ - художник".

Что вас больше всего заинтересовало по этой теме, что запомнилось?