Изучению эпохи Средневековья в 4 классе мы отвели 2 часа. На первом уроке речь шла о декоративных элементах оформления - витражах. На данном уроке ребята выступают в роли путешественников, являются зрителями, слушателями, художниками.
Цели урока:
- обучающая: дать представление о сословных различиях людей; познакомить с образом средневекового готического костюма;
- развивающая: развитие композиционного мышления, умения работать коллективно,
- воспитывающая: воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Материалы и оборудование:
- для учителя - компьютер, рисунки с изображением средневековой одежды;
- для учащихся - бумага, гуашь, кисти, ножницы.
Ход урока
I. Организационный момент урока.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. У вас на столе для работы должны быть приготовлены бумага, гуашь, кисти, ножницы, баночка под кисти, салфетка.
II. Беседа по теме урока.
- Этой встрече рада я,
Сегодня нас ждут (наверное, не зря)
Средневековые времена.
(На экране высвечиваются слайды архитектуры Средневековья).
Вот уже второй урок мы знакомимся с художественной культурой Средневековья - стилем готики.
В XIII столетии готическая архитектура достигла расцвета. Название "готический" - условное и странное. Французы часто называют готический стиль стрельчатым.
(Демонстрируются слайды №1-2)
Учитель:
- Средневековые соборы и сейчас восхищают смелым полетом мысли и фантазии их создателей.
В средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Соборы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй.
(Демонстрируется слайд №3)
- Ребята, а с каким существенным декоративным элементом оформления мы с вами познакомились на прошлом уроке и даже попытались выполнить это дома?
(Да, это цветные стекла витражей, причудливо преображавшие солнечный свет).
(Демонстрируется слайд №4)
- Ну а теперь сравните античную одежду древних греков и костюмы феодальной знати.
(На экране появляются костюмы, и дети рассказывают о моде того времени).
- Античная одежда, как и античное жилище, была открытой, что в какой-то мере объясняется и мягкостью климата, и общими этическими принципами эпохи, и прежде всего уважением к красоте человеческого тела. Античная одежда состояла из двух элементов: рубашки и плаща, которые, как правило, обертывались вокруг тела и закреплялись застежкой на плечах. Драпировка складками составляла важнейший прием украшения античного костюма.
(Демонстрируется слайд №5)
- Накладная рубаха и штаны входят в обиход в эпоху Римской империи. Церковь объявила плоть греховной и требовала, чтобы люди наглухо закрывали свое тело. В принципе костюм Средневековья составляли льняная рубашка - камиза и шэнс, штаны, верхняя рубаха, плащ и мягкая обувь. Женская одежда отличалась от мужской лишь известными модификациями.
(Демонстрируется слайд №6)
- Перчатки и рукавицы родились в связи с нуждами крестьянского быта - при прополке и жатве. Но постепенно они сделались предметами роскоши и стали иметь символическое значение: войти в церковь считалось непристойным, пожать руку приятелю, не снимая перчатки,- оскорбительным. Бросая кому-нибудь перчатку, человек выражал свое презрение. Средневековые перчатки обычно расширялись к предплечью, чтобы покрывать рукава.
(Демонстрируется слайд №7)
- Обувь шили из мягкой цветной кожи, носок был удлиненный и заостренный. По грязным улицам ходили босиком либо в деревянных башмаках. Простым людям было запрещено носить яркие цвета, они должны были довольствоваться серым, черным, коричневым, тогда как знатные люди одевались в зеленое, синее, красное.
(Демонстрируется слайд №8)
- С XIII века входят становятся модными разные виды головных уборов: чепец, который иногда надевали под шапку, шляпка с полями, мягкий берет, полусферический калотт, капюшон. Костюм - один из важнейших символов социального статуса на протяжении всего Средневековья. Он определял принадлежность человека не только к классу или сословию, но и к социальной группе.
- Женам ремесленников так называемых неблагородных профессий (кожевники, цирюльники и т.д.) запрещалось надевать коралловые бусы и украшения, которые носят обычно почтенные женщины.
(Демонстрируется слайд №9)
- Ребята, посмотрите на экран: юноша в удлиненном кафтане, зятянутом поясом. Капюшон - воротник, узкие штаны-чулки, башмаки с длинными узкими носами.
Девушка в длинном высоко подпоясанном верхнем платье с широким вырезом для шеи и висячими рукавами.
(Демонстрируется слайд № 10)
- Это одежда придворных. А так выглядела одежда знати: княгиня в высоко подобранном верхнем платье поверх рубахи-платья с длинными рукавами.
Князь в застегнутом спереди коротком и узком камзоле с низко расположенным поясом. Открытые висячие рукава позволяют видеть длинные нижние рукава с узором.
(Демонстрируются слайды №10-11)
- А это, ребята, судья в длинной отделанной мехом верхней одежде с прорезями по бокам и на рукавах, шляпа - с узкими полями.
(Демонстрируется слайд №12)
- Это были XII- XIII века. А теперь мы отправимся в первую половину XV века: перед вами
французские знатные дамы в длинных платьях со шлейфами, иногда высоко подпоясанных. В глубоком вырезе на груди - небольшой нагрудник. Остроконечный чепец с покрывалом - в различных вариантах.
(Демонстрируется слайд №13)
- Ребята, а теперь сравните средневековые готические костюмы и средневековую архитектуру.
(Демонстрируются слайды №14-15, учащиеся выделяют единство формы костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях).
- Да, ребята, в готическом стиле мы наблюдаем тесное взаимодействие одежды и архитектуры. Стиль пламенеющей готики в архитектуре - уходящие высоко вверх крыши и шпили башен и замков, стрельчатые окна, розы на фасаде, строгие стены и разрезы окон с изысканными витражами.
- Модная же линия тоже стала удлиненной. Конструкция платья усложнялась. Прямой величественный силуэт дополнялся головными уборами, напоминающими шпили башен и остроносой обувью.
- Давайте заглянем в то время и представим себя в замке на празднике.
Перед вами танец того времени.
(Демонстрируется слайд №16)
III. Самостоятельная работа.
- А теперь приступим к практической работе. На ваших столах есть заготовки.
Это силуэты людей в средневековых костюмах. Стиль - готика. (На экране - силуэт без цвета).
(Демонстрируется слайд №17)
- Ваша задача - выполнить костюм в цвете, не забыть о деталях в костюмах, быстро вырезать и отдать главным художникам, которые будут составлять панно.
Не забывайте о Правилах безопасности при работе с ножницами.
(Звучит классическая музыка, дети выполняют работу).
IV. Анализ и оценка панно.
V. Домашнее задание: повторить материал по теме "Каждый народ - художник".
Что вас больше всего заинтересовало по этой теме, что запомнилось?