Развивающая педагогика оздоровления в образно-игровых ритмических комплексах

14.06.2012

По мере того, как меняются общественно экономические условия, проблема изучения здоровья становится все более значимой. Изучение различных факторов, влияющих на состояние человека, является неоспоримой необходимостью для сохранения и воспроизводства человеческой жизни, психического благополучия людей. Самые разнообразные формы и методы, позволяющие корректировать психоэмоциональное  здоровье личности, сегодня востребованы в различных сферах деятельности человека. На наш взгляд оздоровительное влияние воспитательного процесса изучено ещё недостаточно полно. Важнейшая социально-педагогическая перспектива оздоровительной работы в современных дошкольных образовательных учреждениях связана с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления, которое В.Т. Кудрявцев  называет развивающей педагогикой оздоровления.

Это направление оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Одним из его зачинателей был замечательный российский ученый-педиатр и педагог Ю.Ф. Змановский. Вместе с тем  в его фундаменте – идеи представителей различных дисциплин: физиологов А.А. Ухтомского и Н.А. Бренштейна [8], психологов А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.П.Зинченко, философа Э.В. Ильенкова и др.

Задача повышения уровня здоровья и его укрепления должна осуществляться с позиции разных аспектов, и в первую очередь, с позиции сохранения духовного здоровья нации. Комфортный психологический климат на занятиях с детьми – вот залог здоровья, и педагогу в этом принадлежит ведущая роль. Агрессивность и принуждение, авторитаризм и обыденность являются одним из главных причин детской тревожности. Настроить детский организм на волну непринуждённости, а значит, свободы и творчества поможет понимание педагогом здоровьесберегающих влияний различных форм двигательной деятельности с использованием образно-игровых ритмических комплексов в работе с детьми старшего дошкольного возраста.  Движения под музыку является для ребенка  одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать  свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и  воспитании.

Доказано и то, что занятия движениями для детей  с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н.А. Бернштейна, И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, методика М. Фильдейнкрайза [7] и др.).

Используя  образно-игровые ритмические комплексы можно конструировать различные формы работы с детьми (занятия, программы утренников и развлечений, комплексы общеразвивающих упражнений и т.д.).

Опыт использования   образно-игровых ритмических комплексов с детьми старшего дошкольного возраста показывает привлекательность и доступность реализации развивающих и оздоровительных задач.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными умениями и навыками, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в  секциях, театральных студиях и т.д.

В.Т. Кудрявцев [4, с. 85-92] выделяет четыре принципа оздоровительно-развивающей работы, краткая характеристика последних показывает, что с помощью образно-игровых ритмических комплексов можно успешно развивать детей  и укреплять их здоровье.

Первый принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми – это развитие творческого воображения – главного психологического завоевания дошкольного возраста. Развитие воображения становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками.

Так имитируя позу «огромного гиппопотама» (ребенок выполняет приседания, показывая при этом руками размер животного), дошкольник с удовольствием выполняет упражнение, сохраняя при этом правильную осанку.

Второй принцип оздоровительно-развивающей работы тесно связан с первым, – это формирование осмысленной моторики. Выдающийся учёный Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. Так, например, постановку осанки у ребёнка должно предварять формирование ориентировки на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве. Поэтому создание условий для освоения позы выступает необходимым моментом воспитания здоровой осанки.

Это может быть сделано с помощью игровых упражнений под музыку. Во время выполнения образно-игрового комплекса «Буратино», ребенок старается удерживать правильную осанку даже при самых неудобных положениях тела, благодаря тому, что он «демонстрирует длинный-длинный нос».

Третий принцип оздоровительной работы – создание и закрепление целостного и позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности. Когда ребенок самостоятельно придумывает движения под музыку, он полностью уверен в том, что  творит нечто новое и прекрасное, что, в свою очередь, способствует развитию у него чувство любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.

Четвертый принцип – формирование у детей способности к содействию и сопереживанию. В использовании образно-игрового комплекса «Тучка» прослеживается этот принцип, в тот момент, когда «тучку наказали» и она «заплакала». Или, например, с помощью комплекса «Африка» дети помогают сказочному герою на празднике или развлечении попасть в «Африку».

И, наконец, ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы (В.Т. Кудрявцев выделяет его отдельно) является индивидуально-дифференцированный подход. Мы предлагаем при использовании образно-игровых комплексов вариативность уровня сложности отдельных упражнений. С учетом возможностей детей педагог предлагает усложнение, которое не является обязательным для всех детей.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Анчугова Е.В. Каждый может танцевать / Е.В. Анчугова // Актуальные проблемы образования в период детства: материалы А437 Междунар. науч.-практ. Конф. – под ред. Г.М. Киселёвой. – Шадринск: ШГПИ, 2009. – С.254-258.
  2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.И. Буренина– 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220с.
  3. Губанова Н.Ф. Инновационные технологии коррекции и сохранения здоровья детей средствами музыкального искусства/ Н.Ф. Губанова // Актуальные проблемы образования в период детства: материалы А437 Междунар. науч.-практ. Конф. – под ред. Г.М. Киселёвой. – Шадринск: ШГПИ, 2009.– С.55-60.
  4. Кудрявцев В.Т. Принципы развивающей педагогики оздоровления / В.Т.Кудрявцев // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации: сб. статей и документов. – под ред. Т.И. Оверчук. – 2-ое издание. Исправл. и дополн. – М.: ГНОМ и Д, 2004. – 84-92.
  5. Кузьменко М.В. Образно-игровая гимнастика на занятиях по физкультуре // инструктор по физкультуре дошкольного образовательного учреждения. 2009. – №2. С.30-43.
  6. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина. – СПб.: «Детство-пресс», 2001. – 352с.
  7. http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=592
  8. http://www.medru.su/davydov-vasilij-vasilevich/

Приложение 1


a_id: 618046