Развивающая педагогика оздоровления в образно-игровых ритмических комплексах

Разделы: Работа с дошкольниками


По мере того, как меняются общественно экономические условия, проблема изучения здоровья становится все более значимой. Изучение различных факторов, влияющих на состояние человека, является неоспоримой необходимостью для сохранения и воспроизводства человеческой жизни, психического благополучия людей. Самые разнообразные формы и методы, позволяющие корректировать психоэмоциональное  здоровье личности, сегодня востребованы в различных сферах деятельности человека. На наш взгляд оздоровительное влияние воспитательного процесса изучено ещё недостаточно полно. Важнейшая социально-педагогическая перспектива оздоровительной работы в современных дошкольных образовательных учреждениях связана с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления, которое В.Т. Кудрявцев  называет развивающей педагогикой оздоровления.

Это направление оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Одним из его зачинателей был замечательный российский ученый-педиатр и педагог Ю.Ф. Змановский. Вместе с тем  в его фундаменте – идеи представителей различных дисциплин: физиологов А.А. Ухтомского и Н.А. Бренштейна [8], психологов А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.П.Зинченко, философа Э.В. Ильенкова и др.

Задача повышения уровня здоровья и его укрепления должна осуществляться с позиции разных аспектов, и в первую очередь, с позиции сохранения духовного здоровья нации. Комфортный психологический климат на занятиях с детьми – вот залог здоровья, и педагогу в этом принадлежит ведущая роль. Агрессивность и принуждение, авторитаризм и обыденность являются одним из главных причин детской тревожности. Настроить детский организм на волну непринуждённости, а значит, свободы и творчества поможет понимание педагогом здоровьесберегающих влияний различных форм двигательной деятельности с использованием образно-игровых ритмических комплексов в работе с детьми старшего дошкольного возраста.  Движения под музыку является для ребенка  одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать  свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и  воспитании.

Доказано и то, что занятия движениями для детей  с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н.А. Бернштейна, И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, методика М. Фильдейнкрайза [7] и др.).

Используя  образно-игровые ритмические комплексы можно конструировать различные формы работы с детьми (занятия, программы утренников и развлечений, комплексы общеразвивающих упражнений и т.д.).

Опыт использования   образно-игровых ритмических комплексов с детьми старшего дошкольного возраста показывает привлекательность и доступность реализации развивающих и оздоровительных задач.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными умениями и навыками, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в  секциях, театральных студиях и т.д.

В.Т. Кудрявцев [4, с. 85-92] выделяет четыре принципа оздоровительно-развивающей работы, краткая характеристика последних показывает, что с помощью образно-игровых ритмических комплексов можно успешно развивать детей  и укреплять их здоровье.

Первый принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми – это развитие творческого воображения – главного психологического завоевания дошкольного возраста. Развитие воображения становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками.

Так имитируя позу «огромного гиппопотама» (ребенок выполняет приседания, показывая при этом руками размер животного), дошкольник с удовольствием выполняет упражнение, сохраняя при этом правильную осанку.

Второй принцип оздоровительно-развивающей работы тесно связан с первым, – это формирование осмысленной моторики. Выдающийся учёный Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. Так, например, постановку осанки у ребёнка должно предварять формирование ориентировки на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве. Поэтому создание условий для освоения позы выступает необходимым моментом воспитания здоровой осанки.

Это может быть сделано с помощью игровых упражнений под музыку. Во время выполнения образно-игрового комплекса «Буратино», ребенок старается удерживать правильную осанку даже при самых неудобных положениях тела, благодаря тому, что он «демонстрирует длинный-длинный нос».

Третий принцип оздоровительной работы – создание и закрепление целостного и позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности. Когда ребенок самостоятельно придумывает движения под музыку, он полностью уверен в том, что  творит нечто новое и прекрасное, что, в свою очередь, способствует развитию у него чувство любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.

Четвертый принцип – формирование у детей способности к содействию и сопереживанию. В использовании образно-игрового комплекса «Тучка» прослеживается этот принцип, в тот момент, когда «тучку наказали» и она «заплакала». Или, например, с помощью комплекса «Африка» дети помогают сказочному герою на празднике или развлечении попасть в «Африку».

И, наконец, ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы (В.Т. Кудрявцев выделяет его отдельно) является индивидуально-дифференцированный подход. Мы предлагаем при использовании образно-игровых комплексов вариативность уровня сложности отдельных упражнений. С учетом возможностей детей педагог предлагает усложнение, которое не является обязательным для всех детей.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Анчугова Е.В. Каждый может танцевать / Е.В. Анчугова // Актуальные проблемы образования в период детства: материалы А437 Междунар. науч.-практ. Конф. – под ред. Г.М. Киселёвой. – Шадринск: ШГПИ, 2009. – С.254-258.
  2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.И. Буренина– 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220с.
  3. Губанова Н.Ф. Инновационные технологии коррекции и сохранения здоровья детей средствами музыкального искусства/ Н.Ф. Губанова // Актуальные проблемы образования в период детства: материалы А437 Междунар. науч.-практ. Конф. – под ред. Г.М. Киселёвой. – Шадринск: ШГПИ, 2009.– С.55-60.
  4. Кудрявцев В.Т. Принципы развивающей педагогики оздоровления / В.Т.Кудрявцев // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации: сб. статей и документов. – под ред. Т.И. Оверчук. – 2-ое издание. Исправл. и дополн. – М.: ГНОМ и Д, 2004. – 84-92.
  5. Кузьменко М.В. Образно-игровая гимнастика на занятиях по физкультуре // инструктор по физкультуре дошкольного образовательного учреждения. 2009. – №2. С.30-43.
  6. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина. – СПб.: «Детство-пресс», 2001. – 352с.
  7. http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=592
  8. http://www.medru.su/davydov-vasilij-vasilevich/

Приложение 1