Цели:
- Формирование обществоведческих знаний об образовании Российского государства, первых русских князьях.
- Развитие умения выделять необходимую информацию из текста; проводить сравнение и обобщение фактов и явлений.
- Воспитание гражданственности, познавательной активности обучающихся.
Ход урока
1. Введение в тему урока
1. Речевая разминка. Чтение стихотворения, написанного на доске
Россия, Русь - куда я ни взгляну...
За все твои страдания и битвы -
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя...
Россия, Русь! Храни себя, храни!
(Николай Рубцов)
2. Беседа по содержанию стихотворения.
- Как вы думаете, почему поэт говорит о любви к стороне русской?
(Поэту дорога история его страны)
Мы – граждане России. Поэтому и должны знать историю своего Отечества.
- Что вы понимаете под выражением «история Отечества»
(Это то, что происходило в нашей стране в разные времена)
Действительно, это разные события, которые происходили в разные времена. Это быт, культура народов, населяющих Россию.
3. Вводное слово учителя.
В пятом классе у вас появится новый учебный предмет – история. А пока на уроках мы будем знакомиться с самыми значительными, интересными событиями из прошлого нашей Родины. Мы узнаем, как называлось наше государство в разные исторические времена. Узнаем, как жили и трудились люди, какие вещи их окружали. И сегодня мы должны ответить на следующие вопросы. (Вопросы на слайде)
2. Работ#а по теме
1 вопрос. Как люди узнают о прошлом?(слайд 2)
- Сможете ли вы сразу ответить на этот вопрос?
(люди узнают о прошлом из книг, энциклопедий, от историков и археологов).
Давайте проверим наши рассуждения.
Работа в учебной тетради (2 часть, с.3) – заполнение схемы
Проверим нашу работу (слайд 3)
2 вопрос. Как называли нашу страну в разные времена? (слайд 2)
Чтобы понять, как образовалось Российское государство, нужно «перенестись в далёкие времена» сначала познакомимся с восточными славянами.
Работа по учебнику. (2 часть, с. 8, карта «Древняя Русь»)
Комментирование учителя.
Восточно – Европейская равнина. Именно здесь селились славяне. – Почему именно по берегам рек? (Это и занятие рыбной ловлей, и средство передвижения, и защита от внезапного нападения)
Поляне – заселяли правый берег Днепра. Обрабатывали поля. Древляне – правый, лесистый берег Днепра. Занимались охотой. Ильменские словене – у озера Ильмень и реки Волхов.
(Работа по презентации. Слайды 4,5,6) Сообщения учащихся.
Вначале наши предки жили в землянках. Затем стали строить дома. В этих деревянных жилищах посередине сооружались очаги, дым уходил через отверстие в крыше или стене. В славянских посёлках дворов было немного: от двух до пяти. Они обносились высоким земляным валом для защиты от врагов.
Основным занятием славян было земледелие. Археологические находки позволяют утверждать, что они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту, свёклу. Разводили лён, коноплю. Занимались и скотоводством, разводили коров, свиней, овец, коз птиц. В качестве вьючных животных использовали волов и лошадей.
Орудиями труда были топор, мотыга, заступ, борона, серп, зернотёрка, жернова. Среди славян были охотники и рыболовы. Оружием были лук и копьё. Важная роль отводилось бортничеству – собиранию дикого мёда.
- Как выдумаете, кто стал потомками древних славян?
(Вывод на слайде 7: потомками древних славян стали русские, украинцы и белорусы.)
В те далёкие времена мелкие племена объединялись в более крупные. Как вы думаете, почему? (для того, чтобы стать сильнее)
Работа по учебнику, с. 7 - 3, 4 абзацы
- Какое общее название имели княжества?
Древняя Русь – это первое упоминание о нашем государстве.
- С чем связано это название?
Вернёмся к нашему вопросу. Как называли нашу страну в разные времена?(слайд 2)
Смогли мы на него ответить? (Нет. Мы узнали только о первом упоминании о нашем государстве в VIII – IX веках О других названиях мы пока не знаем).
3 вопрос. Кто правил нашей страной в разные времена? (слайд 2)
Что мы уже знаем о первых правителях?
Работа в группах по опорам в учебной тетради, с. 3.
Ответы детей с комментарием учителя. Работа по презентации. (слайд 8)
862 г. – князь Рюрик. Эта дата – образование Древнерусского государства. Призван на княжение новгородцами Правил 17 лет. Начало строительства городов.
879 – 912 года. Князь Олег, вещий (языческий жрец). Сделал Киев столицей своего княжества. Заложил основы Киевской Руси.
912 – 945 г. Князь Игорь, сын Рюрика. Непомерной данью обложил древлян. За это и был убит ми.
945 – 964 г. Княгиня Ольга, жена князя Игоря. Отомстила древлянам за убийство своего мужа. Но славилась своей справедливостью. Первая правительница – христианка. Приняла крещение в Константинополе. В Киеве построила церковь святого Илии.
Святослав – сын Ольги и Игоря. Почти всё своё правление провёл в завоевательных походах, в одном из которых погиб вместе со своею дружиною.
Это первые правители русского государства.
3. Итог
Давайте ещё раз вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока. (слайд 2)
- На какие из них мы нашли ответы?
- Какие вопросы требуют дальнейшей работы?
- О ком из первых правителей вам захотелось получить дополнительные сведения? Какими источниками вы можете воспользоваться?
И на последний вопрос мы получим ответ прямо сейчас.
- Что такое Родина?(это место, где мы родились, живём. Это место, где живут наши родные и близкие)
Чтение стихотворения Зои Александровой (слайд 9)
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
4. Домашнее задание
с.7 – учебник,
с.4, № 3 – тетрадь,
индивидуальные сообщения по желанию