Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы способствует становлению и развитию психически, соматически, физически нравственно здоровой личности.
На целесообразность внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы нас наталкивают приоритетные цели и задачи, которые ставит перед нами не только государство, но и сама жизнь.
В настоящее время проблема здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем в нашем государстве, о чем свидетельствует официальная статистика. Около 60% детей, приходящих в первый класс, имеют функциональные нарушения, приблизительно 20% - отставание биологического роста от паспортного на 2 года, а 45% детей нейропсихологические и физически не готовы к обучению и освоению учебной программы. Низкий исходный уровень здоровья приходящих в школу детей самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам. Это является причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости.
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах: задача-минимум и задача-оптимум. Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: "Не навреди!" и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Эта задача аналогична концепции охраны труда школьника. В традиционном понимании охрана труда - это предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий на здоровье производственника. "Производство" школьника - его парта, класс, школа; деятельность - учеба, и задача руководителя образовательного учреждения, каждого учителя - по возможности защитить тело и психику ребенка во время его пребывания в школе от воздействия очевидно травмирующих факторов. Эти факторы можно разделить на три группы:
- эколого-гигиенические (природно-средовые);
- организационно-педагогические;
- психолого-педагогические.
А вот реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.
Чтобы достичь эффекта и всеобщего успеха в поднятии уровня санитарно-гигиенической грамотности, в сохранении и укреплении здоровья учащихся, повышения духовности среди молодежи, необходимо коренное изменение в формировании здорового образа жизни и внедрение аспектов валеологии в учебные планы школы.
Планирование деятельности педагогического коллектива при создании здоровьесберегающего пространства
Планирование деятельности при валеологизации УВП в образовательных организациях опирается на Закон “Об образовании”, Стандарт образования, СанПин, инструктивно-методические письма о преподавании основ наук в общеобразовательных школах.
Генеральной целью должно стать создание здоровьесберегающих условий для обучения, воспитания и развития здорового человека.
Для организации непрерывного валеологического образования необходимо опираться на диагностику, прогноз и реабилитацию функционального состояния детей и подростков, а также педагогов, оказание методической помощи родителям в образовательных организациях.
Образовательные организации взаимодействуют с учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения, организациями, осуществляющими информационное и научно-методическое обеспечение системы образования.
Реализация такой концепции предполагает: инновационные варианты учебного расписания; деление обучающихся детей на группы по принципу психологической совместимости, что будет способствовать созданию условий для интеллектуального, познавательного труда ученика, его воспитания, образования, формирования культуры.
Комплексно-целевая программа
Комплексно-целевая программа служит источником создания благоприятных условий для обеспечения здоровья всех субъектов образовательного процесса, программа рассматривает педагогическую систему как устойчивое и прочное объединение компонентов.
Цели и задачи программы “Здоровье”.
В работе с учащимися:
1) Формировать личность школьника, способную самостоятельно развивать себя духовно и физически в течение всей жизни:
- обучать жизненно важным умениям и навыкам;
- развивать двигательные качества;
- обеспечивать обретение знаний в области физической культуры и спорта;
- формировать умения контролировать и корректировать изменения своего физического состояния.
2) Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность, проработав специальные программы для разных категорий учащихся, детально проработать программы для:
- детей с ослабленным здоровьем, с отставанием в физическом развитии;
- освобожденных от уроков физической культуры на учебный год;
- учащихся специальной медицинской группы;
- учащихся, демонстрирующих значительные успехи в спорте.
В работе с педагогическим коллективом:
1) Морально и материально стимулировать учителей, которые успешно ведут физкультурно-оздоровительную работу с учащимися и сами ведут здоровый образ жизни (отсутствие вредных привычек у учителей; отсутствие больничных листов в течение учебного года). Организуя и оценивая работу преподавателей физической культуры, особое внимание уделить:
- эффективности уроков физической культуры и занятий с детьми подготовительной, специальной медицинской группы;
- приросту физической подготовленности учащихся (по тестам, нормативам) за разные отрезки времени - четверть, полугодие, год;
- охват учащихся внеклассной и внешкольной массово-оздоровительной работой;
- педагогической активности учителя (участию в педсоветах школы, изучению и пропаганде опыта работы и т.д.);
- организации туристической работы с учащимися.
Особенно следует подчеркнуть важность туристско-краеведческой работы, которая помогает оздоравливать детей и подростков силами природы, хорошо развивает личностные качества, такие, как смелость, решительность, организованность и ответственность. В походах учащиеся приобретают навыки поведения и ориентирования в окружающей среде, изучают животный и растительный мир.
2) Организовать в течение учебного года серию профессиональных занятий (семинар, конференция, круглый стол и т.д.) по теме “Физическая культура учителя как часть его общепедагогической культуры”.
3) Подготовить и провести физкультурно-оздоровительные мероприятия для педагогического коллектива:
- совместные соревнования учителей и учеников школы (матчи, турниры, эстафеты) с освещением результатов на школьных информационных стендах, на сайте школы, на страницах школьного журнала для старшеклассников;
- занятия спортивных секций по видам спорта для учителей школы;
- участие учителей школы в Спартакиаде работников образования района по видам спорта.
4) Систематически проводить консультаций для учителей по вопросам здорового образа жизни и физического воспитания детей. Включить такие консультации в каникулярные совещания методических объединений.
В работе с родителями:
1) Достичь тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников и родителей в организации здорового образа жизни детей через:
- личный пример родителей и учителей в пропаганде здорового образа жизни;
- домашние задания по физкультуре для учеников с низким уровнем физического развития;
- совместные занятия детей и родителей, участие в играх на воздухе, походах, спортивных соревнованиях, организуемых в школе;
- выступления учителей физкультуры на родительских собраниях с тематическими сообщениями: “Если хочешь быть здоров…”, “Я здоровье берегу, сам себе я помогу” и т. п.;
- консультирование (по специальному еженедельному расписанию) родителей по вопросам здоровья детей, их физического развития, соблюдения оптимального двигательного режима;
- установление тесного контакта в работе сотрудников медицинского кабинета школы, учителей физкультуры с родителями учеников;
- приглашение родителей на уроки физической культуры, оздоровительные мероприятия и соревнования;
- ознакомление родителей с требованиями комплексной программы физического воспитания учащихся посредством консультаций, информационных писем и буклетов, выступлений на родительских конференциях, родительских собраниях и днях открытых дверей;
- разработку индивидуальных заданий (рекомендаций) для родителей по оздоровлению их детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
- активное использование возможностей школьных информационных ресурсов: сайта, стендов; написание информационных материалов и статей, посвященных укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни.
В процессе реализации Программы “Здоровье” используются следующие формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы:
- урок физической культуры;
- мероприятия в режиме учебного дня школы (физкультурные минутки во время уроков, гимнастика до учебных занятий, подвижные игры на переменах, физкультурные занятия в группах продленного дня);
- занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
- спортивные праздники;
- соревнования по видам спорта;
- туристические походы, экскурсии;
- “Дни здоровья”;
- спортивные викторины;
- устные журналы спортивной направленности;
- теоретические занятия, беседы, семинары;
- занятия по курсу “Основы безопасности и жизнедеятельности”;
- тестирование уровня физического развития и двигательных качеств учащихся;
- наглядная агитация (стенды, плакаты, таблица рекордов школы).
Основные направления в работе
В ходе реализации программы будут проводиться нижеследующие мероприятия:
- Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей на базе МКОУ Александровская СОШ с ФАП.
- Создание на базе школы спортивных секций.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы – это одно из самых рациональных решений сложившихся проблем в образовании.
Применение новых технологий в системе здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приведет к нормализации, грамотности применения новейших методов и форм работы в образовании детей.
Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - организация образовательного пространства на всех уровнях, при котором качественное обучение, развитие, воспитание учащихся, не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.