Урок во 2-м классе, УМК «Школа 2100»
Цели:
- формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;
- формируем умение понимать роль большой буквы в именах собственных;
- формируем умение писать предложение;
- формируем умение анализировать текст.
Оборудование:
- презентация « Происхождение фамилий»;
- учебник «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.
Ход урока
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
I. Актуализация знаний | Словарная работа Прочитайте слова, запишите их в алфавитном порядке: Ребята, человек, артист, девочка, мальчик, ученик. – Какой темой объединены эти слова? |
Познавательные УУД 1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 2) формируем умение обобщать и квалифицировать по признакам. Регулятивные УУД 1) формируем умение проговари вать последовательность действий. Коммуникативные УУД 1) формируем умение слушать и понимать речь других. |
II. Постановка учебной проблемы | Знакомство с новым словарным словом
Учитель обращается к классу: – Аня, встань, подойди ко мне. (Данная просьба вызывает затруднение, т.к. в классе три Ани) – Как понять к кому из учениц обратился учитель? – Верно, нужно назвать фамилию. – Что означает это слово? (слайд 2) – Запишите это слово, запомните написание этого слова. – Сохраняется ли алфавитный порядок? – Дополните предложение: Моя фамилия… Фронтальная проверка данного задания. – Что вы заметили? – Правильно, у каждого человека своя фамилия. |
Познавательные УУД 1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 2) формируем умение высказывать свое предположение на основе жизненного опыта. Регулятивные УУД 1) формируем умение прогнозировать предстоящую работу. Коммуникативные УУД 1) формируем умение слушать и понимать речь других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
III. Сообщение темы и целей урока | – Какое правило вы использовали при записи своей фамилии? – Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать? (слайд 3) |
Познавательные УУД 1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; 2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов. Регулятивные УУД 1) формируем умение определять и формулировать тему урока. Коммуникативные УУД 1) формируем умение оформлять мысли в устной форме. |
IV. Открытие нового знания | Работа по словообразованию. – А кто из вас знает, что означает ваша фамилия? – 150 – 200 лет назад у большинства людей не было фамилии. Были отчества и прозвища: Петров, Иванов, Александров – это были сыновья Петра, Ивана, Александра. Придумайте фамилии от имени Петя. (Петров, Петрушин, Петрушкин, Петухов и др.) – Запишите эти фамилии. Как будете писать? – Это имена собственные. Их важность, принадлежность одному лицу показывает большая буква в начале слова. – А какие интересные фамилии получались от прозвищ! Если у человека белые волосы, его могли прозвать Беляк. А фамилия получилась… (дети называют фамилию) Презентация «Образование фамилий» (слайды 4–6) |
Познавательные УУД 1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Регулятивные УУД 1) формируем умение прогнозировать предстоящую работу. Коммуникативные УУД 1) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД 1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 2) формируем умение обобщать и квалифицировать по признакам. Регулятивные УУД 1) формируем умение проговаривать последовательность действий. Коммуникативные УУД 1) формируем умение слушать и понимать речь других. |
V. Первичное закрепление | Образование фамилий. – Сейчас мы с вами попробуем придумать фамилии людей (комментированная запись фамилий в тетради и на доске): 1. Если у человека были большие уши, то фамилия … 2. Если у человека была борода, то… 3. Какая будет фамилия у человека, который шьет сапоги? 4. Какая будет фамилия у человека, который работает в кузнице? 5. Если человек жил возле реки Волга, то… ФИЗМИНУТКА (слайды 8–9) |
Познавательные УУД 1) формируем умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы; 2) формируем умение обобщать и квалифицировать по признакам. Регулятивные УУД 1) формируем умение проговаривать последовательность действий. Коммуникативные УУД 1) формируем умение работать в паре. |
VI. Самостоятельная работа | Упражнение 147 на с. 93 (слайд 10) Учащиеся работают в группах. – Придумайте, как могли появиться эти фамилии. Самопроверка (слайд11) |
Познавательные УУД 1) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 2) формируем умение обобщать и квалифицировать по признакам. Регулятивные УУД 1) формируем умение проговаривать последовательность действий. Коммуникативные УУД 1) формируем умение слушать и понимать речь других. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Работа со стихотворным текстом Учитель читает отрывок стихотворения С.Михалкова «Смешная фамилия» Каких фамилий только нет: Пятеркин, Двойкин, Супов, Слюнтяев, Тряпкин-Самоед, Пупков и Перепупов!... Но может некий Комаров Иметь характер львиный. А некий Барсов или Львов Умишко комариный! Плевков фамилию сменил – Алмазовым зовется, Но в основном ослом он был – Ослом и остается! А Грибоедов, Пирогов Прославились навеки! И вывод, стало быть, таков – Все дело в человеке! – Итак, ребята, какой вы можете сделать? Вывод (делают дети): Не фамилия красит человека, а человек фамилию. Смешная фамилия не повод давать обидные клички. |
Познавательные УУД 1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 2) формируем умение извлекать информацию из текса. Регулятивные УУД 1) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1) формируем умение слушать и понимать речь других Познавательные УУД 1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 2) формируем умение обобщать и квалифицировать по признакам. Регулятивные УУД 1) формируем умение проговаривать последовательность действий. Коммуникативные УУД 1) формируем умение слушать и понимать речь других |
VIII. Итог урока | – Что интересного было на уроке? – Что больше всего понравилось? – Как пишутся фамилии людей? Самооценка своей деятельности на уроке |
Познавательные УУД 1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД 1)формируем умение слушать и понимать речь других. Личностные УУД 1) формирование способности к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. |
IX. Домашнее задание | Упражнение 126 на с. 58 («Дидактический материал») |