Применение мнемотехники на уроках математики

Разделы: Математика


В современной трактовке мнемоника обозначает всю совокупность приемов и методов запоминания информации, применяемых в той или иной системе, а термин мнемотехника трактуется, как практическое применение методов определенных в данной конкретной мнемонике.

Причина, заставившая меня обратиться к мнемотехнике – это ограниченные возможности слабых учащихся, учащихся коррекционных классов. Этих школьников «пугали» и отворачивали от предмета и громоздкие логические рассуждения, и терминология, а как следствие этого- потеря интереса к уроку, к предмету.

Важнейшие принципы мнемотехники.

В основе развития памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация. Для того, чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь своё воображение. Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

Основные приёмы:

  1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации
  2. Рифмизация
  3. Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных
  4. Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
  5. Метод Цицерона на пространственное воображение
  6. Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти
  7. Метод запоминания цифр
    • Закономерности
    • Знакомые числа

Значимость мнемоники с точки зрения психофизиологических особенностей школьников младшего и старшего подросткового возраста.

Известно, что «слух» ребёнка в школе, как правило, перегружен. Письменная работа и чтение вызывают напряженное зрение. Способность детей длительно сосредоточить внимание невелика. Так, дети 11-13 лет воспринимают материал не отрываясь 4-5минут, 14-15-летние – 5-7 минут. У школьников гораздо меньше, чем у взрослого, развиты воля и сознательность.

Рано или поздно наступает момент, когда подросток перестает следить за происходящим на уроке и погружается в дремоту с открытыми глазами, «отключается» (так называемое «охранительное торможение») или начинает вертеться, смеяться, тормошить соседа (так называемое «охранительное возбуждение»). В таких случаях мы считаем, что ребёнок ленив, несобран, недисциплинирован.

Применение мнемотехники дает возможность продуктивного переключения, своеобразного «отвлечения» от науки на уровень житейских ассоциаций, игры, воображение и фантазии.

Мнемоприем разгружает информацию, делая новый материал «легкоусвояемый». Это достигается благодаря введению игрового элемента без ущерба основному содержанию урока.

В старших классах не все ребята запоминают теоретический материал. Опыт показывает, что большая часть старшеклассников с легкостью вспоминают мнемоприемы, но гораздо тяжелее дело обстоит с припоминанием правил. Мнемоприемы позволяют экономить время на уроках повторения и систематизации пройденного, особую пользу они приносят при подготовке к ЕГЭ.

Рассмотрим как можно использовать мнемотехнику на уроках. Из своего опыта знаю, что правила учебника дети быстро забывают, а в правило в стихотворном виде запоминается надолго. Итак:

Математика в стихах

  • ДРОБЬ ОТ ЧИСЛА хотим найти,
    Не надо никого тревожить.
    Нам надо данное число
    На эту дробь умножить

  • БИССЕКТРИСА – это крыса,
    Которая бегает по углам
    И делит угол пополам.

  • МЕДИАНА – обезьяна,
    Лазает по сторонам
    И делит их пополам

  • В треугольнике ВЫСОТА со стороной
    Составит угол нам прямой прямой.

  • Если ищем ШИРИНУ,
    Делим площадь на длину.

  • Хочешь ты найти ДЛИНУ –
    Раздели на ширину

  • Пи (число)
    Нужно только постараться
    И запомнить все, как есть:
    Три, четырнадцать, пятнадцать,
    Девяносто два и шесть

  • Перед скобкой вижу «плюс»
    ошибиться не боюсь.
    Знаки все я оставляю –
    Значит, правила я знаю.

  • Минус повстречается –
    Будьте осторожны:
    Скобки раскрываются, знаки заменяются
    На противоположные.

Правила раскрытия скобок:

  • -(а+b) «Минус» Меняем знаки, «Плюс» – Переписываем без изменений

  • При решении уравнений учащиеся имеют проблемы со знаками при переносе слагаемых.
    3х+5=2х-10
    Проговариваем «правило» так: Знак равенства – это река. При переходе через реку с одного берега на другой, «одежда» у слагаемых «намокает», значит надо ее сменить, то есть поменять знак.

  • При решении неравенств, учащиеся затрудняются правильно показывать штриховкой промежутки. Знак неравенства дорисовываем до стрелки, которая показывает направление штриховки. Х>5 . Либо держим перед грудью согнутую в локте руку в соответствии со знаком неравенста. Локоть показывает направление штриховки.

  • При построении точки на координатной плоскости, следует придерживаться такого правила: первоначально заходим в подъезд, а затем поднимаемся по лестнице (х; у)

  • «Правило», помогающее запомнить название осей координат: ось ординат – (при произношении буквы О – движение губ показывает «вертикальную» ось, а при произношении буквы А – горизонтальную ось, ось абцисс).

  • Определение синуса и косинуса легко запомнить таким образом:
    СИнус – прОтиволежащий катет к гипотенузе
    Косинус – прИлежащий катет к гипотенузе. Замечаем чередование букв И-О

  • При изучении правил приведения, учащиеся с трудом запоминают сложное правило из учебника. Для запоминания порядка изменения названия функции :по вертикальной оси- утвердительно киваем головой, т.е. меняем( ; ),а по горизонтальной оси, отрицаем движением головы т.е. не меняем (π,2π)

  • Для запоминания значений синуса и косинуса углов 30°, 45°, 60° – запоминаем числа: для синуса 1, 2, 3под знаком корня, а для косинуса 3, 2, 1 под знаком корня, везде в знаменателе 2, но т.к. =1, то у 1 знака корня нет.

Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!