Над словарными словами учитель работает с классом на уроке чаще всего фронтально. Известно, что для запоминания правописания трудного слова его нужно включить в активный словарь каждого ребёнка, и обратиться к этому слову не один раз. Я пробую делать это с помощью двух комплектов индивидуальных заданий. Комплекты состоят из карточек с однотипными заданиями.
В каждой карточке ребёнок работает с тремя словами. Нужно только один раз объяснить детям, что нужно делать в каждом задании и далее с любой из карточек по аналогии они работают самостоятельно.
В первом комплекте (приложение 1) одиннадцать карточек, в которых представлены все словарные слова по программе «Школа России» для первого класса. В карточках детям предлагаются следующие задания.
- Найди словарные слова в предложениях и обведи их простым карандашом.
- Впиши подходящие по смыслу словарные слова из таблицы в словосочетания.
- Впиши подходящие по смыслу словарные слова из таблицы в предложения.
- Подбери и запиши к данным словам слова-рифмы из таблицы.
- Измени слово из первой строчки таблицы так, чтобы оно обозначало много предметов и впиши его во вторую строчку таблицы.
- Во всех словарных словах поставь ударение и подчеркни ошибкоопасные места.
Во втором комплекте (приложение 2) десять карточек. В них дети работают также со всеми словарными словами по программе «Школа России» для первого класса. Только задания здесь посложнее.
- Отгадай загадку. Запиши отгадку после загадки и в первую строчку таблицы.
- Найди словарные или родственные им слова и обведи их карандашом.
- Узнай слово по описанию и напиши его.
- Узнай слово по толкованию или по словам со сходным значением (синонимам) и запиши его.
- Во второй строчке таблицы запиши слова, родственные словам из первой строчки.
- Во всех словарных словах поставь ударение и подчеркни ошибкоопасные места.
По этому комплекту можно работать и в первой четверти 2-го класса, чтобы быстро вспомнить пройденный ранее материал. Или использовать его в качестве проверочной, а не тренировочной работы в 1-ом классе.
Дети вписывают слова в карточки печатными или письменными буквами.
Каждый ученик работает с карточкой в своём ритме. Кому-то на работу хватит времени на одном уроке. Кто-то будет работать 2-3 урока. По окончании выполнения всех заданий дети сдают работу на проверку учителю. После проверки работа помещается в специальную папку-копилку, которая есть у каждого учащегося.
Работа по этим двум комплектам направлена не только на запоминание правописания словарных слов, но и на обогащение активного словарного запаса детей, расширение их кругозора, развитие языкового чутья, орфографической зоркости и повышение техники чтения учащихся.
При написании статьи использована литература:
- Работа со словарными словами. 2 класс / Л.П. Николаева, И.В. Иванова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
- Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки / сост. Т.В. Пятница. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.