Внеклассное мероприятие по литературе "Без матери нет ни поэта, ни героя…"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • развитие интереса к литературе путем расширения и углубления знаний по предмету;
  • воспитание и коррекция культуры поведения подрастающего поколения, формирование нравственных качеств – уважительного и бережного отношения к маме;
  • развитие творческих и актерских способностей учащихся.

Задачи:

  • познакомить учащихся с неизвестными фактами биографии мастеров художественного слова, характеризующими их взаимоотношения с матерями;
  • пригласить ребят к самоанализу и раздумью над собственным поведением и характером взаимоотношений с мамой; способствовать созданию теплого нравственного климата между матерями и подростками;
  • создать условия для развития творческих и актерских способностей учеников.

Форма проведения: литературно-творческий салон.

Мероприятие рассчитано на ребят 9 класса.

Место проведения: школьный класс.

Оборудование, оформление:

  • Компьютер, мультимедийный проектор, экран; магнитофон, диск «Instrumental»;
  • Портреты Пушкиной Н.О., Тургеневой В.П., Гоголь М.И., Чеховой Е.Я.;
  • Выставка книг с произведениями Пушкина А.С., Тургенева И.С., Гоголя Н.В., Чехова А.П.
  • Фотогазета «Наши мамы»;
  • Атрибуты для сценок (костюмы, старинный подсвечник, гусиное перо, чернильница, скатерть, тетрадь, листы бумаги и т.д).

Подготовительная работа:

  • Познакомить учащихся с темой и идеей мероприятия, обсудить форму проведения, распределить обязанности;
  • Провести анкетирование «Я и моя мама» с последующей обработкой данных и созданием презентации;
  • Написать сочинения-миниатюры на темы: «Как я удивил (обрадовал, огорчил) маму», «Мне перед мамой до сих пор стыдно», «Мама за меня переживала», «Как мама меня удивила» и др.);
  • Сбор фотографий и выпуск фотогазеты «Наши мамы»;
  • Подготовка выставки книг;
  • Изготовление сигнальных карточек;
  • Подготовка кабинета и ТСО;
  • Репетиции с каждой подгруппой в отдельности; оказание помощи в создании презентаций;

Организационная структура мероприятия

 Этап  Вид деятельности  Использование ТСО  Время
1. Оргмомент Сообщение темы, целей   1,5 мин.
2. Разминка Пословицы и поговорки о маме   0,5 мин.
3. Выступление подгруппы 1 Сообщение о Н.О. Пушкиной Показ слайдов 5 мин.
4. Выступлениеподгруппы 2 Сообщение о М.И. Гоголь
Мини-сценка
Показ слайдов 5 мин.
5. Выступление подгруппы 3 Сообщение о В.П. Тургеневой
Мини-сценка
Показ слайдов 5 мин.
6. Выступление подгруппы 4 Сообщение о Е.Я. Чеховой Показ слайдов 3 мин.
7. «Я и моя мама» Анкетирование (Результаты) Презентация 8 мин.
8. Творческие работы Чтение миниатюр   7 мин.
9. Блиц-опрос Групповые ответы на проблемные вопросы   6 мин.
10. Стихотворение В. Коротаева о мамах Выразительное чтение наизусть Музыка (фон) 1 мин.
11. Обращение к друзьям Советы друзьям   1 мин.
12. Подведение итогов Беседа
Карточки настроения
  2 мин.
  Итого 45 мин.

Ход мероприятия

Учитель: Добрый день!

Мы начинаем наше внеклассное мероприятие по литературе, которое называется: «…без матери нет ни поэта, ни героя». Эта строчка взята из высказывания М. Горького, которое полностью звучит так: «Вся гордость мира от матерей. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».

Сегодня мы будем говорить о тех, кому человечество должно быть благодарно за великие имена – А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, А.П. Чехов. Мы будем говорить об их матерях.

Культ матери, уважение и почитание женщины – хранительницы домашнего очага и продолжательницы рода известны еще с древнейших времен. О них сказано много, много посвящено им стихов и песен, а мы для начала (в качестве разминки) давайте вспомним пословицы и поговорки о матерях. Я начну, а вы продолжите:

  • Нет лучшего дружка, чем … (родная матушка).
  • При солнышке тепло, … (при матери добро).
  • Дитя не плачет, … (мать не разумеет).
  • Дитя хоть криво, да … (матери – отцу мило).
  • Дитя без матери, как …(ночь без луны).

Мы вспомнили пословицы и поговорки, а сейчас речь пойдет о тех, кто подарил миру своих великих сыновей, внесших значительную лепту в развитие русской литературы.

Выступление группы ребят:

НАДЕЖДА ОСИПОВНА ПУШКИНА. (Приложение 1) Показ слайдов.

Выступление группы ребят:

МАРИЯ ИВАНОВНА ГОГОЛЬ-ЯНОВСКАЯ. (Приложение 2) Показ слайдов.

Сценка:

(Молодой Гоголь сидит за столом и, макая гусиное перо в чернильницу, пишет письмо матери)

«Вы одни теперь предмет моей привязанности; одни, которые можете утешить печального, успокоить горестного. (Перестает писать, задумывается, потом с большим чувством продолжает.) Вам посвящаю всю свою жизнь».

Выступление группы ребят:

ВАРВАРА ПЕТРОВНА ТУРГЕНЕВА. (Приложение 3). Показ слайдов.

Сценка:

(Варвара Петровна подходит к столу, не спеша зажигает свечи, потом садится за стол, открывает свой дневник и начинает писать)

– Дети мои! Простите меня! (Откладывает перо в сторону, достает платок, прикладывает к глазам, вытирая слезы. Потом снова берется за перо и продолжает писать)

И ты, о боже, прости меня, ибо гордыня, этот Смертный грех, всегда была моим грехом!

Выступление группы ребят:

ЕВГЕНИЯ ЯКОВЛЕВНА ЧЕХОВА. (Приложение 4). Показ слайдов.

Учитель: Вот такие разные женщины-матери, с разными судьбами, с разными характерами, с разным отношением к своим детям. А их дети, став взрослыми, стали знаменитыми и прославили своих матерей.

Но наш разговор был бы неполным, если бы мы не вспомнили, ребята, ваших мам, чьи фотографии представлены на нашем фотостенде. Поговорим теперь, ребята, о вас и ваших мамах.

Готовясь к мероприятию, мы провели в классе анкетирование «Я и моя мама» (Приложение 5), позвольте огласить результаты.

Учитель: Недавно вы, ребята, писали миниатюры о своих мамах. Темы были самые разные: «Как я удивил маму», «Как я огорчил маму». «Мама за меня переживала», «Мне перед мамой стыдно до сих пор», «Как я обрадовал маму» и др.

Все миниатюры по-своему получились интересными, трогательными, искренними. К сожалению, нет возможности сейчас прослушать все ваши работы, поэтому прозвучит лишь несколько миниатюр.

Авторы лучших работ читают свои миниатюры.

Учитель: Спасибо вашим одноклассникам за интересные работы, а сейчас вашему вниманию, ребята, будет представлено несколько непростых ситуаций, с которыми вы, возможно, уже сталкивались или можете столкнуться в своей повседневной жизни. (Блиц-опрос) Итак, как вы поступите, если:

  • Мама запрещает тебе общаться с твоим другом (подругой), которого (которую) ты уважаешь, а она, мама, не одобряет вашей дружбы, потому что ей кажется, что друг (подруга) оказывает на тебя дурное влияние. Как ты поступишь в этой ситуации?
  • Вас вместе с мамой вызывают в школу к директору для серьезного разговора по поводу двоек и плохого поведения. Как ты сообщишь ей об этом?
  • Чем бы ты смог пожертвовать ради мамы? От чего отказаться?

Заслушиваются ответы ребят всех подгрупп после каждого вопроса.

Учитель: Спасибо за активное участие и такие разные ответы, иногда с юмором. Деликатный юмор выручает и снимает напряжение в сложных ситуациях. Возможно, когда вы в своей жизни окажетесь в непростой ситуации, ясный ум и юмор придут к вам на помощь и помогут вам найти верный выход.

Мы завершаем наш разговор о мамах.

Ученица: Стихотворение Виктора Коротаева

О вера наших матерей,
Вовек не знающая меры,
Святая трепетная вера
В нас,
Подрастающих детей.
Ее, как свет в березняке,
Не вытравит ничто на свете:
Ни единицы в дневнике,
Ни злые жалобы соседей.
Уж матери такой народ –
Вздохнут,
Нас долгим взглядом смеря:
«Все перемелется. Пройдет». –
И снова верят, верят, верят.
Так верят матери одни
Взыскательно и терпеливо.
И – не крикливые они – они
Не почитают это дивом.
А просто нипочем года
Их вере, трепетной и нежной;
Вот только мы-то
Не всегда
Оправдываем
Их надежды.

Выступление группы ребят. ОБРАЩЕНИЕ К ДРУЗЬЯМ (9 человек):

– Ребята, давайте будем огорчать наших мам поменьше,

– а говорить им ласковые слова почаще.

– Давайте часть домашних дел возьмем на свои плечи – ведь нам это уже по силам,

– чтобы у мам появилась возможность заняться своим любимым делом

– или просто отдохнуть после трудового дня.

– А если мы будем учиться на «4» и «5»,

– то она будет гордиться нами

– и не будет бояться приходить в школу на родительские собрания.

– Давайте будем любить наших мам и беречь, ведь они –

Все: наши МАМЫ!

Учитель: Вот такой разговор о мамах, надеюсь, полезный и нужный, состоялся у нас сегодня. Понравилось ли вам наше мероприятие? Выразите свое отношение при помощи сигнальных карточек: красная – понравилось, зеленая – не совсем понравилось, фиолетовая – не понравилось.

Работа с сигнальными карточками.

Учитель: Спасибо! Практически всем понравилось! Ребята! Хочется верить, что те сообщения о матерях известных русских поэтов и писателей, которые вы прослушали, помогут вам обогатить ваши знания по литературе и помогут расширить ваш кругозор.

А для проверки вспомним, кто это? – Он для нее – нелюбимый сын, но именно он исполнил свой сыновний долг перед матерью до конца. (А.С. Пушкин)

– Мать свою он обожал всю свою жизнь. Ведь недаром именно ей он посвятил самые душевные и пронзительные слова: «Вам посвящаю жизнь свою»… (Н.В. Гоголь)

Очень хочется надеяться, что сегодняшний разговор и о ваших мамах не пройдет для вас бесследно. Возможно, кто-то из вас наконец-то пересмотрит свое поведение, свое отношение к маме. Не бойтесь говорить ей правду! Мама поймет и простит, а если надо – даст правильный совет! Не стыдитесь говорить ей добрые слова! Не ленитесь помогать ей в домашних делах! Помните: мама надеется на вас, верит вам, любит вас! Берегите своих мам!