Цели:
- развитие интереса к литературе путем расширения и углубления знаний по предмету;
- воспитание и коррекция культуры поведения подрастающего поколения, формирование нравственных качеств – уважительного и бережного отношения к маме;
- развитие творческих и актерских способностей учащихся.
Задачи:
- познакомить учащихся с неизвестными фактами биографии мастеров художественного слова, характеризующими их взаимоотношения с матерями;
- пригласить ребят к самоанализу и раздумью над собственным поведением и характером взаимоотношений с мамой; способствовать созданию теплого нравственного климата между матерями и подростками;
- создать условия для развития творческих и актерских способностей учеников.
Форма проведения: литературно-творческий салон.
Мероприятие рассчитано на ребят 9 класса.
Место проведения: школьный класс.
Оборудование, оформление:
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран; магнитофон, диск «Instrumental»;
- Портреты Пушкиной Н.О., Тургеневой В.П., Гоголь М.И., Чеховой Е.Я.;
- Выставка книг с произведениями Пушкина А.С., Тургенева И.С., Гоголя Н.В., Чехова А.П.
- Фотогазета «Наши мамы»;
- Атрибуты для сценок (костюмы, старинный подсвечник, гусиное перо, чернильница, скатерть, тетрадь, листы бумаги и т.д).
Подготовительная работа:
- Познакомить учащихся с темой и идеей мероприятия, обсудить форму проведения, распределить обязанности;
- Провести анкетирование «Я и моя мама» с последующей обработкой данных и созданием презентации;
- Написать сочинения-миниатюры на темы: «Как я удивил (обрадовал, огорчил) маму», «Мне перед мамой до сих пор стыдно», «Мама за меня переживала», «Как мама меня удивила» и др.);
- Сбор фотографий и выпуск фотогазеты «Наши мамы»;
- Подготовка выставки книг;
- Изготовление сигнальных карточек;
- Подготовка кабинета и ТСО;
- Репетиции с каждой подгруппой в отдельности; оказание помощи в создании презентаций;
Организационная структура мероприятия
№ | Этап | Вид деятельности | Использование ТСО | Время |
1. | Оргмомент | Сообщение темы, целей | 1,5 мин. | |
2. | Разминка | Пословицы и поговорки о маме | 0,5 мин. | |
3. | Выступление подгруппы 1 | Сообщение о Н.О. Пушкиной | Показ слайдов | 5 мин. |
4. | Выступлениеподгруппы 2 | Сообщение о М.И. Гоголь Мини-сценка |
Показ слайдов | 5 мин. |
5. | Выступление подгруппы 3 | Сообщение о В.П. Тургеневой Мини-сценка |
Показ слайдов | 5 мин. |
6. | Выступление подгруппы 4 | Сообщение о Е.Я. Чеховой | Показ слайдов | 3 мин. |
7. | «Я и моя мама» | Анкетирование (Результаты) | Презентация | 8 мин. |
8. | Творческие работы | Чтение миниатюр | 7 мин. | |
9. | Блиц-опрос | Групповые ответы на проблемные вопросы | 6 мин. | |
10. | Стихотворение В. Коротаева о мамах | Выразительное чтение наизусть | Музыка (фон) | 1 мин. |
11. | Обращение к друзьям | Советы друзьям | 1 мин. | |
12. | Подведение итогов | Беседа Карточки настроения |
2 мин. | |
Итого | 45 мин. |
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день!
Мы начинаем наше внеклассное мероприятие по литературе, которое называется: «…без матери нет ни поэта, ни героя». Эта строчка взята из высказывания М. Горького, которое полностью звучит так: «Вся гордость мира от матерей. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».
Сегодня мы будем говорить о тех, кому человечество должно быть благодарно за великие имена – А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, А.П. Чехов. Мы будем говорить об их матерях.
Культ матери, уважение и почитание женщины – хранительницы домашнего очага и продолжательницы рода известны еще с древнейших времен. О них сказано много, много посвящено им стихов и песен, а мы для начала (в качестве разминки) давайте вспомним пословицы и поговорки о матерях. Я начну, а вы продолжите:
- Нет лучшего дружка, чем … (родная матушка).
- При солнышке тепло, … (при матери добро).
- Дитя не плачет, … (мать не разумеет).
- Дитя хоть криво, да … (матери – отцу мило).
- Дитя без матери, как …(ночь без луны).
Мы вспомнили пословицы и поговорки, а сейчас речь пойдет о тех, кто подарил миру своих великих сыновей, внесших значительную лепту в развитие русской литературы.
Выступление группы ребят:
НАДЕЖДА ОСИПОВНА ПУШКИНА. (Приложение 1) Показ слайдов.
Выступление группы ребят:
МАРИЯ ИВАНОВНА ГОГОЛЬ-ЯНОВСКАЯ. (Приложение 2) Показ слайдов.
Сценка:
(Молодой Гоголь сидит за столом и, макая гусиное перо в чернильницу, пишет письмо матери)
«Вы одни теперь предмет моей привязанности; одни, которые можете утешить печального, успокоить горестного. (Перестает писать, задумывается, потом с большим чувством продолжает.) Вам посвящаю всю свою жизнь».
Выступление группы ребят:
ВАРВАРА ПЕТРОВНА ТУРГЕНЕВА. (Приложение 3). Показ слайдов.
Сценка:
(Варвара Петровна подходит к столу, не спеша зажигает свечи, потом садится за стол, открывает свой дневник и начинает писать)
– Дети мои! Простите меня! (Откладывает перо в сторону, достает платок, прикладывает к глазам, вытирая слезы. Потом снова берется за перо и продолжает писать)
И ты, о боже, прости меня, ибо гордыня, этот Смертный грех, всегда была моим грехом!
Выступление группы ребят:
ЕВГЕНИЯ ЯКОВЛЕВНА ЧЕХОВА. (Приложение 4). Показ слайдов.
Учитель: Вот такие разные женщины-матери, с разными судьбами, с разными характерами, с разным отношением к своим детям. А их дети, став взрослыми, стали знаменитыми и прославили своих матерей.
Но наш разговор был бы неполным, если бы мы не вспомнили, ребята, ваших мам, чьи фотографии представлены на нашем фотостенде. Поговорим теперь, ребята, о вас и ваших мамах.
Готовясь к мероприятию, мы провели в классе анкетирование «Я и моя мама» (Приложение 5), позвольте огласить результаты.
Учитель: Недавно вы, ребята, писали миниатюры о своих мамах. Темы были самые разные: «Как я удивил маму», «Как я огорчил маму». «Мама за меня переживала», «Мне перед мамой стыдно до сих пор», «Как я обрадовал маму» и др.
Все миниатюры по-своему получились интересными, трогательными, искренними. К сожалению, нет возможности сейчас прослушать все ваши работы, поэтому прозвучит лишь несколько миниатюр.
Авторы лучших работ читают свои миниатюры.
Учитель: Спасибо вашим одноклассникам за интересные работы, а сейчас вашему вниманию, ребята, будет представлено несколько непростых ситуаций, с которыми вы, возможно, уже сталкивались или можете столкнуться в своей повседневной жизни. (Блиц-опрос) Итак, как вы поступите, если:
- Мама запрещает тебе общаться с твоим другом (подругой), которого (которую) ты уважаешь, а она, мама, не одобряет вашей дружбы, потому что ей кажется, что друг (подруга) оказывает на тебя дурное влияние. Как ты поступишь в этой ситуации?
- Вас вместе с мамой вызывают в школу к директору для серьезного разговора по поводу двоек и плохого поведения. Как ты сообщишь ей об этом?
- Чем бы ты смог пожертвовать ради мамы? От чего отказаться?
Заслушиваются ответы ребят всех подгрупп после каждого вопроса.
Учитель: Спасибо за активное участие и такие разные ответы, иногда с юмором. Деликатный юмор выручает и снимает напряжение в сложных ситуациях. Возможно, когда вы в своей жизни окажетесь в непростой ситуации, ясный ум и юмор придут к вам на помощь и помогут вам найти верный выход.
Мы завершаем наш разговор о мамах.
Ученица: Стихотворение Виктора Коротаева
О вера наших матерей,
Вовек не знающая меры,
Святая трепетная вера
В нас,
Подрастающих детей.
Ее, как свет в березняке,
Не вытравит ничто на свете:
Ни единицы в дневнике,
Ни злые жалобы соседей.
Уж матери такой народ –
Вздохнут,
Нас долгим взглядом смеря:
«Все перемелется. Пройдет». –
И снова верят, верят, верят.
Так верят матери одни
Взыскательно и терпеливо.
И – не крикливые они – они
Не почитают это дивом.
А просто нипочем года
Их вере, трепетной и нежной;
Вот только мы-то
Не всегда
Оправдываем
Их надежды.
Выступление группы ребят. ОБРАЩЕНИЕ К ДРУЗЬЯМ (9 человек):
– Ребята, давайте будем огорчать наших мам поменьше,
– а говорить им ласковые слова почаще.
– Давайте часть домашних дел возьмем на свои плечи – ведь нам это уже по силам,
– чтобы у мам появилась возможность заняться своим любимым делом
– или просто отдохнуть после трудового дня.
– А если мы будем учиться на «4» и «5»,
– то она будет гордиться нами
– и не будет бояться приходить в школу на родительские собрания.
– Давайте будем любить наших мам и беречь, ведь они –
Все: наши МАМЫ!
Учитель: Вот такой разговор о мамах, надеюсь, полезный и нужный, состоялся у нас сегодня. Понравилось ли вам наше мероприятие? Выразите свое отношение при помощи сигнальных карточек: красная – понравилось, зеленая – не совсем понравилось, фиолетовая – не понравилось.
Работа с сигнальными карточками.
Учитель: Спасибо! Практически всем понравилось! Ребята! Хочется верить, что те сообщения о матерях известных русских поэтов и писателей, которые вы прослушали, помогут вам обогатить ваши знания по литературе и помогут расширить ваш кругозор.
А для проверки вспомним, кто это? – Он для нее – нелюбимый сын, но именно он исполнил свой сыновний долг перед матерью до конца. (А.С. Пушкин)
– Мать свою он обожал всю свою жизнь. Ведь недаром именно ей он посвятил самые душевные и пронзительные слова: «Вам посвящаю жизнь свою»… (Н.В. Гоголь)
Очень хочется надеяться, что сегодняшний разговор и о ваших мамах не пройдет для вас бесследно. Возможно, кто-то из вас наконец-то пересмотрит свое поведение, свое отношение к маме. Не бойтесь говорить ей правду! Мама поймет и простит, а если надо – даст правильный совет! Не стыдитесь говорить ей добрые слова! Не ленитесь помогать ей в домашних делах! Помните: мама надеется на вас, верит вам, любит вас! Берегите своих мам!