В лицее четвертый год в старших классах гуманитарного профиля введен предмет естествознание (3 часа в неделю) вместо курсов физики, химии, биологии. Для апробации взят интегрированный курс «Естествознание, 10-11 класс» под редакцией И.Ю. Алексашиной, рассчитанный на два года обучения (210 часов). На основании программы курса составляется календарно-тематический план,
Главная задача курса – формирование на межпредметной основе общенаучных и общеинтеллектуальных умений и навыков, целостной естественно-научной картины мира. Программа курса разработана на единой методологической основе: изучение объектов естествознания в системе «природа – наука – техника – общество – человек». Методическая концепция курса предусматривает организацию материалов в соответствии с разными формами учебной деятельности.
Естествознание – новый учебный предмет. И трудности его освоения учителем объяснимы: недостаточно разработана методическая база курса, нет критериально-диагностического материала, сложно быть одновременно специалистом в физике, химии, биологии, иметь синергетическое мышление. Трудности усвоения интегрированного курса были и у учеников гуманитарных классов: малый запас знаний и низкая учебная мотивация к изучению предметов естественного цикла, Основная проблема учителя заключалась в том, как донести гуманитариям сложнейший естественнонаучный материал просто и доступно, но без снижения научной точности. Причем в курсе нет математического аппарата (нет уравнений, формул). Шел поиск образовательных технологий, способствующих успешному присвоению основных идей курса учениками. Это информационно-коммуникативные технологии (использование возможностей сайта лицея, создание сайта «Естествознание», подготовка презентаций), технологии проектной деятельности, развития исследовательской деятельности и другие. Кроме того, были разработаны различные виды диагностических материалов, учитывающих интеллектуальные особенности обучающихся. Все это помогало формировать планы и конспекты уроков по естествознанию на уровне, соответствующем современному состоянию науки и педагогическим концепциям. Также совместно с учениками класса разрабатывались учебно-методические материалы, что несомненно, повышало интерес обучающихся-гуманитариев к сложному курсу естествознания и формированию естественно-научного мировоззрения. Предлагаем наш урок по теме «Приборы, использующие корпускулярные свойства света. Фотоэффект»
Тема: «Взаимодействие науки и техники» 5 урок.
УМК: «Естествознание 11. ч. 1» И.Ю. Алексашина, А.В. Ляпцев, М.А. Шаталов. М.. «Просвещение», 2008.
Цель: создать условия для понимания обучающимися явления фотоэффекта, применять знания об фотоэффекте для объяснения явлений природы и создания технических средств.
Задачи:
- обучающие: формирование представления об явлении фотоэффекта, его применении и распространении, владение способами само- и взаимооценки, развитие умений коллективно работать и в режиме дистанционного обучения.
- развивающие: развитие творческого мышления и познавательного интереса к современной технике и достижениям науки
- воспитательные: воспитание чувства патриотизма и гордости за успехи в развитии науки и техники, развивать чувство ответственности и навыки самостоятельного труда; закрепление умений индивидуальной и командной работы
Тип урока: комбинированный
Формы работы обучающихся: индивидуальные и групповые
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, электронные издания «Физика, 7-11» (Кирилл и Мефодий), Интернет-ресурсы WIKI-сайт.
Использование компьютера при подготовке учителя и обучающихся к уроку:
Подбор ссылок на интернет -ресурсы для самостоятельной работы обучающихся.
Составление теста для проверки знаний с использованием инструментария Google, как возможности дистанционного тестирования
Создание обучающимися презентаций, коллективного междисциплинарного проекта с использованием инструментария Google и публикация на страницах сайта лицея (лицей86.рф)
Ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Планируемая деятельность ученика | Время |
1 | Организационный этап. | Объявление темы урока и порядка работы на уроке | Подготовка к работе на уроке | 1-2 мин. |
2 | Постановка учебной задачи | Объявляет темы презентаций и предлагает определить критерии оценивания ученических работ | Выработка критериев оценивания работ учеников | 3 мин. |
3 | Обобщение и систематизация знаний | Сопровождение защит | Защита групповых презентаций.Записи в тетради, заполнение таблиц | 25 мин. |
4 | Подведение итогов защиты презентаций | Просит обучающихся подвести итоги защиты | Определяют наиболее интересные, яркие выступления | 3 мин. |
5 | Проверка изученного материала | Дает адрес сайта и объясняет принцип выполнения работы, критерии оценивания | Дистанционное обучение.Выполнение теста «Фотоэффект»,Расположенного на сайте лицея | 10 мин. |
7 | Рефлексия | Предлагается провести рефлексию собственной учебной деятельности | На полях тетрадей рисуют один из представленных смаликов, которые отражают настроение после урока и понимание изученной темы. | 1 мин. |
I. Организационный этап.
Всем добрый день! Мы продолжаем знакомство с темой «Взаимодействие науки и техники» и, сегодня изучим интересное физическое явление «фотоэффект». Запишите тему урока и подумайте над словом «фотоэффект». Какой смысл несёт это слово? Ответ :состоит из двух слов фото – свет (от греческого), эффект (от латинского) действие, следовательно «фотоэффект» – это действие света. – Правильно, а если это действие, то наша задача на сегодня выяснить: какой эффект может произвести свет с веществом, каким законам он подчиняется, от каких характеристик зависит и где нашёл применение.
План урока:
- Защита коллективных презентаций и создание междисциплинарного проекта «Фотоэффект»
- Подведение итогов презентаций
- Тестирование по данной теме в дистанционном режиме.
II. Постановка учебной задачи.
Сейчас нам предстоит создать коллективный междисциплинарный проект «Фотоэффект» из презентаций одноклассников. Этот проект мы выкладываем на сайт лицея для всеобщего обозрения- это большая ответственность .Как оценить качество презентаций? Да. По определенным критериям.
Совместно с учениками вырабатываются критерии оценивания работ (Приложение 1)
III. Обобщение и систематизация знаний.
На предыдущем уроке ученики включились в создание междисциплинарного проекта «Фотоэффект». (Приложение 3) Класс разбился на группы по 3 человека, выбрали темы сообщений. Темы презентаций:
- История открытия фотоэффекта.
- Фотон частица или волна?
- Фотография.
- Фотосинтез.
- Импрессионизм.
- Приборы, использующие корпускулярные свойства света.
Обучающиеся выступают с защитой групповых презентаций (Приложение 4), которые выполняли дома Все остальные ученики внимательно слушают и заполняют бланк «Защита презентаций» (Приложение 1), задают уточняющие вопросы.
IV. Подведение итогов защиты презентаций.
Обучающиеся дают оценку презентаций. После замечаний, высказанных одноклассниками. ученики корректируют свои работы. Затем создается коллективный проект «Фотоэффект», который выкладывается на WIKI-сайте, как инструменте совместной работы Обучающиеся испытывают определенную гордость, что их работа выставлена на сайте лицея, для всеобщего обозрения.
V. Самостоятельная работа-тестирование.
Тест по теме «Фотоэффект» выложен на сайте лицея.
Если обсуждение работ затянулось, то тестирование ученики могут выполнить дома за своим компьютером (элемент дистанционного обучения).Если времени на уроке осталось достаточно (10 минут), то каждый индивидуально, используя компьютер, выполняет тест. Выполнение теста. (Приложение 2)
VI. Рефлексия.
Процесс самопознания учениками своих психических состояний и эмоций, вызванных уроком. Рефлексия: выразите свое отношение к уроку – выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.
Проанализируйте свои чувства и ощущения, возникшие у вас в течение урока.