Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Класс: 6

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Имя прилагательное”

Задачи урока: определить уровень усвоения изученной темы, формировать умение работать с художественным текстом, находить прилагательные и определять их грамматические признаки, воспитывать умение грамотно и точно выражать свои мысли, работать над развитием речи

Оборудование: интерактивная доска для работы с текстом и воспроизведения музыкального фона, магнитная доска, распечатанные тексты.

Предварительное задание: подобрать высказывания известных людей о красоте природы (распечатать на листе формата А4)

Ход урока

1. Слово учителя.

- Ребята, мы сегодня с вами заканчиваем изучение самой красивой и удивительной части речи.

Поэтому цель нашего урока обобщить все наши знания, и поможет нам в этом, конечно же, текст. Текст проецируется на доску и в распечатанном виде раздается перед уроком каждому учащемуся. (Приложение 1)

Подготовленный учащийся зачитывает текст вслух.

2. Работа с текстом.

Учитель:

- Ребята, найдите словосочетания, которые помогают автору ярче изобразить картину природы?

Выслушиваем примеры.

- Какая же часть речи помогает в этом?

- Прилагательное.

- Какова же тема этого текста?

- Автор хотел показать красоту природы, зимнего леса, первого падения снега.

- Какой же стиль использует автор, чтобы так красиво описать зимний лес?

- Текст написан в художественном стиле, так как в нем присутствуют изобразительные средства языка?

- Какие например?

- Эпитеты. Морозный воздух, сказочный наряд.

- Каков же тип текста?

- Описание. Дается картина зимнего леса.

- Что же такое прилагательное? Что за часть речи?

- Прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой?какая?какое?чей?

- В чем же заключается особенность прилагательного? Для чего они нам нужны? Что они придают нашей речи?

- Прилагательные помогают рассказать о предмете более ярко, нарисовать образную картину, выразить свое отношение к увиденному и т.д.

- Каким членом предложения может быть прилагательное? Сделаем синтаксический разбор предложений (по рядам).

Все разборы проверяем на спроецированном тексте.

- Кроме синтаксической функции прилагательные имеют каждый свой разряд. Заполним таблицу примерами (по рядам).

- Чтобы не делать речевых ошибок, мы прилагательные можем в тексте заменять синонимами и антонимами. Заполним таблицу (по вариантам)

- Прилагательные таят в себе много неожиданного и чудесного. Найдите примеры прилагательных, которые образованы от основы существительного при помощи суффикса – н-.

- Вспомнит правило правописания одной и двух – Н - в суффиксах прилагательных.

3. Работа по развитию речи

- Природа часто вдохновляла художников на создание картин. У нас есть несколько изображений. Давайте их внимательно рассмотрим. У нас есть репродукции картин Шишкина И.И. “Зима” (холст, масло, 125х204), Сурикова В.И. “Зима в Москве”, Куинджи А.И “Эффект заката” и “ Пятна лунного света зима”, Ф.А.Васильева “Избушка в лесу”. Обратите внимание на то, как авторам удалось точно передать все многообразие цвета и света, изменений в природе. Каким они увидели снег? Не только белым, чистым, сверкающим, покрывающим все вокруг пушистым одеялом. Например, у Куинджи пейзаж приобретает отчетливые инопланетные черты, цвет здесь почти нереален, природа тут очарована неземным светом, льющимся с небес и рассыпающимся в разноцветных отражениях.

Выберите ту картину, которая, на ваш взгляд, больше подходит к нашему тексту. (Презентация). Обоснуйте свой ответ.

- Вашим домашним заданием было подобрать примеры высказываний о красоте природы. Давайте выберем то, которое больше подходит к теме нашего урока и тексту. (Приложение 3). Обоснуйте свой ответ.

- Я предлагаю посмотреть на выбранные вами картины и постараться составить мини-сочинения на тему “Первый снег”. На выполнение задания отводится 10-12 минут. При прослушивании ответов просим ребят записать яркие примеры эпитетов из мини-сочинений одноклассников. В конце урока выбирает при помощи учащихся 5 лучших работ и вручаем грамоты в разных номинациях (“Лучший утренний пейзаж”, “Мастер слова” и др.) Во время выполнения работы фоном звучат звуки природы из серии “Русская зима”.

В конце урока оставляем 7-8 минут с целью повторить оставшиеся правила, изученные по теме “Имя прилагательное”.

Подводим итоги урока, выставляет оценки, награждаем победителей.

4. Домашнее задание: ребятам раздаются листочки с заданием (подобрать и записать наиболее подходящие прилагательные). (Приложение 4)