Занятие с тактильным панно "Ежик"

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


В негосударственном дошкольном образовательном учреждении “Детский сад № 96 ОАО “РЖД” разработана (в 2009 году) и внедрена целостная система индивидуального сопровождения ребенка, обеспечивающая оптимальные условия для становления личности каждого воспитанника в соответствии с особенностями его психического и физического развития. Система индивидуального сопровождения имеет целью – раннее выявление особенностей развития ребёнка и своевременное оказание комплексной лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической помощи в условиях учреждения. Достижение цели потребовало поиска новых, более эффективных подходов к организации развивающей, коррекционной и оздоровительной работы. Одной из новых форм работы с детьми НДОУ стала организация лекотеки-развивающей и оздоравливающей среды(фото№1, 2).

Организация лекотеки в нашем учреждении позволила аккумулировать уникальные игры, игрушки, методическое обеспечение и опыт индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения дошкольников. Цель функционирования лекотеки – обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 1,5 лет до 7 лет с нарушениями в развитии для успешной социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям.

Занятия с детьми в лекотеке проводятся в индивидуальной и подгрупповой формах. Наполняемость групп при организации работы с детьми от 2 до 6 чел. Специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, педагог дополнительного образования по изодеятельности, врач-педиатр, медсестра ЛФК, организуют диагностическую, коррекционную и развивающую работу с детьми, используя игровые методы и арт-терапевтические техники для проведения психопрофилактики, психокоррекции, развития личности ребенка, оказывают консультационные услуги родителям.

На основании результатов диагностики специалисты выбирают индивидуальный маршрут сопровождения ребенка: формы и методы работы, частоту и продолжительность занятий, пространственную среду (кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда, сенсорную комнату, лекотеку или полифункциональную интеллектуальную комнату).

Добиться наилучших результатов помогает оборудование лекотеки: сенсорная тропа, манеж, стол – песок с подсветкой (пескотерапия), дидактическая черепаха (фото №3,4,5,6)

Различные мульти-сенсорные игрушки, которые привлекают внимание детей своей яркостью и необычностью, позволяют им познавать окружающий мир, расти физически здоровыми и жизнерадостными. Например, в процессе занятий с чехлом “Умелые ручки” “Дидактической черепахи” (фото №7,8,9) у детей развиваются:

  • зрительно-моторная координация;

  • мелкая моторика и тактильная чувствительность;

  • навыки самообслуживания.

Не зря игрушки лекотеки называют “Умные”. Ведь они развивают интеллект ребенка, его физические и психические способности! Именно этими качествами обладает игровое тактильное панно “Ежик” (фото№10). Несмотря на свою простоту, панно позволяет решать задачи речевого и сенсорно-перцептивного развития детей, овладения способами зрительного моделирования формы объектов.

Методика общения с детьми при рассматривании “Ежика” и его конструировании основана на использовании метода свободного диалога, доброжелательной поддержки любых продуктивных действий и высказываний каждого ребенка. Эмоциональность восприятия панно значительно повышается при прослушивании музыкальных и литературных произведений.

Приводим пример одного из занятий с панно “Ежик” педагога-психолога Аверьяновой И.Г.

Занятие в лекотеке с использованием игрового тактильного панно “Ежик” и стола с песком

Средняя возрастная группа

Задачи:

  • знакомство с названиями основных частей туловища ежа, формирование умения выделять их по просьбе взрослого, самостоятельно называть;
  • развитие познавательных способностей;
  • обучение способам выбора необходимого количества предметов на основе целостного восприятия;
  • продолжать развитие мелкой моторики (пальцевой захват деталей, их удерживание, совмещение);
  • развитие тактильной чувствительности;
  • развитие речи.

Ход занятия

Дети вместе с педагогом входят в комнату, оформленную декорациями осеннего леса (звучит спокойная мелодия).

Педагог: Представим, что мы в лесу. Какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Педагог: Давайте погуляем по осеннему лесу (дети ходят по ковру из желтых листьев). Что нам напоминает об осени?

Дети: Желтые и красные листья, они начали опадать с деревьев.

Педагог: В лесу живут разные звери, назовите их.

Дети перечисляют…

Педагог: А сейчас догадайтесь, о каком лесном животном идет речь (загадывает загадки):

Лесом катится клубок, у него колючий бок.
Он охотится ночами за жуками и мышами.
Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят.

Недотрога весь в иголках,
Я живу в норе под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери.

Дети отгадывают.

Педагог: Правильно! Скажите, а как еж готовится к зиме?

Дети: Собирает листья, веточки, делая свое жилище.

Педагог предлагает детям представить, что они ежи и изобразить их, имитируя характерные движения и сопровождая звукоподражанием: “пых-пых”, “фыр-фыр”.

Педагог приглашает детей подойти к коврографу – основе для панно “Ежик”

Педагог: Очертания какого животного напоминает форма ковра?

Дети: Ежика.

Педагог предлагает сконструировать ежика на коврографе.

Педагог: Чего нам не хватает?

Дети: Деталей: головы, лапок, башмачков.

Педагог: Я думаю, что они где-то здесь, поищите в комнате, загляните под листики (дети находят детали и подходят к панно).

Педагог: Молодцы!

Педагог просит детей назвать свою деталь и сказать, какая она на ощупь, потом передать другому ребенку.

Дети называют: Сапожки-мягкие, шуршат; бусы из шариков, твердые; бант-мягкий, с разноцветными лентами; мордочка и лапки-гладкие; щеточка колючая и т.д. Дети рассматривают детали и говорят, что это, для чего может понадобиться ежу, что этим можно делать.

Педагог: теперь давайте сделаем ежа.

Каждый ребенок находит место той детали, которую держит в руках, называет ее и прикрепляет (фото №11, 12, 13). При этом дети обмениваются впечатлениями, называют то или иное свойство и качество предмета. В ходе конструирования педагог обращает внимание на расположение деталей (справа, слева, снизу, сверху).

Затем педагог предлагает оценить работу ребят:

Педагог: Посмотрите на нашего ежика, какой он получился?

Дети: Красивый, нарядный, веселый, добрый.

Педагог предлагает детям подойти к столу с песком и нарисовать ежика и предметы, связанные с ним. Дети, фантазируя рисуют ежика; некоторые рядом дорисовывают грибы, листья (фото №14,15,16,17)

Педагог: Молодцы! Думаю, ежику понравился ваш совместный рисунок! Попрощайтесь с ежиком.

Дети: До свидания!