Труд в уголке природы

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Закрепить знания и умения детей по уходу за растениями и птицами уголка природы.
  • Закрепить названия комнатных растений, уметь описывать их внешний вид, особенности строения.
  • Уточнить знания об особенностях ухода и необходимых условиях для жизни попугаев, об их основном корме.
  • Воспитывать любовь и интерес к растениям и птицам, желание за ними ухаживать, создавать благоприятные условия для их существования.
  • Научить выращивать растения из семян.
  • Познакомить с приемом посева семян: делать бороздку и сеять в нее семена, присыпать их землей.
  • Закрепить знания детей об овощных культурах и их семенах.
  • Уточнить знания о необходимых условиях для роста растений.
  • Вызвать желание самим выращивать растения.
  • Развивать трудолюбие, трудовые навыки, чувство ответственности за порученное дело, учить работать аккуратно, доводить начатое дело до конца.
  • Прививать любовь к живому, интерес к литературным произведениям.
  • Развивать положительные эмоции, воображение, желание прийти на помощь.

Словарная работа: семена, бороздка, посевы.

Оборудование и материалы: тазики, лейки с водой, салфетки, кисточки, клеенки, пульверизаторы, палочки, розетки с семенами салата, коробочки с землей, корм для попугаев, кипячёная вода, фартуки, картинки с изображением листьев салата.

Предварительная работа: ежедневные дежурства в уголке природы, наблюдения и уход за комнатными растениями. Рассматривание корней, стеблей, листьев растений. Проведение опытов об изменении внешнего вида растений при недостатке влаги, тепла, света, воздуха. Наблюдение и уход за попугаями в уголке природы. Разучивание пословиц и поговорок о природе и труде. Чтение сказки К.И. Чуковского “Федорино горе”. Рассматривание семян различных растений.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель проводит с детьми пальчиковую гимнастику “Здравствуй!”

Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Мы живем в одном краю
Я вас всех приветствую!
На первые четыре строчки пальцы правой руки “здороваются” с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

На пятую и шестую строчки ладони крепко жмут друг друга.

Раздаётся стук в дверь, появляется бабушка Федора.

Федора: Здравствуйте, ребята, эта старшая группа?

Дети здороваются.

Воспитатель: Проходите, бабушка, гостем будете.
Федора: А вы меня не узнаете?
Дети: Нет.
Федора: Тогда догадайтесь, из какой сказки я пришла.

Федора читает отрывок из сказки К. Чуковского “Федорино горе”.

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла,
Топоры – то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму…

Федора: Ну, что, теперь-то вы меня узнали? Ребята, а пришла я к вам за помощью. Я теперь стала хорошей хозяйкой, содержу в чистоте свою посуду и дом. Мне подарили комнатные растения для уюта и красоты. Но я не знаю, как они называются и как ухаживать за ними. Я смотрю, у вас есть точно такие же. (Показывает на комнатные растения в группе). Ребята, вы расскажите мне о них?

Дети перечисляют все растения, которые есть в уголке природы и рассказывают о них.

Варианты ответов:

  • Это бальзамин, в народе его называют “огонек”. Неприхотливое травянистое растение, с мясистыми, сочными стеблями. Цветет обильно, красными цветами, как будто огоньки горят. Любит частый полив.
  • А это бегония, так как ее листья покрыты белыми пятнышками, её называют пятнистая. У нее прямостоячие стебли, крупные листья. Любит тепло и свет. Поливают регулярно мягкой водой.
  • Это хлорофитум, в народе называется “борода”. Травянистое растение, образует свисающие побеги-усы. Растет на освещенных подоконниках. Не требует обильного полива.
  • Это фиалка, имеет множество листьев, у нее нет стебля, корни находятся у поверхности почвы. Не требует обильного полива, цветет круглый год яркими цветами разного цвета.
  • Сансевьера или щучий хвост – растение пустыни. Имеет длинные, твердые листья, растущие вверх, покрытые зелеными полосками. Любит светлые места, требует редкой поливки

Федора:

- Какие вы молодцы, ребята. А вы можете мне рассказать, как ухаживать за растениями? Как узнать, что растение нужно поливать? (земля сухая на ощупь, светлая, листья вялые).
- Какой водой вы поливаете? (комнатной, которая стоит со вчерашнего дня).
- Для чего нужно рыхлить землю? (чтобы хорошо впитывалась вода, чтобы к корням поступал воздух).
- Чем вы рыхлите землю? (палочками).
- А почему палочками? (чтобы не ранить корни).
- Для чего моют растения? (чтобы очистить от пыли листья, чтобы растения себя хорошо чувствовали, красиво выглядели).
- Как нужно мыть растения? (крупные листья протирают салфетками; растения с мелкими листьями опрыскивают пульверизаторами; с листочков с ворсистой поверхностью пыль смахивают кисточками или щеточками).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы настоящие друзья природы. Давайте представим, что мы растения.

Проводится психогимнастика “Мы – растения”.

Дети с помощью мимики изображают вялое растение, которому не хватает света и влаги, затем изображают растение, за которым хорошо ухаживают, во время поливают, рыхлят землю.

Федора: (обращает внимание на попугаев) Ой, какие у вас красивые птички! (Как они называются? Какие условия нужны для жизни? Чем питаются? Как вы ухаживаете за ними? Как птицы отдыхают?)

Варианты ответов детей:

Эти птицы называются попугаи. Для жизни им нужны тепло, свет, просторная клетка, вода, корм. Питаются в природе семенами растений, трав, а мы кормим их просом, овсом, семечками, даем хлеб, яблоко, морковь. Ухаживая за ними, мы чистим клетку, моем поилку, кормушку, наливаем свежую воду, насыпаем корм. Отдыхают попугаи сидя на жердочке, распушив перья и спрятав голову под крыло, спят в темноте.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте покажем Федоре, как мы ухаживаем за растениями и птицами в нашем уголке природы.

Воспитатель распределяет работу детей, контролирует их деятельность. После окончания работы дети рассказывают, что они делали, затем они убирают свои рабочие места. На столе остаются лейки с водой, палочки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все растения стали чистыми, ухоженными и у попугаев в клетке хорошо убрались. Но сегодня мы еще будем трудиться. Мы посеем семена листьев салата в землю и устроим огород на окне. Будем наблюдать и ухаживать за всходами, а затем они вырастут вот в такое растение (показывает растение на картинке). Листья салата очень вкусные и полезны, в них много витаминов, которые необходимы каждому человеку. Подойдите все к столу, возьмите коробочки с землей, встаньте вокруг столов. Сеять семена мы будем в коробочки с землей. Землю слегка надо примять, затем палочкой прочертить бороздку по середине, глубина бороздки должна соответствовать отметки на палочке. После этого закрыть бороздки землей. Что нужно сделать, чтобы семена проросли? (полить). Как нужно поливать? (осторожно).

Дети демонстрируют объяснения педагога: сажают семена, затем ставят коробочки на поднос.

Воспитатель: Куда мы поставим посевы, чтобы семена лучше росли? (на окно).
Воспитатель: Чтобы они скорее росли, надо закрыть пленкой, а когда семена прорастут, пленку можно снять.
Федора: Молодцы, ребята, много мне вы рассказали и показали, но мне пора уходить. (Прощается, уходит).
Воспитатель: Ребята, вы хорошо потрудились, позаботились о наших питомцах, помыли растения, научились сажать семена салата, за которыми будете ухаживать. Что же теперь можно отдохнуть, как говорят: “Кончил дело - гуляй смело”!

ПОДВИЖНАЯ ИГРА “ДЕНЬ-НОЧЬ”

По сигналу “День” дети бегут врассыпную по группе, подражая движениям мышат, птиц, бабочек; на слово “Ночь!” - замирают. “Сова” медленно летает между ними и ловит того, кто пошевелится.

Воспитатель:

До утра сова искала,
Утром видеть перестала.
Села, старая, на дуб
И глазами луп да луп.
А мышонок вымыл рыльце
Без водицы и без мыльца
И пошёл искать свой дом,
Где остались мать с отцом.

Используемая литература:

  1. Л.Г. Горькова “Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников”.
  2. Журнал “Дошкольное воспитание” №5,2005.
  3. М.Ю.Картушина “Логоритмические занятия в детском саду”.