Цель: обобщение знаний учащихся по обработке швейных изделий через приобретённый опыт изготовления фартука.
Задачи:
- закрепление и систематизация знаний по обработке фартука;
- обобщение информации о профессиях швейного производства;
- формирование проектного и критического мышления, навыков самостоятельной работы с информацией;
- воспитание уважительного отношения к людям различных профессий
- результатам их труда;
- воспитание творческой активности;
- развитие самостоятельности и взаимопомощи.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база: наборы швейных принадлежностей, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал к заданиям.
Дидактическое обеспечение: раздаточный материал к заданиям, карточки индивидуальной работы, разноуровневые тесты; презентация.
Методы обучения: познавательные, игровые, проблемно- поисковые, исследовательские, мозгового штурма.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, фронтальная форма работы, групповая.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учениц |
I. Организационный момент |
||
Предварительная организация класса. Исходная мотивация. Целеполагание. Вводное слово. Объяснение правил игры. |
Приветствие и проверка готовности
обучающихся и кабинета. Сообщение цели урока, разделов “Технологии”, которые будут контролироваться: швейные профессии и изделия; инструменты и приспособления; материаловедение, машиноведение, технология изготовления швейных изделий. Технология включает теоретическую и практическую части. Наши теоретические знания и практические навыки помогут сказочным героям города Фартуково. В каждом доме живут профессионалы- мастера, который и задает вопросы участникам игры. Класс поделен на две команды “Пуговка” и “Иголочка” Отвечает первая поднявшая руку. За правильный ответ – пуговица. Победительница – команда, набравшая большее количество пуговиц. Это будет счастливый случай блеснуть своими знаниями и помочь друзьям. |
Проверяют наличие принадлежностей. Объясняют значение. Слушают учителя.
Слушают учителя.
Слушают учителя, готовятся к фронтальному опросу. За правильный ответ получают “жетон – пуговицу”. |
II. Основная часть. Вопросы и задания. |
||
Тема: “Безопасные приёмы работы” | На столе лежат карточки с профессиями и
краткой характеристикой. Приложение
№1 - Человек, какой профессии отвечает за соблюдение правил техники безопасности? |
Инженер по охране труда: - За правильный ответ получают “жетон – пуговицу”. |
Инженер по охране труда: - Прежде чем приступить к работе, нам необходимо повторить правила техники безопасности. Я буду в роли ученицы, а вы все учителя. Инженер по охране труда: Я хотела взять иголку Выключить утюг спешила, Я сломала вдруг иглу, Если ножницы даешь, Хочешь стать фотомоделью, |
Учащиеся вместе Иголка не игрушечка Утюг нужно выключать Иглы на пол не бросайте, Ученицы (показывая кольца ножниц): Два колечка другу дай. Ученицы (выпрямившись): И хорошую осанку |
|
По ходу урока на магнитной доске заполняем каталог профессий. Приложение №2 | Заполняют каталог профессий. | |
Материаловедение | На столе лежат карточки с профессиями и
краткой характеристикой. Приложение
№1 -Человек, какой профессии работает с тканями? |
Контролёр-бракёр. Товаровед-бракёр. |
Материаловедение | Товаровед - бракёр: Что вы знаете о
тканях? Предлагаю игру “Подбери ответ”
- Пошив швейного изделия обязательно должен включать выбор ткани. В настоящее время на прилавках магазинов появилось множество новых и красивых тканей. Какую же лучше выбрать, чтобы изделие получилось не только красивым, но и отличного качества?
В процессе производства ткани иногда происходит разладка станков или обрыв нитей. Если своевременно не устранять неполадки в оборудовании или невнимательно работать, то на ткани будут появляться дефекты. Их называют ещё – пороки. Приложение №4 |
Игра “Домино”.
Отвечают на вопросы.
Работают с памяткой, выбирают ткань. |
Машиноведение | На столе лежат карточки с профессиями и
краткой характеристикой. Приложение
№1 - Человек, какой профессии отвечает за работу швейных машин? |
Слесарь-ремонтник швейного оборудования. |
Машиноведение | Слесарь-ремонтник швейного
оборудования: - Самое главное – это правильно
заправить машинку. Узнай код. Последовательность заправки машины. |
Работают индивидуально по карточкам. |
Последовательность изготовлен. фартука. Планирование работы. | На столе лежат карточки с профессиями и
краткой характеристикой. Приложение
№1 - Человек, какой профессии отвечает за соблюдением последовательности изготовления фартука? |
Инженер-технолог |
Инженер- технолог: последовательность
обработки игра “Карточки с сюрпризом” Приложение №6 Определение последовательности изготовления изделия. Теперь мы не заблудимся |
Раскладывают фрагменты обработки фартука в нужной последовательности в специальные прозрачные карманы. При правильном выполнении на обратной стороне получится картинка. | |
Конструирование | На столе лежат карточки с профессиями и
краткой характеристикой. Приложение
№1 - Человек, какой профессии занимается конструированием? |
Конструктор. |
Конструирование | Конструктор: Возможно, фартук стал
первым предметом одежды, надевавшимся
специально для работы. Он использовался людьми
самых разных профессий не только для того, чтобы
не пачкаться; в нем носили инструменты, плоды
урожая и прочие нужные вещи. Игра “Лото” Приложение № 7 |
|
Моделирование | На столе лежат карточки с профессиями и
краткой характеристикой. Приложение
№1 - Человек, какой профессии занимается моделированием? |
Художник-модельер. |
Моделирование | Художник-модельер: вам предстоит самим
выступать в роли художника – модельера и
научиться выполнять макеты фартуков из
хлопчатобумажного лоскута подобрать отделку.
Эти знания и умения пригодятся вам в будущем. Памятка “Правила сочетания цветов” Приложение № 8 |
Конкурс “Юный модельер”. На заготовленный шаблон куклы собирают из лоскутков ткани придуманную модель фартука, обращают внимание на сочетание тканей. |
Раскрой | На столе лежат карточки с профессиями и
краткой характеристикой Приложение
№1 - Человек, какой профессии занимается раскроем? |
Раскройщик, закройщик. |
Раскрой | Раскройщик: - Предлагаю игру “Домино” № 9. |
|
Обработка фартука | На столе лежат карточки с профессиями и
краткой характеристикой Приложение
№1 - Человек, какой профессии занимается обработка фартука |
Швея – мотористка. Утюжильщица. |
Обработка фартука | Швея – мотористка: Утюжильщица Игра “Согласен - не согласен” Приложение № 10 |
|
Контроль качества | Отдел технического контроля: после каждого этапа мы контролировали качество обработки и получали оценки и в конце мы проверяем качество обработки всего изделия. Отдел контроля качества допустил всех конкурсантов к следующему конкурсу. | |
Демонстрация фартуков | Конкурс “Чьих рук творенье?” - Как вы думаете, представители каких профессий соберутся вместе на показе? А также представители от магазинов модной одежды, салонов, фабрик по пошиву изделий. Конкурс “Показ изделия”, сшитых своими руками. План ответа: Фартук выполнен из………(какой ткани?) Перечислить из каких деталей состоит изделие. Какая отделка используется? Что трудней всего было шить? Оценить свое изделие (дать рекламу) |
Ответы детей: инженер по охране труда,
контролёр – бракёр тканей, художник-модельер,
художник-конструктор, ткач, технолог швейного
производства, закройщик, портной, швея –
мотористка, вышивальщица, утюжильщица, контролёр
качества обработки, сборщик хлопка, прядильщица,
слесарь- ремонтник швейного оборудования. - Демонстрируют и защищают свое изделие по плану. |
Итог | В конкурсной программе за правильные
ответы вы получили жетоны в виде пуговиц разного
цвета. Подсчитайте у кого больше. Победителю вручаем медаль “Швейная королева”. |
- Считают жетоны у каждой ученицы и у команды. |
Рефлексия | Учащиеся оценивают урок, выполняя
символическую оценку урока: 1 шаг: Взять жетон определенного цвета: Красный – полностью себя проявил,
реализовал; 2 шаг: Сложить жетоны в коробочки с надписями: - Понравилось всё на занятии; Учитывая вашу оценку урока, можно сделать вывод, что в игровой форме мы узнали профессии швейного производства. |
|
В завершении урока “Предсказание
судьбы” по цвету пуговицы: Выберите самую
понравившуюся пуговицу: Красный цвет –
приобретение красивой одежды; |
||
Домашнее задание | Учащиеся должны принести к следующему уроку тетрадь, заполнить дневник здоровья “Суточное потребление продуктов”. | |
Уборка кабинета | Дежурная пара учеников осуществляет уборку кабинета. |
Литература:
- Бердник Т.О. Как стать модельером. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2000.
- Журналы “Играем с Барби”, №8,2006.ЗАО “Эгмонт Россия Лтд.”
- Сборник профессиограмм современных профессий.
- Энциклопедия для детей. Выбор профессии. – М.: Аванта +, 2003.