Цели:
- Выявить особенности ЭГП, природных условий, населения Европейского Севера;
- Развивать практические навыки самостоятельно работать с картами и делать выводы.
Оборудование: переносной компьютерный класс, презентация, физическая и политико-административная карты России, картины природы Карелии, Кольского полуострова, тайги. Коллекция полезных ископаемых: каменный уголь, апатиты, железная руда, медная руда.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Изучение нового материала (показ слайдов)
- Незамерзающий порт России.
- Горы Хибины.
- Беломоро-Балтийский канал.
- Поселения староверов.
- Тайга.
- Ребята, о чем идет речь? (Север России).
- А если точнее, то на севере, какой части России? (Европейской)
- Верно, все это присуще экономическому району,
характеристику которого вы дадите.
- Европейский Север.
- План характеристики района вам известен. Согласно пунктам плана на партах лежат задания, которые необходимо выполнить в течение 7 минут, а затем отчитаться о проделанной работе.
Учащиеся работают в парах за 10 ноутбуками и выполняют следующие задания:
- Состав и ЭГП Европейского Севера.
- Минеральные ресурсы Европейского Севера.
- Природные условия (климат и рельеф) Европейского Севера.
- Заполняют таблицу: отрасли специализации.
- Заполняют таблицу: центры отраслей Европейского Севера.
- Определяют отрасли специализации по статистике.
- Минеральные ресурсы Европейского Севера.
- Характеристика населения Европейского Севера.
- Состав и ЭГП Европейского Севера.
- Характеристика населения Европейского Севера.
- Пока учащиеся работают, возможно, показать
слайд-шоу Европейского Севера.
- Отчет учащихся о проделанной работе с выводами,
заполненными таблицами и контурными картами.
- По ходу отчета остальные учащиеся заполняют
пропуски в бланках.
Вся текущая работа прослеживается на интерактивной доске и отчет каждой группы проецируется на экран.
- Выполняют тест.
1. В состав Европейского Севера входят:
а) Карелия;
б) Коми;
в) Вологодская область;
г) Республика Саха.
2.Европейский Север граничит с:
а) Финляндией;
б) Швецией;
в) Норвегией;
г) Щвейцарией.
3. В каком варианте правильно указаны народы, проживающие на Европейском Севере:
а) карелы, коми;
б) саамы, финны;
в) ненцы, коряки;
г) коми-пермяки, ханты.
4. Крупнейшими морскими портами Северного района являются:
а) Архангельск, Кандалакша;
б) Мурманск, Архангельск;
в) Салехард, Диксон.
5. Медно-никелевая промышленность Европейского Севера ориентируется на:
а) сырье и потребителя;
б) дешевую электроэнергию;
в) сырье и транспортные пути.
6. Установите соответствие между отраслями специализации и их центрами:
1. Ухта | а – лесная, целлюлозно-бумажная |
2. Череповец | б – нефтеперерабатыающая |
3. Мурманск | в – черная металлургия |
4. Архангельск, Новодвинск | г – рыбная |
7. Алюминиевая промышленность Европейского Севера ориентирована на:
а) рудную базу;
б) потребителя;
в) источники дешевой энергии.
8. Найдите соответствие:
1. Новгородская колонизация | а – Беломоро-Балтийский канал |
2. Московская колонизация | б – скиты, монастыри |
3. Труд заключенных | в – поморы |
9. Верно ли, что Воркута это центр Печерского угольного бассейна? (Да, нет)
10. Верно ли, что Череповец это город в Северном районе, центр черной металлургии? (Да, нет)
Ответы:
- а, б, в.
- а, в.
- а.
- б.
- в.
- 1-б.2-в.3-г,4-а.
- в.
- 1-в, 2-б, 3-а.
- Да.
- Да.
Д/з: те, кто получили “3” за тест &47-48, остальные готовят характеристику по картам атласа, по желанию составляют кроссворд по теме: Европейский Север.