Цели урока:
Дидактическая:
- повторить понятия обыкновенной дроби, правильной и неправильной дробей, смешанного числа;
- уметь выполнять сложение , вычитание дробей, сравнение дробей, умножение, деление дробей;
- уметь применять действия с дробями при решении задач
Развивающая:
- развивать культуру общения и культуру математической речи;
- развивать творческие и прикладные стороны мышления;
- развивать интерес к математике.
- развитие познавательного интереса к вычислению рецептов питания.
Воспитательная:
- расширение знаний о растениях Кузбасса
- привития навыков к здоровому образу жизни,
Тип урока: урок закрепления знаний.
Презентация к уроку
Ход урока
I. Организационный момент урока. Настрой на урок в виде физ.паузы "Большое дерево, которое распускается).
II. Подготовительный этап.
Учитель: Мы живем с вами в Кузбассе - индустриальном сердце Сибири. Это край высокоразвитой угледобычи, чёрной и цветной металлургии, теплоэнергетики и ряда других отраслей промышленности. Но вместе с тем - это край, богатый и лесными ресурсами. Более половины территории нашего края, почти 11/20 занято лесами. В лесах Кузбасса преобладают хвойные древесные породы - пихта, кедр, ель, сосна, лиственница, причём пихта занимает около 1/2 общей площади лесов.
Народная мудрость гласит: "Секрет продления жизни заключается в том, чтобы её не укорачивать". Человек живет природой. Ведущая роль в этом принадлежит растениям. Они обеспечивают человека и животных кислородом, пищей, лекарствами, являются основой жизни. Учёные установили, что наша повседневная пища должна обязательно содержать достаточное количество растений. Особенно ценные питательные и лекарственные свойства имеют свежеприготовленные соки из овощей, фруктов и зелени растений. В весенний период люди испытывают недостаток витаминов, восполнить которые можно напитками из трав и плодов. Осень - время сбора и сохранения урожая. Сегодня на уроке мы используем наши знания по математике, чтобы научиться получать то, что могут дать наши растения.
III. Устный опрос:
- Какие дроби ты знаешь?
- Как называется число, записанное под чертой?
- Как называется число, записанное над чертой?
- Что показывает знаменатель?
- Что показывает числитель?
- Как узнать, какая из дробей больше?
- Какую дробь называют правильной?
- Какую дробь называют неправильной?
- Может ли правильная дробь быть > 1?
- Может ли неправильная дробь быть > 1?
- Как называют число, в записи которого есть целая и дробная часть?
На доске написаны дроби:, , 3,, , 5, , 1,
Устная работа идет по данным дробям.
Задание 1. Правила сложения, умножения, деления
Слайды 3 - 5.,
IV. Письменная работа.
Задание 2. Расположить в порядке возрастания и убывания. Слайды 6-7
Задание 3. Определите количество каждого вида цветка в букете, если в каждом букете по 100 цветков. Слайды 7- 8.
V. Сообщения учащихся.
1. Изучение и применение полезных свойств растений Сибири уходит в глубокую древность. Археологические исследования показали, что уже 5000 лет назад на юге Сибири пользовались лекарственными травами. На Руси особенно ценились сибирские травы. Так, воевода Ромодановский имел указ ": собирать зверобой, растущий в Сибири, сушить, размалывать и присылать в Москву по пуду на всякий год".
2. Интерес к лекарственным растениям Кузбасса проявлялся давно - начиная с первой научной экспедиции доктора медицины Д.Г.Мессершмидта, посланного в Сибирь по распоряжению Петра Первого. В 1721 году этот первый исследователь, целью которого был поиск лекарственных трав, совершил путешествие по р. Томи от Томска до Кузнецка. Им были собраны семена, образцы растений, а также сведения о применении 380 видов лекарственной флоры.
3. Аптеки в то время были маленькими научными центрами, в них исследовалось действие лекарственного сырья. Первая такая аптека была в Тобольске. При таких аптеках были свои огороды.
4. Практическая ценность растений в жизни человека огромна. Многие лекарственные растения снабжают его сахаром, белками, жирами, витаминами, кислотами, медом и воском. Они содержат вещества, способствующие улучшению самочувствия человека, усиливающие его сопротивление к неблагоприятным условиям среды.
Задание 4. Лечебный чай. Слайд 9-10
VI. Самостоятельная работа по вариантам.
Учитель: О важности правильного питания говорят многие ученые и врачи. В настоящее время люди едят растительной пищи очень мало. Вам предлагаются для анализа рецепты блюд из местных растений.
Задание 5. Сам.работа по определению массы в супе. Слайд 11-12
Слайд "Приятного аппетита"
Задание 6: Определите массу каждого компонента в рецепте. Слайды 13-15
Физкультминутка. (Проводят учащиеся класса Беневоленский Влад и Хвостова Мария)
Дополнительная устная задача.
Задача (устно) Один въедливый учёный подсчитал, что в 1 г грязи из-под ногтей содержится 38 000 000 микробов, чтобы заболеть достаточно проглотить 1/100 часть. Сколько же это микробов?
- 380 000
- Посмотрите на свои ногти.
Что необходимо делать, чтобы меньше было грязи?
VII. Формирование умений и навыков при решении задач.
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Слайды 14-16
VIII. Подведение итогов урока.
IX. Домашнее задание. Узнайте у бабушек или у родителей, какое блюдо они готовили или могут приготовить из растительного сырья нашего края. Составьте рецепт этого блюда.
Итог урока: /оценки всему классу/
Рефлексия. Мариновская Татьяна читает стихотворение
Литература.
- Дорофеев и др. математика, 5 кл. М.:Мнемозина, 2010 г.
- Г.В.Крылов, Э.В.Степанов. Зеленая аптека Кузбасса. - Кемеровское книжное издательство, 1975 г.