Задачи урока: познакомить учащихся с понятием “речевой этикет”, с правилами приветствия, формировать умение принимать полученные знания в речевой практике, во взаимодействии друг с другом; воспитание любви к родному языку, гордости за свой народ и его культуру, развитие коммуникативной, информационной социальной компетенции, формирование у учащихся целостной картины мира.
Ведущие технологии – игровая технология, технология развивающего обучения, ИКТ.
Деятельность учащихся на уроке: аналитическое чтение, слушание, создание текста, наблюдение, сравнение, обобщение, взаимодействие в ходе беседы, оценивание деятельности одноклассников, решение речевых задач.
Оборудование урока: ноутбук, проектор, экран, слайды, раздаточный материал, волшебные палочки, “волшебные” предметы, магические весы, толковый словарь В. И. Даля.
Вид урока: урок-игра.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
1. Орг. момент, настрой на урок
2. Психологическая подготовка к восприятию нового материала
Учитель предлагает учащихся переносить в Школу магии и чародейства (как правило, пятиклассники с удовольствием принимают это предложение), сообщает, что для этого необходимо закрыть глаза, сосчитать до 10-и и взмахнуть волшебными палочками.
В это время звучит музыка превращений, на экране появляется слайд “Школа магии и чародейства”, на учителе – головной убор магистра.
3. Работа по теме урока
1.Приветствую вас, о юные маги, в нашей школе магии и чародейства. У нас большое горе: на магических весах зло перевесило добро.
В Большой книге заклинаний сказано, что помочь нам могут только приветствия, а какие именно – не сказано. Что ж, юные друзья, попробуйте … обнюхать друг друга, как это делают жители Самоа, приветствуя друг друга (Это вызывает большую радость у пятиклассников). А теперь, как принято в племени Новой Гвинеи при приветствии, подбородком постарайтесь пощекотать друг друга… Ничего не выходит.
2. Беседа.
Нужны особые слова приветствия. Давайте вспомним, какие приветствия на иностранном языке вы знаете. (Учащиеся называют известные им приветствия.)
На слайде появляются приветствия на иностранных языках и их дословный перевод.
Comment ca va (франц.) Как это идёт?
Come sta (итальян.) Как стоишь?
How do you do (англ.) Как ты делаешь?
– Скажите, мои юные маги, выражено ли в этих приветствиях отношение к собеседнику? В книге заклинаний сказано, что есть страна, в которой особые приветствия. Вот её очертания (на слайде появляется карта России)
– Что это за страна?
– Что мои юные маги знают о народе этой страны?
– Какие слова приветствия есть в России и чем они отличаются?
(Они наполнены лаской, добротой, пожеланием здоровья)
3. Лексическая работа со словами “Здравствуйте”, “Добрый (день, вечер и тд.)”, “Приветствую”.
Отдельные учащиеся работают с Толковыми словарями. 4. А теперь, о юные маги, нужно попытаться сформировать правила приветствия.
Кто хочет стать магом высшей категории, пусть попробует сделать это самостоятельно.
Будущие маги I категории получают карточки – подсказки.
Учащиеся формируют правила приветствия, озвучивают их, сопоставляют с образцом, корректируют.
4. Закрепление изученного. Решение речевых задач
А теперь пришла пора решения магических задач. Если они будут решены правильно, чаша добра на магических весах перевесит чашу зла, и все будут спасены.
На карточках, которые получают учащиеся,– речевые задачи. После обдумывания пятиклассники предлагают пути их решения. Каждый, кто успешно справляется с поставленной задачей, кладёт на чашу весов белый камешек “добра”.
После решения всех магических задач чаша добра должна перевесить чашу зла.
– Итак, о чудо! Добро победило зло! И сделали это не магия и чародейство, а доброе русское слово. А книгой заклинаний оказался Толковый словарь, автора которого – В. И. Даля – мы можем назвать настоящим волшебником, потому что всю жизнь он собирал слова, создавая этот труд.
5. Подведение итогов по теме урока
Давайте прочитаем стихотворение В. Солоухина “Поклонившись, мы друг другу сказали”.
Беседа.
– Так отчего же, когда мы произносим слово “Здравствуйте”, “на капельку солнца и счастья прибавилось в мире?”
– А что прибавилось в ваших умах и сердцах?
Надеюсь, мы всегда будем помнить, что слово может творить чудеса.
Финальный слайд – “Доброе слово творит чудеса!”
6. Домашнее задание
Знать правила приветствия,
Творческое задание: придумать сказку “Волшебная сила слова”.