Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега), с причинами течения рек, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, происходящие с объектами;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Учебник “Окружающий мир”, 2 класс (1 часть).
- А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. Баласс, 2010
- Рабочая тетрадь к учебнику “Окружающий мир”, 2 класс
- А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. Баласс, 2010
- Карта Кемеровской области.
- Атлас для школьников. Кемеровская область. Роскартография, 2002.
- Мультимедийная система (проектор + компьютер), презентация.
- Раздаточный материал (схема карты Кемеровской области) (Приложение 1)
Ход урока
.1. Организационный момент.
– Посмотрите, все ль в порядке – книжки, ручки и тетрадки? |
|
2. Постановка проблемы.
Учитель (У): Отгадайте загадку: В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется. Дети (Д): (Река) У: Что такое река? Д: (Много воды, большой ручей) У: Мы смогли дать точный ответ на вопрос: “Что такое река?” Д: (Нет) |
Слайд №2 |
У: Значит, какая тема урока? Д: Что такое река. У: Как вы думаете, какие вопросы изучает эта тема? Д: – Река – это что? – Как образуются реки? – Строение реки? – Значение рек в природе? 3. Открытие новых знаний.У: На какой вопрос надо ответить сначала, чтобы дать определение “Что такое река?” Д: (Как образуются реки?) |
Слайд №3 |
У: Рассмотрите схему (Круговорот
воды в природе) и объясните, как образуются реки? Д: (В облаках ветер переносит воду с моря на сушу. Там она выпадает в виде дождя и снега (осадков.) Капли дождя собираются в ручьи, ручьи в реки. Они вновь несут воду в море.) У: А может вода в реке закончиться? Д: (Нет, потому что круговорот воды происходит постоянно.) |
Слайд №4 |
У: Что образует собравшаяся вода? Д: (Поток воды.) У: Что такое река? Д: (Это поток воды.) У: Сравним свой вывод с мнением ученых. (Учебник, с. 105) Река – это постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. |
Слайд №5, учебник |
Физминутка. Как приятно в речке плавать!
|
Слайд №6, (Все движения показывает учитель) |
У: На какой следующий вопрос будем
отвечать? Д: (Строение реки.) |
Слайд №7 |
У: Рассмотрите схему реки. – Каким цветом обозначена на схеме река? Д: (Голубым.) У: Что вам уже известно о строении реки? Д: (У реки есть два берега – левый и правый.) У: Как определить у реки где правый, а где левый берег?) Д: (Надо встать лицом в ту сторону, куда течет река. Значит справа будет правый берег, а слева – левый берег.) У: А в каком направлении течет река? Д: (Сверху – вниз.) У: Как на схеме определить где начало, а где конец реки? Д: (Начало – узкая ленточка, конец – широкая ленточка.) У: Место, где река берет начало, называется истоком. Место, где река впадает в другой водоем, называется – устьем. – Обратите внимание на схему. Что вы заметили? Д: (К реке присоединились еще ручейки.) У: К реке присоединяются не только ручейки, но и реки, которые называются притоками. У: Как называется приток, который расположен слева (левый приток), а справа (правый приток). – Углубление, по которому течет река, называется русло. |
Слайд №8 (название частей реки появляются на слайде в следующей последовательности по щелчку: Левый берег и правый берег Исток Устье Притоки Русло) |
4. Практическая работа.
У: Какие реки протекают на территории Кемеровской области? Д: (Дети называют названия рек.) У: Какая самая крупная река Кемеровской области? Д: (Томь.) У: Найдите на карте реку Томь. |
Слайд №9 или карта Кемеровской области, атласы |
– Обозначьте части реки Томь. Смотри условные обозначения: река (Р), исток (И), левый приток (ЛП), правый приток (ПЛ), устье (У). Стрелкой укажи направление течения. |
Слайд №10, |
У: Проверка по слайду. | Слайд №11 |
5. Обобщение знаний о значении
рек в природе.
У: На все ли вопросы мы ответили? Д: (Нет.) У: На какой вопрос еще осталось ответить? Д: (Значение рек в природе.) |
Слайд №12 |
Река – местообитание водных жителей. Река – источник пресной воды. Река – путь транспортировки грузов. Река – изменяет поверхность земли. |
Слайд №13 (просмотр после всех высказываний) |
6. Итог урока.
Какие открытия мы сделали на уроке? |
Слайд №14 |
7. Домашнее задание.
Составить памятку об охране водных ресурсов Рабочая тетрадь, страница 33-34, задание 1,2,6 |
Слайд №15 |
Литература
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир, 2 класс. Наша планета Земля. Учебник в 2 частях, – М.: Баласс, 2010.
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир, 2 класс. Рабочая тетрадь. Наша планета Земля. – М.: Баласс, 2010.
- Атлас для школьников. Кемеровская область, Роскартография, 2002.