Форма урока: урок-сказка.
Тип урока: закрепление ранее изученного материала.
Цели урока:
Обучающие: Закрепление вычислительных умений и навыков сложения и вычитания в пределах 100;совершенствовать умение производить замену сложения умножением (и наоборот); совершенствовать умение решать текстовые математические задачи.
Развивающие: Развивать логическое мышление и другие психические процессы, способствовать развитию навыков самостоятельной деятельности.
Воспитывающие: Способствовать воспитанию аккуратности, заботливого отношения к птицам.
Оборудование: Магнитная доска (с рисунком фона сказки), сказочные животные на магните, конверты с задачами для каждого ученика, примеры для самостоятельной работы, карточки с домашним заданием.
Ход урока
1. Оргмомент.
– Здравствуйте, меня зовут Татьяна Степановна. Я сегодня проведу у вас урок математики. Давайте настроимся на работу. Повторяйте за мной:
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
– Откройте тетради, запишите дату и “Классная работа”.
2. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы отправимся с вами в сказку. Путешествуя вместе с героями, вы покажете, как усвоили сложение и вычитание в пределах 100,как умеете составлять и решать задачи, логически мыслить. Поэтому я прошу вас, ребята, быть внимательными и активно мне помогать. А ваша помощь – это ваше участие в уроке. Кому ещё понадобится ваша помощь, вы сейчас угадаете сами.
Круглый, румяный
В печке печён
На окошке стужён…(Колобок).
– Правильно!
3. Устный счёт.
– Жили-были дедушка и бабушка, (на доску), решили они испечь Колобок. Замесила бабка тесто, слепила Колобок (на доску) и поставила его в печь. Колобок получился румяный. И вдруг заговорил он человеческим голосом: “Дедушка, бабушка, отпустите меня, я Колобок необыкновенный, математический, умею решать примеры и задачи”.
Удивились дед с бабкой и решили проверить. Предложили Колобку выполнить следующие задания. Поможем Колобку, ребята?
На доске:
Фронтальная работа
55+20; 43+21; 76+13; 33+66; 36+40; 64+26; 32+56; 75+12; 47+15.
Задачи в стихах:
Кормушки повесили дети для птиц.
Туда прилетели 10 синиц,
11 ворон, 8 снегирей,
Сорока-воровка и с ней воробей.
Кто же нам здесь побыстрее ответит,
Сколько же птичек увидели дети?(31)
– А вы помогаете птицам зимой? Как?
– А весной?
Ответы детей
Замени сложение умножением
2+2+2+2=2*4
4+4+4=4*3
5+5=5*2
Замени умножение сложением
2*3=2+2+2
4*2=4+4
– Как можно по-другому назвать сложение одинаковых слагаемых? (Умножение)
– Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданием деда и бабки.
– Подумали старики и отпустили Колобок. Пускай погуляет по белу свету. Попрощался Колобок и покатился по тропинке.
Тут навстречу ему Заяц, с конвертом в лапках. (На доску)
– Я тебя съем! – говорит Заяц.
– Не ешь меня, – говорит Колобок, я тебе пригожусь. Ведь я необыкновенный Колобок, а математический. Заяц решил проверить и достал задание из конверта.
4. Закрепление ранее изученного материала.
– Ребята, и я вам предлагаю достать задание из конверта, который лежит у каждого на парте, и решить вместе с Колобком.
Задача.
Белочка собрала на зиму 25 грибов, а бельчата 15 грибов. Из всех собранных грибов 3 оказались несъедобными. Сколько съедобных грибов оказалось в корзине? Реши задачу разными способами.
– Прочитайте задачу про себя.
1 ученик будет решать у доски, а остальные в тетрадях..
– Ещё раз прочитаем задачу.
– О чём она?
– Сколько собрала белочка?(25 грибов)
– Сколько собрали бельчата?(15 грибов)
– Что в задаче означает число “3”?(несъедобные грибы)
– Как предлагаешь решать задачу?
1сп.25+15=40(г)-всего
40-3=37(г)
2 сп. Давайте представим, что несъедобные грибы оказались только у белочки, тогда каким будет решение?
25-3=22(г)
25+12=37(г)
3 сп. Каким ещё способом можно решить?
15-3=12(г)25+12=37(г)
– Может кто-то записал выражением?
(25+15)-3=37(г)
Запишем решение и ответ
Устали Колобок с Зайчиком и решили отдохнуть
Физминутка.
Скок-поскок, скок-поскок.
Зайка прыгнул на пенёк.
Зайцу холодно сидеть
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись.
Лапки ставим на бочок
Скок-скок-скок.
Вдоволь напрыгались сказочные герои, по-дружески распрощались, и отправился Колобок дальше. Катится он по тропинке, а навстречу ему Волк. Идёт Волк и плачет.
– Что с тобой приключилось, Серенький?
– Да вот, не могу составить задачку по схеме.
– Это дело поправимое, мы с ребятами тебе поможем.
Схемы на доске.
Бабушка-65 лет
на ? >
Дедушка-69 лет
Бабушка-65 лет
Дедушка – ?, на 4 года >
Дети составляют задачи.
– Спасибо за помощь, ребята!
Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Медведь.
– Я тебя съем, – говорит Медведь.
– Не ешь меня, – отвечает Колобок, я могу быть тебе полезен.
– Ну, тогда помоги решить уравнение.
14+х=69
1 ученик у доски.
– Ой спасибо тебе, Колобок. И вы, ребята, молодцы!
Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Лиса.
– Слыхала я, что не простой ты Колобок, а математический, что какие бы тебе не давали задания, ты всё выполняешь! Но моё задание ты выполнить не сможешь и я тебя съем!
– А если я с заданием не справлюсь, мне ребята помогут.
Решение примеров столбиком. Карточка. Проверка, лист контроля на доске
54+23=77, 65-45=20, 14+55=69, 81+17=98, 76-64=12, 34+34=68.
Поняла Лиса, что съесть Колобка не удастся, вильнула хвостиком и убежала.
А Колобок благодарит вас, ребята, за помощь.
5. Домашнее задание.
Дополнить условие задачи данными и записать решение в тетрадь. Задачи у каждого ученика.
Витя читал сказки. В первый день он прчитал_______страниц, а во второй – на _____страниц больше. Сколько всего страниц прочитал Витя за 2 дня?
6. Рефлексия.
– Задание какого сказочного героя вам понравилось больше всего?
Какое показалось трудным?
Что повторили в ходе урока?