Класс: 5 класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок-игра.
Цели и задачи:
- образовательные: выявить уровень овладения материалом
- развивающие: развивать умение классифицировать, сопоставлять, выявлять закономерности приспособлений организма с его средой обитания, развивать познавательный интерес к предмету
- воспитательные: воспитать общую культуру,
Учебно-методическое обеспечение: Плешаков А.А., Сонин Н.И. "Природоведение" - М, Дрофа, 2007г. Учебник для 5 класс.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска Smart Boart, микроскоп, карточки для жеребьевки 4-х цветов.
Продолжительность занятия: 45 минут
Медиапродукт:
1. среда: программа для создания слайдовой презентации SMART Notebook
2. вид: авторская презентация учебного материала в программе SMART Notebook (27 слайдов)
3. Содержание слайдов:
- Тема урока
- Рубрики
- Строение микроскопа
- Правила работы с микроскопом
- Строение клетки
- Виды клеток
- Особенности растительной клетки
- Царства живой природы
- Кто лишний?
- Кто лишний
- Разнообразие растений
- Разнообразие животных
- Водная среда обитания
- Почвенная среда обитания
- ПРИЗ.
- Кто лишний?
- Среды обитания
- Узнай по описанию
- Узнай по описанию
- Узнай по описанию
- Узнай по описанию
- Жизнь на разных материках.
- Природные зоны.
- Определение природной зоны по описанию.
- Животные тайги
- Растения тайги.
- Зависимость распределения природных зон.
Целесообразность использования медиапродукта:
- развитие наглядно-образного мышления
- интенсификация учебного процесса
- повышение эффективности усвоения учебного материала
План занятия
№ | Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1. | Оргмомент | Объяснение задач урока, деление на команды. | Внимательно слушают. Затем вытягивают карточку. Делятся в зависимости от цвета карточки на 4 команды. | 2 мин. |
2. | Обобщение и систематизация знаний по теме "Жизнь на Земле" | Организация работы учащихся,
представление рубрик: "Клетка" "Разнообразие живого" "Среда обитания" "Жизнь на разных материках" "Природные зоны" |
Выбирают задания различной сложности
(от 10 до 50 баллов). Верно выполненное задание учащиеся выделяют маркером цвета своей команды на слайде №2. (Таким образом, видно количество заработанных баллов и невыполненные задания) |
40 мин. |
3. | Рефлексия | Организация самостоятельного оценивания учащимися своей работы | Самостоятельное оценивание | 2 мин. |
4. | Подведение итогов | Беседа с учащимися | Делают вывод | 1 мин. |
Ход урока
"Своя игра" по теме "Жизнь на Земле".
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Постановка цели. Класс делится на 4 команды. Объяснение условий игры.
Ход игры
Задания рубрики "Клетка"
(Правильные ответы скрыты под затемнением на слайдах)
10 баллов - Строение микроскопа (Слайд №3)
Задание: Назовите части микроскопа и соотнесите их с рисунком. (Работа на интерактивной доске одного учащегося)
20 баллов - Правила работы с микроскопом (слайд №4)
Задание: Найдите ошибки в тексте и продемонстрируйте правила работы с микроскопом. (Работа с микроскопом одного из учащихся)
"Правила работы с микроскопом
1. Поставьте микроскоп штативом к себе на самый край стола.
2. В отверстие предметного столика, используя зеркало, направьте лучи света.
3. Закрепите предметное стекло зажимами.
4. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус, чтобы нижний край объектива оказался на 1-2 см от микропрепарата.
5. Глядя в объектив, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение"
30 баллов - Строение клетки (Слайд №5)
Задание: На доске изображена схема строения клетки, которую необходимо заполнить предложенными терминами: клетка, ядро, цитоплазма, митохондрии, хлоропласты, лизосомы, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, клеточная мембрана. (Один из учащихся работает на доске)
40 баллов - Виды клеток. (Слайд №6)
Задание: Соотнести рисунок клетки с ее названием и ответить, что между ними общего и чем они отличаются. Даны рисунки клеток крови, костной ткани, половые, нервной клетки. (Ответ: Клетки отличаются по форме, размерам, функциям, но все они имеют одинаковые составные части: наружную мембрану, ядро, цитоплазму)
50 баллов - Особенности растительной клетки. (Слайд №7)
Задание: Назовите отличительные особенности растительной клетки. (Ответ: Растительная клетка имеет клеточную оболочку, хлоропласты, вакуоли)
Задания рубрики "Разнообразие живого": (правильные ответы скрыты под затемнением)
10 баллов - Царства живой природы. (Слайд №8)
Задание: На слайде схема "Царства живой природы". Из предложенных слов: Беспозвоночные, Растения, Цветковые, Бактерии, Позвоночные, Грибы, Лишайники, Животные выберите названия царств и заполните схему на интерактивной доске. (Ответ: Растения, Бактерии, Грибы, Животные)
20 баллов - Кто лишний? (Слайд № 9)
Задание: Назовите лишний организм в ряду рисунков и объясните свой выбор. Даны названия растений: Папоротник, Трутовик, Одуванчик, Актиния. (Ответ: Актиния - животное)
30 баллов - Кто лишний? (Слайд №10 )
Задание: Назовите лишний организм в ряду рисунков и объясните свой выбор.
Даны названия животных: Осьминог, Жираф, Лягушка, Обезьяна. (Ответ: Осьминог- беспозвоночное животное)
40 баллов - Разнообразие растений. (Слайд №11)
Задание: Составьте схему классификации растений из слов, приведенных на интерактивной доске: Цветковые, Сосна, Лиственница, растения, Ландыш, Яблоня, Голосеменные. (На доске работает один ученик)
50 баллов - Разнообразие животных (Слайд №12)
Задание: Составьте схему классификации животных из слов, приведенных ниже: Позвоночные, Беспозвоночные, Рыбы, Земноводные, Моллюски, Жаба, Карась, Кальмар.
Задания рубрики "Среда обитания"
10 баллов - Водная среда обитания (Слайд №13)
Задание: Рассмотрите рисунки животных на слайде и выберите, какие из них обитают в воде. Какие приспособления для этого у них выработались. (Ответ: Акула, тюлень, лягушка, так как у них обтекаемая форма тела, приспособления для плавания: плавники, ласты, перепонки.)
20 баллов - Почвенная среда обитания. (Слайд №14)
Задание: Даны рисунки животных: медуза, морж, червь, крот, бабочка. Какие из этих организмов обитают в почве. Какие приспособления для этого у них выработались? (Ответ: крот, червь. У них обтекаемая форма тела, приспособления для снижения трения: наличие слизи у червя, короткая шерсть и мощные конечности для рытья нор у крота.)
30 баллов - ПРИЗ (Слайд №15)
40 баллов - Кто лишний? (Слайд №16)
Задание: Назовите лишний организм в ряду рисунков и объясните свой выбор. Медуза, морж, змея, жук-плавунец, лягушка. (Ответ: змея обитает в наземно-воздушной среде)
50 баллов - Среды обитания (Слайд №17)
Задание: Соотнесите условия жизни организмов с водной, почвенной или наземно-воздушной средой обитания.
А - достаточность кислорода, недостаток влаги, достаток света, значительные колебания температур.
Б - недостаток кислорода, избыток углекислого газа, незначительные колебания температур
В - недостаток света, избыток влаги, недостаток кислорода
Задания рубрики "Жизнь на разных материках"
10 баллов - Узнай по описанию. (Слайд №18)
Задание: Гигантское хвойное растение, высота которого составляет 100м и более. Его шишки размером с дыню. (Ответ: Секвойя)
20 баллов - Узнай по описанию (Слайд № 19)
Задание: Животное относится к числу самых редких, живет в Китае, питается молодыми побегами бамбука. (Ответ: Панда)
30 баллов - Узнай по описанию (Слайд №20)
Задание: Деревья и кустарники, обитающие в Австралии и способные в сильный зной поворачивать листья боком к палящим солнечным лучам. (Ответ: Эвкалипт)
40 баллов - Узнай по описанию (Слайд №21)
Задание: Самое холодостойкое хвойное дерево, растущее в Сибири. Ее древесина при попадании в воду становится только прочнее. (Ответ: Лиственница)
50 баллов - Кто откуда родом? (Слайд № 22)
Задание: На доске даны контуры материков в неправильном порядке. Необходимо восстановить карту материков и соотнесите растение или животное с материком, на котором оно обитает. (Пробковый дуб - Африка, шоколадное дерево - Южная Америка, рис -Евразия, бутылочное дерево - Австралия, утконос - Австралия, пингвин - Антарктида, скунс - Северная Америка, лев - Африка)
Задания рубрики "Природные зоны"
10 баллов - Природные зоны. (Слайд №23)
Задание: На интерактивной доске хаотично перечислены природные зоны. Ученик восстанавливает правильный порядок.
(ответ: тундра, тайга, широколиственные леса, травянистые равнины, пустыня, влажный тропический лес)
20 баллов - Определение природной зоны по описанию.(Слайд №24)
А - много тепла и влаги. (Ответ: влажный тропический лес)
Б - много тепла, почти нет влаги (ответ: пустыня)
В - много тепла, но влаги для лесов недостаточно (Ответ: степи и саванны)
Г - мало тепла, вечная мерзлота (ответ: тундра)
30 баллов - Животные тайги (Слайд №25)
Задание: Выберите, какие животные характерны для природного сообщества тайги.
На слайде показаны глухарь, лось, соболя, белка, змея, зебра, жираф. (Ответ: глухарь, лось, соболя, белка)
40 баллов - Растения тайги. (Слайд №26)
Задание: Выберите, какие растения характерны для природного сообщества тайги.
Дуб, береза, осина, верблюжья колючка, орхидея, сосна.
50 баллов - От чего зависит распространение природных зон на Земле? (Слайд № 27)
(Ответ: Распространение природных зон зависит от количества света и влаги, то есть от климата)
Подведение итогов. Выявление победителей. Выставление оценок.
Список литературы.
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. "Природоведение" - М, Дрофа, 2007 г. Учебник для 5 класса
- Плешаков А.А. Дидактические карточки-задачи. - М, Дрофа, 2007 г.
- Файлы из коллекции SMART Notebook
Интернетресурсы.
- http://ru.wikipedia.org
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%8C
- http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&ed=1&text=%D0%BA%D0%BB%
D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%
D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F&p=0
&img_url=www.testent.ru%2Fbiology%2Fkletka.jpg - http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&ed=1&text=%D0%B1%D0%B5%D0%
BB%D1%8B%D0%B9%20%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1&p=45
&img_url=img-fotki.yandex.ru%2Fget%2F37%2Fblinow-aw.5%2F0_1a3b1_34117003_XL