Обобщающий урок по теме "Жизнь на Земле". 5-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Класс: 5 класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-игра.

Цели и задачи:

  • образовательные: выявить уровень овладения материалом
  • развивающие: развивать умение классифицировать, сопоставлять, выявлять закономерности приспособлений организма с его средой обитания, развивать познавательный интерес к предмету
  • воспитательные: воспитать общую культуру,

Учебно-методическое обеспечение: Плешаков А.А., Сонин Н.И. "Природоведение" - М, Дрофа, 2007г. Учебник для 5 класс.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска Smart Boart, микроскоп, карточки для жеребьевки 4-х цветов.

Продолжительность занятия: 45 минут

Медиапродукт:

1. среда: программа для создания слайдовой презентации SMART Notebook

2. вид: авторская презентация учебного материала в программе SMART Notebook (27 слайдов)

3. Содержание слайдов:

  1. Тема урока
  2. Рубрики
  3. Строение микроскопа
  4. Правила работы с микроскопом
  5. Строение клетки
  6. Виды клеток
  7. Особенности растительной клетки
  8. Царства живой природы
  9. Кто лишний?
  10. Кто лишний
  11. Разнообразие растений
  12. Разнообразие животных
  13. Водная среда обитания
  14. Почвенная среда обитания
  15. ПРИЗ.
  16. Кто лишний?
  17. Среды обитания
  18. Узнай по описанию
  19. Узнай по описанию
  20. Узнай по описанию
  21. Узнай по описанию
  22. Жизнь на разных материках.
  23. Природные зоны.
  24. Определение природной зоны по описанию.
  25. Животные тайги
  26. Растения тайги.
  27. Зависимость распределения природных зон.

Целесообразность использования медиапродукта:

  • развитие наглядно-образного мышления
  • интенсификация учебного процесса
  • повышение эффективности усвоения учебного материала

План занятия

Структурные элементы Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1. Оргмомент Объяснение задач урока, деление на команды. Внимательно слушают. Затем вытягивают карточку. Делятся в зависимости от цвета карточки на 4 команды. 2 мин.
2. Обобщение и систематизация знаний по теме "Жизнь на Земле" Организация работы учащихся, представление рубрик:

"Клетка"

"Разнообразие живого"

"Среда обитания"

"Жизнь на разных материках"

"Природные зоны"

Выбирают задания различной сложности (от 10 до 50 баллов).

Верно выполненное задание учащиеся выделяют маркером цвета своей команды на слайде №2. (Таким образом, видно количество заработанных баллов и невыполненные задания)

40 мин.
3. Рефлексия Организация самостоятельного оценивания учащимися своей работы Самостоятельное оценивание 2 мин.
4. Подведение итогов Беседа с учащимися Делают вывод 1 мин.

Ход урока

"Своя игра" по теме "Жизнь на Земле".

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Постановка цели. Класс делится на 4 команды. Объяснение условий игры.

Ход игры

Задания рубрики "Клетка"

(Правильные ответы скрыты под затемнением на слайдах)

10 баллов - Строение микроскопа (Слайд №3)

Задание: Назовите части микроскопа и соотнесите их с рисунком. (Работа на интерактивной доске одного учащегося)

20 баллов - Правила работы с микроскопом (слайд №4)

Задание: Найдите ошибки в тексте и продемонстрируйте правила работы с микроскопом. (Работа с микроскопом одного из учащихся)

"Правила работы с микроскопом

1. Поставьте микроскоп штативом к себе на самый край стола.

2. В отверстие предметного столика, используя зеркало, направьте лучи света.

3. Закрепите предметное стекло зажимами.

4. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус, чтобы нижний край объектива оказался на 1-2 см от микропрепарата.

5. Глядя в объектив, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение"

30 баллов - Строение клетки (Слайд №5)

Задание: На доске изображена схема строения клетки, которую необходимо заполнить предложенными терминами: клетка, ядро, цитоплазма, митохондрии, хлоропласты, лизосомы, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, клеточная мембрана. (Один из учащихся работает на доске)

40 баллов - Виды клеток. (Слайд №6)

Задание: Соотнести рисунок клетки с ее названием и ответить, что между ними общего и чем они отличаются. Даны рисунки клеток крови, костной ткани, половые, нервной клетки. (Ответ: Клетки отличаются по форме, размерам, функциям, но все они имеют одинаковые составные части: наружную мембрану, ядро, цитоплазму)

50 баллов - Особенности растительной клетки. (Слайд №7)

Задание: Назовите отличительные особенности растительной клетки. (Ответ: Растительная клетка имеет клеточную оболочку, хлоропласты, вакуоли)

Задания рубрики "Разнообразие живого": (правильные ответы скрыты под затемнением)

10 баллов - Царства живой природы. (Слайд №8)

Задание: На слайде схема "Царства живой природы". Из предложенных слов: Беспозвоночные, Растения, Цветковые, Бактерии, Позвоночные, Грибы, Лишайники, Животные выберите названия царств и заполните схему на интерактивной доске. (Ответ: Растения, Бактерии, Грибы, Животные)

20 баллов - Кто лишний? (Слайд № 9)

Задание: Назовите лишний организм в ряду рисунков и объясните свой выбор. Даны названия растений: Папоротник, Трутовик, Одуванчик, Актиния. (Ответ: Актиния - животное)

30 баллов - Кто лишний? (Слайд №10 )

Задание: Назовите лишний организм в ряду рисунков и объясните свой выбор.

Даны названия животных: Осьминог, Жираф, Лягушка, Обезьяна. (Ответ: Осьминог- беспозвоночное животное)

40 баллов - Разнообразие растений. (Слайд №11)

Задание: Составьте схему классификации растений из слов, приведенных на интерактивной доске: Цветковые, Сосна, Лиственница, растения, Ландыш, Яблоня, Голосеменные. (На доске работает один ученик)

50 баллов - Разнообразие животных (Слайд №12)

Задание: Составьте схему классификации животных из слов, приведенных ниже: Позвоночные, Беспозвоночные, Рыбы, Земноводные, Моллюски, Жаба, Карась, Кальмар.

Задания рубрики "Среда обитания"

10 баллов - Водная среда обитания (Слайд №13)

Задание: Рассмотрите рисунки животных на слайде и выберите, какие из них обитают в воде. Какие приспособления для этого у них выработались. (Ответ: Акула, тюлень, лягушка, так как у них обтекаемая форма тела, приспособления для плавания: плавники, ласты, перепонки.)

20 баллов - Почвенная среда обитания. (Слайд №14)

Задание: Даны рисунки животных: медуза, морж, червь, крот, бабочка. Какие из этих организмов обитают в почве. Какие приспособления для этого у них выработались? (Ответ: крот, червь. У них обтекаемая форма тела, приспособления для снижения трения: наличие слизи у червя, короткая шерсть и мощные конечности для рытья нор у крота.)

30 баллов - ПРИЗ (Слайд №15)

40 баллов - Кто лишний? (Слайд №16)

Задание: Назовите лишний организм в ряду рисунков и объясните свой выбор. Медуза, морж, змея, жук-плавунец, лягушка. (Ответ: змея обитает в наземно-воздушной среде)

50 баллов - Среды обитания (Слайд №17)

Задание: Соотнесите условия жизни организмов с водной, почвенной или наземно-воздушной средой обитания.

А - достаточность кислорода, недостаток влаги, достаток света, значительные колебания температур.

Б - недостаток кислорода, избыток углекислого газа, незначительные колебания температур

В - недостаток света, избыток влаги, недостаток кислорода

Задания рубрики "Жизнь на разных материках"

10 баллов - Узнай по описанию. (Слайд №18)

Задание: Гигантское хвойное растение, высота которого составляет 100м и более. Его шишки размером с дыню. (Ответ: Секвойя)

20 баллов - Узнай по описанию (Слайд № 19)

Задание: Животное относится к числу самых редких, живет в Китае, питается молодыми побегами бамбука. (Ответ: Панда)

30 баллов - Узнай по описанию (Слайд №20)

Задание: Деревья и кустарники, обитающие в Австралии и способные в сильный зной поворачивать листья боком к палящим солнечным лучам. (Ответ: Эвкалипт)

40 баллов - Узнай по описанию (Слайд №21)

Задание: Самое холодостойкое хвойное дерево, растущее в Сибири. Ее древесина при попадании в воду становится только прочнее. (Ответ: Лиственница)

50 баллов - Кто откуда родом? (Слайд № 22)

Задание: На доске даны контуры материков в неправильном порядке. Необходимо восстановить карту материков и соотнесите растение или животное с материком, на котором оно обитает. (Пробковый дуб - Африка, шоколадное дерево - Южная Америка, рис -Евразия, бутылочное дерево - Австралия, утконос - Австралия, пингвин - Антарктида, скунс - Северная Америка, лев - Африка)

Задания рубрики "Природные зоны"

10 баллов - Природные зоны. (Слайд №23)

Задание: На интерактивной доске хаотично перечислены природные зоны. Ученик восстанавливает правильный порядок.

(ответ: тундра, тайга, широколиственные леса, травянистые равнины, пустыня, влажный тропический лес)

20 баллов - Определение природной зоны по описанию.(Слайд №24)

А - много тепла и влаги. (Ответ: влажный тропический лес)

Б - много тепла, почти нет влаги (ответ: пустыня)

В - много тепла, но влаги для лесов недостаточно (Ответ: степи и саванны)

Г - мало тепла, вечная мерзлота (ответ: тундра)

30 баллов - Животные тайги (Слайд №25)

Задание: Выберите, какие животные характерны для природного сообщества тайги.

На слайде показаны глухарь, лось, соболя, белка, змея, зебра, жираф. (Ответ: глухарь, лось, соболя, белка)

40 баллов - Растения тайги. (Слайд №26)

Задание: Выберите, какие растения характерны для природного сообщества тайги.

Дуб, береза, осина, верблюжья колючка, орхидея, сосна.

50 баллов - От чего зависит распространение природных зон на Земле? (Слайд № 27)

(Ответ: Распространение природных зон зависит от количества света и влаги, то есть от климата)

Подведение итогов. Выявление победителей. Выставление оценок.

Список литературы.

  1. Плешаков А.А., Сонин Н.И. "Природоведение" - М, Дрофа, 2007 г. Учебник для 5 класса
  2. Плешаков А.А. Дидактические карточки-задачи. - М, Дрофа, 2007 г.
  3. Файлы из коллекции SMART Notebook

Интернетресурсы.

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%8C
  3. http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&ed=1&text=%D0%BA%D0%BB%
    D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%
    D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F&p=0
    &img_url=www.testent.ru%2Fbiology%2Fkletka.jpg
  4. http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&ed=1&text=%D0%B1%D0%B5%D0%
    BB%D1%8B%D0%B9%20%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1&p=45
    &img_url=img-fotki.yandex.ru%2Fget%2F37%2Fblinow-aw.5%2F0_1a3b1_34117003_XL