Тип урока: Урок-беседа
Форма урока: изучения новой темы
Цель урока:
- Уяснить причины перехода от политики “военного коммунизма” к новой экономической политике;
- Рассмотреть основные модели нэповской организации общества;
- Провести сравнительный анализ политики “военного коммунизма” с новой экономической политикой.
- Сформировать представления об основных направлениях, итогах и противоречиях нэп;
- Способствовать развитию аналитического мышления, умений самостоятельной работы с учебным текстом, навыков составления сравнительной таблицы.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм”.
- Изучение нового материала.
- Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа.
- Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности).
- Результат НЭПа.
- Закрепление материала.
- Сообщение домашнего задания. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Продолжительность занятия (время реализации): 45минут
Авторский медиапродукт, технологический сценарий:
Среда POWERPOINT и SMART Board
Вид медиапродукта: наглядная презентация POWER POINT учебного материала (18 слайдов) и рабочая презентация SMART Board (5 слайдов)
Учебно-методическое обеспечение:
- Загладин, Н.В., Козленко,С.И., Минаков,С.Т., Петров, Ю.А. История России (ХХ-начало ХХI века). Учебник для 11 класса. М.”Русское слово“ 2008 год.
- А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, Л.В. Жукова Поурочные разработки к учебнику “история России в ХХ веке” для 11 класса. М., “Просвещение” 2004 г.
Необходимое оборудование и материалы для занятия Компьютер для учителя, проектор, экран, интерактивная доска, авторские медиапродукы, учебник, раздаточный материал для обучающихся (приложение № 1 -2).
Карта урока
Комментарий хода урока | Время (мин) | № слайдов | Развитие личностных качеств и психических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | |||
I. Организационный момент | 2 минут | Слайд №1 | Внимание | ученики записывают тему урока в тетрадях, открывают учебники. |
II. Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм” | 5 минут | Слайд № 2 Презентация SMART Board Слайд № 1 |
Внимание, речь, память, мышление | Один ученик выходит к доске, остальные ученики класса называют черты “военного коммунизма”, которые записываются в таблицу на интерактивной доске. |
III Изучение нового материала | 30 минут | Презентация POWERPOINT Слайды 3-17 | Внимание, речь, память, мышление | Ученики работают в группах с раздаточным материалом, интерактивной доской. |
3.1. Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа. | 10 минут | Презентация POWERPOINT Слайд 4-9 | Внимание, речь, память, мышление | Ученики работают в трёх группах с раздаточным материалом (Приложение № 1), после окончания работы делают сообщение перед классом по одному докладчику от группы. Учитель корректирует ответы учеников. Во время доклада остальные ученики заполняют Рабочий лист (Приложение № 2). |
3.2. Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности). | 10минут | Презентация POWERPOINT Слайд 10-13 | Внимание, речь, память, мышление | Ученики работают в трёх группах с раздаточным материалом (Приложение № 1, заполняют рабочий лист (Приложение № 2). Записываю понятие продналог в тетрадь. |
3.3. Результат НЭПа. | 10 минут | SMART Board Слайд № 2-3 | Внимание, речь, память, мышление | Ученики работают с раздаточным материалом (Приложение № 1) и учебником. Заполняют таблицу. Работают с интерактивной доской. |
IV. Закрепление нового материала | 5 минут | SMART Board Слайд № 4 | Внимание, речь, память, мышление | Ученики отвечают на вопросы, заполняют таблицу. Работают с интерактивной доской. После выполнения задания ответы проверяются. |
V. Сообщение домашнего задания Подведение итогов урока. |
2 мин | Презентация POWERPOINT Слайды 18 | Внимание, память, ясная речь, организованность |
Ученики записывают домашнее задание |
VI. Рефлексия | 1 мин. | SMART Board Слайд № 5 | Внимание, память, мышление. | Ученики работают с интерактивной доской. |
Ход урока
Организационный момент ученики рассаживаются по группам (всего три группы), на столах разложен раздаточный материал (Приложение 1 и Приложение 2). Учитель входит в класс приветствует учеников. На доске появляется тема урока (Слайд № 1) – 2 минуты.
Ученики: записывают тему урока в рабочую тетрадь.
Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм”. (5 минут)
Учитель предлагает ученикам посмотреть на иллюстрации (Слайда № 2) и определить к какому историческому событию относятся иллюстрации.
Ученики: Отвечают “Военный коммунизм”, сбор продразвёрстки.
Учитель предлагает вспомнить характерные черты “Военного коммунизма”. Работа с интерактивной доской (Приложение № 3) Слайд № 1. Один ученик выходит к доске, остальные ученики класса называют черты “военного коммунизма”, которые записываются в таблицу. После окончания работы, учитель предлагает проверить правильность ответа, открывается вторая часть таблицы на доске с правильным ответом.
Изучение нового материала (30 минут)
Учитель: Объявляет цель урока. (Слайд № 3)
Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа.
Учитель: В 1921 году СССР оказался в тяжелой экономической, политической и социальной ситуации. Заканчивалась, братоубийственна гражданская война, из-за продразвёрстки крестьяне сокращали посевные площади, города не дополучали продовольствия, народ из города перебирался в деревни. (Слайд № 4)
Учитель предлагает ученикам встать на место руководящих органов страны, проанализировать причины проблем, предложить свои варианты их решения.
Работа в группах: ученики класса работают в трёх группах. Одна группа оценивает экономическую ситуацию, вторая - политическую, третья – социальную (Слайд №5) Учитель предлагает каждой группе поработать с раздаточным материалом (Приложение №1) Через 10 минут один докладчик от каждой группы должен сообщить классу варианты решения проблем. Учитель обращает внимание учеников на (Приложение № 2 – рабочий лист) которые необходимо будет заполнять во время выступления учеников от групп.
Учитель: Во время доклада помогает каждой группе. Корректирует ответу учеников (Слайд №6-9). Ученики заполняют рабочие листы.
Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности).
Учитель: На Х съезде РКП(б) В.И. Ленин объявил о замене продразвёрстки продналогом и о переходе к новой экономической политике.(Слайд № 10 – 12.) Речь учителя 5 минут
Учитель предлагает ученикам вернуться к работе с Приложением № 1 и определить характерные черты НЭПа. Ученики работают в группах 3 минуты. Заполняя Таблицу № 2 в рабочих листах. Через 5 минут задание проверяется Слайд № 13.
Результат НЭПа.
Работа с раздаточным материалом и учебником.
Учитель: Предлагает прочитать (Приложение № 1) и учебник параграф 14. Определить положительные и отрицательные результаты НЭПа. Через 6 минут работа проверяется в устной беседе и работой с интерактивной доской (Приложение № 3, Слайд № 2) ученики, по желанию записывают варианты на доске. Слайд № 3 Приложение № 3 – задание проверяется.
Учитель: Сегодня мы познакомились с новой экономической политикой партии большевиков. Безусловно, это был вариант выхода из сложившейся кризисной ситуации. Ленин это понимал, хотя нэп и противоречил большевистским канонам. Из истории мы сегодня знаем, что данная политика оказалась эффективной всего первые пять лет. Действительно повысился жизненный уровень, сократился рабочий день, продразверстка была заменена продналогом и т.д., но НЭП не смог привлечь иностранный капитал в страну, а без денежных средств в стране не хватило.
21 января 1924 г. умер В.И. Ленин. В 1928 году началась политика по свертыванию нэпа, окончательно он был свёрнут в 1929 году. (Слайд № 17). Речь учителя 4 минуты.
Закрепление материала.
Работа с интерактивной доской. Приложение № 3 Слайд № 4. Учитель предлагает ученикам выполнить задание (5 минут) После выполнения задания, учитель открывает правильный ответ, скрытый в нижней части таблицы на слайде.
Сообщение домашнего задания. Подведение итогов урока.
Слайд № 18
Прочитайте параграф 14 учебника и заполните таблицу № 3.Перечислите основные мероприятия, связанные с новой экономической политикой. Сравните политику НЭПа с политикой “военного коммунизма”.
Напишите эссе на тему: “Почему Сталин отказался от НЭПа?”.
Рефлексия Приложение № 3 Слайд 5 (Приложение № 3) Ученики “складывают” в корзины:
А) если урок понравился – солнышко.
Б) Если урок не понравился – серый круг.