Цели и задачи:
- На основе Конвенции о правах ребенка рассмотреть основные положения прав ребенка и их особенности.
- Показать необходимость защиты прав детей в современном мире.
- Проследить связь законодательства России в сфере прав ребенка с международно-правовыми стандартами.
- Развивать умение работать с документами, сравнивать и анализировать, аргументировано выражать свою точку зрения.
- Формировать навыки применения правовых знаний в повседневной жизни.
- Воспитывать понимание того, что ребенок является наивысшей ценностью государства, не только объектом заботы и опеки, но и субъектом права, человеком, имеющем обязанности.
Тип занятия: интерактивный.
Методы: «Мозговой штурм», работа в группах, презентация.
Участники: 6-7 класс.
Оборудование:
- Конвенция ООН о правах ребенка (сокращенный вариант).
- Конституция России ( ст.57,58,59).
- Презентация.
- Карточки с заданиями.
Подготовка к занятию:
За неделю до проведения занятия создаю из учеников экспертную группу в составе юристов и социологов, которые будут помогать в раскрытии темы. Во время проведения мероприятия они имеют право дополнять, отваечать, поправлять. Можно зарание сформировать 4 группы из учащихся класса и дать задание: выбрать название и главного юриста группы.
Ход занятия
«Обеспечение прав и благосостояния детей является ключом
к устойчивому развитию стран к миру и безопасности во всем мире»
Керолл Беллами (Исполнительный директор Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ))
1. Вступительная часть.
Мотивация учебной деятельности:
- Сообщение темы и целей занятия.
План изучения нового материала:
- Мировое движение по защите прав детей.
- Работа с документом: Конвенция о правах ребенка.
- Нарушение прав ребенка.
- Работа с документом: Конституция РФ.
- Составление обязанностей детей.
Работа по презентации. (Подготовленные учащиеся).
Знакомство с основными понятиями, которые встретятся детям на уроке (кадр №2,3).
Повторение: отличительные черты прав человека (кадр № 4,5).
Задания командам (по одному вопросу каждой):
- Почему права человека являются « неделимыми»?
- Приведите примеры прав человека.
- Чем ребенок отличается от взрослого?
- Какие существуют международные документы по защите прав детей?
Все задания записаны на карточках и раздаются группам.
Выводы (учитель):
Действительно, ребенка никоим образом нельзя приравнивать к взрослому человеку, в часности, и в правовых аспектах. Ребенок должен быть обеспечен особенной защитой, наделен особыми правами. Особые права ребенка - это «права роста», предопределенные его физической,умственной, духовной незрелостью. Эти права нуждаются в специальной защите, государствам должны быть созданы и обеспечены возможности для свободного и полноценного развития детей.
2. Основная часть.
Мировое движение по защите прав детей.
Работа по презентации (кадры номер 6-10) подготовленные учащиеся.
Задание группам: «Мозговой штурм» (за одну минуту придумать и написать слова и словосочетания, которые отвечают на вопрос: Что нужно всем детям, чтобы стать счастливыми?)
Работа с документом.
Резюме Конвенции о правах ребенка (на доске: резюме – краткое изложение основных положений документа)
У каждой команды – документ, идет знакомство.
Классификация прав (командам дается по одному вопросу).
- Права «заботьтесь обо мне» (права, которые дают доступ к определенным благам и услугам).
- Права «не издевайтесь надо мной» (права быть защищенными от определенных негативных действий).
- Права «я имею собственное мнение» (права на самовыражение).
- Права специальных потребностей (права детей, которые нуждаются в особенном внимании и беспокойстве).
Все задания записанны на карточках и раздаются группам.
Работа по презентации (кадры номер 11-18)
Нарушение прав ребенка (учитель):
Сложной проблемой современности является недостаточная защищенность прав детей во всем мире. Попробуем в этом убедиться. Подготовленный ученик демонстрирует таблицу «Современное правовое положение детей» по презентации (кадры 19-20), объясняя ее содержание.
Группам: Какие мысли вызывают у вас эти статистические данные?
Обязанности детей.
Кадр презентации-задание классу:
- Объяснить высказывание: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав» (кадр номер 21)
- В каком документе записанны обязанности человека?
Кадр презентации номер 22 (Конституция РФ ст. 57-59).
Работа с конституцией — прочитать соответствующие статьи.
Задание группам: составить и записать обязанности детей, используя слова: беречь, соблюдать, учавствовать, бережно, с уважением.
Все слова записаны на карточках и раздаются группам.
Обобщить по презентации (кадр номер 23).
3. Заключительная часть.
Рефлексия.
Что нового узнали? Было ли интересно? Почему? И т.д
Итоги занятия.
Домашнее задание.