Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена с учетом специфики обучения на вокально-хоровом отделении и разработана для учащихся с 1-го по 5-й классы.
Учащиеся вокально-хорового отделения уже имеют замечательный природный музыкальный инструмент – голос, а, значит, они более подготовлены для освоения курса общего фортепиано и имеют достаточно необходимый музыкальный “багаж”:
– профессиональный навык выразительного
интонирования мелодии;
– умение эмоционально передавать содержание
исполняемого произведения;
– есть опыт выступлений (дети этого отделения
постоянно и активно участвуют в концертной
деятельности).
Основные цели программы:
– пробудить любовь к музыке;
– научить детей чутко реагировать на музыку,
вызывать не только эмоциональный отклик, но и
сопереживать музыкальным образам, содержанию
произведений;
– создание всех необходимых условий для
развития творческих способностей и
самореализации ребенка средствами музыки.
Достижение этих целей достигается через решение следующих взаимосвязующих задач:
Воспитательные:
– воспитание думающего, чуткого музыканта, с
хорошим эстетическим вкусом;
– накопление на уроках фортепиано
музыкально-художественных, жизненных
впечатлений;
– развитие артистических способностей
(воспитание культуры исполнения и культуры
поведения);
– формирование волевых качеств.
Обучающие:
– овладение техникой игры на инструменте
(фортепиано, синтезатор);
– развитие базовых музыкальных способностей
ребенка (внимание, память, мышление, слух, чувство
ритма, воображение);
– развитие навыков транспонирования;
– обучение чтению с листа, гармонических схем.
Основной организационной формой обучения являются индивидуальные занятия на фортепиано, которые проводятся 1 раз в неделю по 45 минут и 0,5 часа отводятся на приобретение навыков музицирования: чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование, ансамбль, занятия аккомпанементом (учебные программы по музицированию разработаны отдельно).
Форма оценивания успеваемости:
- техника – зачет,
- контрольные уроки и переводные экзамены – отметки.
В конце 5-го класса учащиеся сдают государственный экзамен. Отметка выставляется в свидетельство.
Педагогический репертуар подобран на воспитание активного музыкального слуха: на слышание протяженности, выразительности фортепианного звука, преодолении ударности звучания, на развитие элементов полифонического слышания и др.
Для каждого класса в программу включены различные перечни музыкальных произведений разнообразных по форме и содержанию. Главной особенностью данной программы является расширение репертуарного плана учащихся, включение национально-регионального компонента (произведения татарских, башкирских и чувашских композиторов).
Формы подведений итогов реализации дополнительной образовательной программы разнообразны:
– индивидуальная проверка знаний, умений,
навыков при исполнении произведений (уроки),
– зачеты, контрольные уроки, переводные
экзамены;
– отчетные концерты,
– участие детей во внешкольных мероприятиях,
конкурсах, фестивалях.