Цели урока:
- Совершенствовать умение решать задачи на основе свойства деления суммы на число.
- Создать условия для развития мыслительных операций с помощью специальных упражнений.
- Совершенствовать вычислительные навыки.
Задача урока:
Показать два способа решения задач на основе этого свойства.
Оборудование:
- Учебник “Математика” 3 класс (часть.2) М.И. Моро, М.А.Бантоваи др.
- Карточка достижений.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
1 |
О |
Е |
Ж |
Ы |
И |
Я |
2 |
К |
Ц |
Ю |
Ь |
М |
Щ |
3 |
М |
В |
Б |
Й |
Ъ |
Х |
4 |
Р |
З |
У |
Л |
Э |
Н |
- Индивидуальные доски (2 шт.).
- Набор разрезных карточек для парной работы.
Ход урока
1. Организационный момент
Улыбнулись, тихо сели.
Сели правильно, спинку выпрямили,
Глаза смотрят и видят.
Уши слушают и слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнения других.
2. Актуализация знаний.
- Разминка
- Назовите числа от 2 до 20, считая двойками.
- Назовите числа от3 до 30, которые делятся на 3
- Назовите числа, начиная с 4, присчитывая по 4, до 40
- Назовите числа от 50 через 5 до 5.
- Назовите числа, ответы таблицы умножения на 9, начиная с 9.
- Работа с числами
– Посмотрите на числа. Прочитайте.
12, 18, 30, 16.
– Какое число может быть лишним?
(30 – круглое число, 16 – не делится на 3)
49, 7, 64, 56.
(7 – однозначное, 64 – не делится на 7)
Вопрос-помощник: На какие числа делятся все эти числа?(Каждой строчке чисел)
– Используя данные числа, составьте выражения, которые будут подходить к схемам.
– Что для этого надо знать?
(Что они делятся на 3, на 7)
– Прочитайте выражения.
– Что это? (деление суммы на число)
– Как можно найти значение данных выражений?
Есть 2 способа:
- Найти результат суммы и разделить на это число.
- Каждое слагаемое суммы разделить на это число, затем результаты сложить.
– Попробуйте, применив эти способы нахождения деления суммы на число, найти значения данных выражений:
(12+18):3=30 : 3=12:3+18:3 = 4+6 =10
49:7+56:7=7+8=15 105 : 7 =
В первом выражении можно найти, используя оба способа, а во втором выражении – находим результат только 2 способом, 1 способом, при нахождении суммы результат найти не можем, так как делить такие числа ещё не умеем.
– А какие знания могут пригодиться, чтобы найти значение таких выражений?
(Знания о том, как можно разделить сумму на число 2 способами)
– Сегодня каждый из вас попробует себя оценить, используя личную карту достижений. Оцените начало урока, если вы довольны собой, уже включились в работу, то найдите на карте окошко и раскрасьте его. ()
- Работа в паре.
– Перед вами карточки, на которых записаны различные математические выражения.
– Найдите среди них те, которые я прочитаю и выложите перед собой в столбик:
(18 + 36) : 9
(20 + 4) • 3
(48 + 56) : 8
(3 + 7) • 7
– Сравните. Что общего?
(1 действие – сумма)
– Чем отличаются?
(Вторым действием, числами, которые используются)
– Разделите на 2 группы.
– Как назовете эти группы?
(1 гр. – выражения на правило умножения суммы на число, 2 группа – выражения на правило деления суммы на число)
– Как будем находить значение умножения суммы на число? Деления суммы на число?
– Среди карточек найдите оба способа решения данных выражений:
(18 + 36) : 9 18 : 9 + 36 : 9 54 : 9
(20 + 4) • 3 20 • 3 + 4 • 3 24 • 3
(48 + 56) : 8 48 : 8 + 56 : 8 104 : 8
(3 + 7) • 7 3 • 7 + 7 • 7 10 • 7
– Проговаривание.
– Нахождение удобного способа (убирание с доски способов решения, при использовании которых результат найти очень сложно)
– Всегда ли при умножении и делении суммы на число можно использовать оба способа нахождения результата?
3. Постановка цели урока.
– Как вы думаете, а где могут пригодится знания о способах решения деления суммы на число?
(В решении задач, в решении примеров, в нашей жизни)
– Сегодня мы будем решать задачи, используя свойство деления суммы на число.
– Какие цели ставите перед собой?
- Научиться решать задачи, используя данное свойство
- Научиться составлять выражения к задаче
- Узнать какие задачи можно решать двумя способами нахождения деления суммы на число, а какие только одним из способов
– А моя цель, как учителя – помочь применить эти знания в решении задачи понять всегда ли выбранные вами способы решения будут рациональными.
– Для достижения наших целей будем решать задачи.
4. Работа по теме урока.
а) работа по учебнику(с.14 № 1)
– Прочитайте. Это задача?
– Назовите данные и искомое. Выпишите.
9 к, 6 к, 3 д, ? к.
– Какую форму краткой записи предлагаете выбрать для этой задачи?
Расход для 1 девочки |
Количество девочек |
Общий расход |
Р. ? | 3 д. | 9 к. |
В. ? | 3 д. | 6 к. |
9 к. – это…(записываем)
6 к. – это…(записываем)
3 д. В какой столбик будем записывать? Почему?
– Знаем ли мы количество конфет “Ромашка”, которые получила 1 девочка? Куда это записать?
– Знаем ли мы количество конфет “Василек”, которые получила одна девочка? Куда поставим?
– Прочитайте вопрос: Сколько всего конфет получила каждая девочка?
– Предположите, глядя на таблицу: могла ли одна из девочек получить только конфеты “Ромашка”?
– Почему?
– Где в краткой записи будет главный вопрос, который требует от насответа на вопрос задачи?
– Как ответить на вопрос задачи?
б) поиск решения от вопроса к данным
(Надо узнать, сколько конфет “Ромашка” и сколько конфет “Василек”получила одна девочка?)
– Как найти сколько конфет “Ромашка” получила одна девочка?
(У нас 9 таких конфет, их разделили поровну между 3 девочками?)
– Как это записать?
- 9 : 3 = 3 (к.)– ромашка для 1 девочки.
- 6 : 3 = 2 (к.) – Василек для 1 девочки.
- 2 + 3 – 5(к.)
– Как предлагаете найти сколько конфет “Василек” получила каждая девочка? Почему?
– Можно ли теперь найти сколько конфет у каждой девочки? Как?
– Сколько конфет получила каждая девочка?
– Можно ли ответить какие конфеты получила каждая девочка?
в) составление записи решения одним выражением
– Попробуйте все записанные действия записать одним выражением7
– С какого действия начинаем собирать?
(с третьего)
3 + 2
– Как в решении получили 3?
9 : 3
– Как получили 2?
6 : 3
– Замените этими частными числа в 3 действии?
– Что у вас получилось?
– Прочитайте, расставьте порядок действий и объясните, что нашли каждым действием.
– Как мы записали решение этой задачи?
(По действиям и одним выражением.)
– Это могут быть разные способы решения задачи? Почему?
(это разные записи одного решения)
– Обратите внимание на выражение, которое мы составили. Что заметили?
(это 2 способ нахождения деления суммы на число)
– Какой же будет 1 способ? Попробуйте найти.
(9 + 6) : 3
– Как вы думаете, подходит ли данный способ решения к этой задаче?
– Объясните, что означает каждое действие.
- 9 + 6 = 15 (к.) – всего у девочек.
- 15 : 3 = 5(к.)
– Сколько действий во 2 способе решения?
– Ответьте, сколько и каких конфет получила каждая девочка?
– Подходит ли этот способ решения?
(да, но мы не можем ответить. какие именно конфеты получит каждая девочка)
г) анализ способов решения задачи
– Сколько способов решения задачи нашли?
– Рассмотрите и сделайте вывод: на основе какого свойства мы смогли 2 способа решения этой задачи?
– Какой из способов для вас более удобный?
– А какой рациональный по вашему мнению? Почему?
– Где мы можем применить эти знания?
– Кто считает, что ему понятны оба способа, отметьте на карточке достижений окошко…()
д) изменение данных задачи
– Попробуйте изменить числовые данные, так, чтобы задача решалась только одним способом?
– О чем обязательно нужно помнить?
(чтобы сумма чисел делилась на 3, в отдельности числа могут и не делиться на 3)
Например: (13 + 11) : 3
(22 + 14) : 3
(8+13) : 3
– Всегда ли в задачах мы можем применить оба способа деления суммы на число?
(нет не всегда, надо обращать внимание на числа, которые используют в задаче)
5. Физминутка
- Гимнастика для глаз
- Игра на внимание найдите и покажите направлением руки слова: огурцы, яблоки, слива, груши.
– Что на ваш взгляд могло бы быть лишним? Почему?
– Что осталось? (груши и яблоки)
– Одним словом – фрукты
– Я вам предлагаю решить задачу, в которой речь пойдет об этих фруктах.
6. Первичное закрепление
а) Работа по задаче (с.14 № 3)
– Прочитайте.
– Сколько кг яблок разложили? (36 кг)
– Сколько кг груш разложили в ящики? (24 кг)
– Что значит разложили в ящики в задаче? (разделили)
– Как раскладывали? (в каждый ящик по 6 кг)
– Ящики были разные? одинаковые? Докажите.
– Как вы думаете, каким свойством будете пользоваться, решая эту задачу?
(Способы нахождения свойства делания суммы на число)
– Предположите, возможно ли применить оба способа? почему?
– Используя схемы на доске, попробуйте найти оба способа решения этой задачи.
б) Самостоятельная работа
1 вариант – 1 способ
2 вариант – 2 способ
2 человека записывают решение на отдельных досках , объясняют решение задачи, остальные проверяют свои решения.
– Какой из способов удобнее?
– Какой рациональный?
– Какое свойство раскрывают эти 2 способа?
– Кому понятны оба способа?
– Отметьте свой успех на карточке достижений. ()
– Хотелось бы вам дома попробовать решить задачу на основе этого свойства?
7. Дача домашнего задания.
Домашняя задача (с.14№ 4)
– Прочитайте. Что значит по 10 книг в каждой?
(т.е. их разложили по 10 книг в одну пачку)
– Кто попробует найти и объяснить 2 способа решения?
– А кто желает остановиться на одном способе?
– Отметьте на карточке достижений окошко()
8. Итог урока
– Вспомните цели, которые ставили перед собой в начале урока?
(Научиться решать задачи 2 способами, используя свойство деления суммы на число)
– Кто считает, что поставленной цели достиг?
– Почему у вас получилось?
Карточка достижений ()
9. Рефлексия
– На карте достижений из букв, которые вы отметили, соберите слово.
– Какое слово у вас получилось?
– Я рада, что у вас на уроке сегодня все получилось, и слово “умницы” тоже.
– Вы – умницы!
– Спасибо за урок!