Цель урока: знакомство учащихся со звуками [п], [п’] и буквами, которые их обозначают.
Задачи:
Предметные:
- учиться характеризовать данные звуки как согласные, парные по твёрдости-мягкости, парные глухие; слышать их в слове;
- учиться моделировать схемы слов.
Личностные:
- проявлять интерес к занятиям Азбукой;
- проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- иметь представление о своей семейной принадлежности.
Регулятивные:
- осуществлять действия с учётом выделенных учителем ориентиров действия;
Познавательные:
- соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные:
- участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре).
Оборудование: “Азбука” (авторы Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец), Самара: ИД “Фёдоров”, 2011; палочки, карточки, картинки, компьютеры.
Ход урока
1. Речевая разминка.
- Давайте начнём урок с речевой разминки. Для
чего мы её проводим? (Чтобы научиться говорить
красиво, чётко, правильно.)
Звуковая разминка.
и и и | а а а а | э э э э э | а у а о э и у |
ы | о | э |
2. Выявление темы урока.
На доске расположены картинки.
Пион, пенал, продавец, пожарный, пилот, паук, пчела, подсолнух, пеликан, пингвин.
- Посмотрите на картинки.
- Что заметили?
- Чему учитесь на уроках обучения грамоте?
Дети:
- Учимся читать.
- Учимся читать правильно.
- Отвечаем на вопросы.
- Учимся читать вдумчиво.
- Учимся давать характеристику звуков) .
- Что для этого нужно знать? (Дети. - Чтобы хорошо
читать, надо знать все буквы русского алфавита).
- Вы уже догадались, какой звук и какую букву
будете изучать?
- Сегодня на уроке обучения грамоте вы
познакомитесь с новыми звуками и с новой буквой.
3. Постановка цели урока учащимися.
- Какие цели вы поставите на урок?
- Познакомиться с новыми звуками и буквами.
- Учиться давать характеристику звукам.
- Читать слова с новой буквой.
- Учиться дружно работать в паре.
Ученики отмечают в дневниках личных достижений 4 шкалы и отмечают крестик.
4. Работа по теме урока.
1. Выделение звуков [п], [п’].
- Разделите картинки на две группы:
Пион, пенал, продавец, пожарный, пилот, паук, пчела, подсолнух, пеликан, пингвин.
Ученики делят картинки на две группы: 1 группа – слова, начинающиеся со звука [п], 2 группа – слова, начинающиеся со звука[п’].
Беседа о профессиях родителей
2. Анализ и составление схемы слова продавец.
- Дайте характеристику звуку [п], используя опорные слова.
На доске карточки с опорными словами:
- Гласный или согласный звук.
- Звонкий или глухой.
- Твёрдый или мягкий.
3. Анализ и составление схемы слова пилот.
- Дайте характеристику звуку [п’], используя опорные слова.
5. Дидактическая игра “Услышь звук”.
- Определи в каком месте находится звук [п], [п’].
Папа, апельсин, правила, плинтус, паркет, палас, лампа, побелка, паучок, липа, плюс, капитан, парта, папирус, тюльпан, шиповник, пингвин.
6. Физминутка.
Пингвин.
Неуклюжий шёл пингвин
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке.
А теперь он на правой ножке.
А теперь подскок на левой
И присел, согнув колени.
Встал, присел
И пять прыжков.
Очень, климат уж суров.
Движения выполняются в соответствии с текстом стихотворения.
7. Знакомство с буквами П, п.
- Кто знает букву, которая обозначает звуки [п], [п’]
Покажите.
- На что похожа?
- Сколько элементов? Какие?
- Сконструируйте из палочек.
- Подчеркните в Азбуке на с. 54 букву п.
- Какие слова пишутся с большой буквы? Повторение
о правописании большой буквы в именах и фамилиях.
8. Составление слогов и слов с букой п.
1 ученик печатает слоги на компьютере.
2 ученик составляет слоги из букв на магнитной
доске.
3 ученик печатает мелом на доске.
4 ученика на другом компьютере по очереди
печатают свои фамилии и имена. В эту группу
входят ученики, чьи имена и фамилии начинаются с
буквы П.
Остальные ученики печатают буквы в тетрадях.
9. Чтение слогов и слов, составленных учащимися.
па | Павлов |
по | Подойникова |
пу | Пуц |
пы | Паша |
пи | Павел |
10. Рассказ о своём имени.
Моё имя - Павел обозначает маленький. Имя происходит от латинского слова “паулюс”. Павел — добрый и отзывчивый, трудолюбивый, надёжный, способен в любой момент прийти на выручку товарищу.
11. Работа по Азбуке.
1. Чтение слов с. 54.
- Почему так назвали цветы? Подорожник, незабудка, подснежник, гвоздика
2. Чтение текста, с. 54
- О чём прочитали в тексте?
- Почему люди восхищаются цветами?
12. Дидактическая игра “Дайте клички животным”
- Дайте клички животным.
- Как пишутся клички животных?
Ученики соотносят картинку с изображением животного и словом.
Пегас | |
Пушок | |
Пеструшка | |
Полкан | |
Патрикеевна | |
Петя |
13. Чтение слов с буквой п. Работа в парах.
Первая группа читает слова:
пила | повар | купи |
папа | пили | пилот |
капитан | пион | павлин |
папка | полка | паук |
Вторая группа читает тексты.
Пошёл петух путешествовать. По полю погулял. Поклевал пшеницу. Пруд по пути попался. Поостерёгся петушок. Покупался в песке. Попрыгал. Пескарей попугал. Поглядел – полдень. Пёрышки почистил.
14. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
15. Рефлексия.
1) Работа в дневниках личных достижений
- Заполните дневники достижений. В них ученики
отмечают на шкалах, поставленных в начале урока,
крестиком, чему научились на уроке.
- Отметьте, оцените
2) Дидактическая игра “Позвоните родителям”.
- Чему учились на уроке?
3) Над каким вопросом надо будет поработать на следующем уроке?