Звуки [п], [п'] и буквы, которые их обозначают. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: знакомство учащихся со звуками [п], [п’] и буквами, которые их обозначают.

Задачи:

Предметные:

  • учиться характеризовать данные звуки как согласные, парные по твёрдости-мягкости, парные глухие; слышать их в слове;
  • учиться моделировать схемы слов.

Личностные:

  • проявлять интерес к занятиям Азбукой;
  • проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • иметь представление о своей семейной принадлежности.

Регулятивные:

  • осуществлять действия с учётом выделенных учителем ориентиров действия;

Познавательные:

  • соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные:

  • участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре).

Оборудование: “Азбука” (авторы Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец), Самара: ИД “Фёдоров”, 2011; палочки, карточки, картинки, компьютеры.

Ход урока

1. Речевая разминка.

- Давайте начнём урок с речевой разминки. Для чего мы её проводим? (Чтобы научиться говорить красиво, чётко, правильно.)
Звуковая разминка.

и и и а а а а э э э э э а у а о э и у
ы о э  

2. Выявление темы урока.

На доске расположены картинки.

Пион, пенал, продавец, пожарный, пилот, паук, пчела, подсолнух, пеликан, пингвин.

- Посмотрите на картинки.
- Что заметили?
- Чему учитесь на уроках обучения грамоте?

Дети:

- Учимся читать.
- Учимся читать правильно.
- Отвечаем на вопросы.
- Учимся читать вдумчиво.
- Учимся давать характеристику звуков) .
- Что для этого нужно знать? (Дети. - Чтобы хорошо читать, надо знать все буквы русского алфавита).
- Вы уже догадались, какой звук и какую букву будете изучать?
- Сегодня на уроке обучения грамоте вы познакомитесь с новыми звуками и с новой буквой.

3. Постановка цели урока учащимися.

- Какие цели вы поставите на урок?

  1. Познакомиться с новыми звуками и буквами.
  2. Учиться давать характеристику звукам.
  3. Читать слова с новой буквой.
  4. Учиться дружно работать в паре.

Ученики отмечают в дневниках личных достижений 4 шкалы и отмечают крестик.

4. Работа по теме урока.

1. Выделение звуков [п], [п’].

- Разделите картинки на две группы:

Пион, пенал, продавец, пожарный, пилот, паук, пчела, подсолнух, пеликан, пингвин.

Ученики делят картинки на две группы: 1 группа – слова, начинающиеся со звука [п], 2 группа – слова, начинающиеся со звука[п’].

Беседа о профессиях родителей

2. Анализ и составление схемы слова продавец.

- Дайте характеристику звуку [п], используя опорные слова.

На доске карточки с опорными словами:

  • Гласный или согласный звук.
  • Звонкий или глухой.
  • Твёрдый или мягкий.

3. Анализ и составление схемы слова пилот.

- Дайте характеристику звуку [п’], используя опорные слова.

5. Дидактическая игра “Услышь звук”.

- Определи в каком месте находится звук [п], [п’].

Папа, апельсин, правила, плинтус, паркет, палас, лампа, побелка, паучок, липа, плюс, капитан, парта, папирус, тюльпан, шиповник, пингвин.

6. Физминутка.

Пингвин.

Неуклюжий шёл пингвин
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке.
А теперь он на правой ножке.
А теперь подскок на левой
И присел, согнув колени.
Встал, присел
И пять прыжков.
Очень, климат уж суров.

Движения выполняются в соответствии с текстом стихотворения.

7. Знакомство с буквами П, п.

- Кто знает букву, которая обозначает звуки [п], [п’]

Покажите.

- На что похожа?
- Сколько элементов? Какие?
- Сконструируйте из палочек.
- Подчеркните в Азбуке на с. 54 букву п.
- Какие слова пишутся с большой буквы? Повторение о правописании большой буквы в именах и фамилиях.

8. Составление слогов и слов с букой п.

1 ученик печатает слоги на компьютере.
2 ученик составляет слоги из букв на магнитной доске.
3 ученик печатает мелом на доске.
4 ученика на другом компьютере по очереди печатают свои фамилии и имена. В эту группу входят ученики, чьи имена и фамилии начинаются с буквы П.

Остальные ученики печатают буквы в тетрадях.

9. Чтение слогов и слов, составленных учащимися.

па Павлов
по Подойникова
пу Пуц
пы Паша
пи Павел

10. Рассказ о своём имени.

Моё имя - Павел обозначает маленький. Имя происходит от латинского слова “паулюс”. Павел — добрый и отзывчивый, трудолюбивый, надёжный, способен в любой момент прийти на выручку товарищу.

11. Работа по Азбуке.

1. Чтение слов с. 54.

- Почему так назвали цветы? Подорожник, незабудка, подснежник, гвоздика

2. Чтение текста, с. 54

- О чём прочитали в тексте?
- Почему люди восхищаются цветами?

12. Дидактическая игра “Дайте клички животным”

- Дайте клички животным.
- Как пишутся клички животных?

Ученики соотносят картинку с изображением животного и словом.

Пегас
Пушок
Пеструшка
Полкан
Патрикеевна
Петя

13. Чтение слов с буквой п. Работа в парах.

Первая группа читает слова:

пила повар купи
папа пили пилот
капитан пион павлин
папка полка паук

Вторая группа читает тексты.

Пошёл петух путешествовать. По полю погулял. Поклевал пшеницу. Пруд по пути попался. Поостерёгся петушок. Покупался в песке. Попрыгал. Пескарей попугал. Поглядел – полдень. Пёрышки почистил.

14. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

15. Рефлексия.

1) Работа в дневниках личных достижений

- Заполните дневники достижений. В них ученики отмечают на шкалах, поставленных в начале урока, крестиком, чему научились на уроке.
- Отметьте, оцените

2) Дидактическая игра “Позвоните родителям”.

- Чему учились на уроке?

3) Над каким вопросом надо будет поработать на следующем уроке?