Сооружение временного жилища и укрытия. 6-й класс

Разделы: ОБЖ

Класс: 6


Цель урока: Формирование у учащихся представлений об основных видах и правилах сооружения временных жилищ и укрытий.

Задачи урока:

  • Определить вместе с учащимися правила выбора мест сооружения временного жилища и укрытия;
  • Познакомить учащихся с основными видами летних и зимних временных жилищ и укрытий;
  • Закрепить умение ориентироваться в разнообразии форм временных жилищ и укрытий;
  • Сформировать у учащихся навыки построения летних и зимних временных жилищ и укрытий;
  • Развивать у учащихся аналитическое мышление.

Оборудование: Учебник, мультимедиа проектор, экран, компьютер.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение новой темы.

Учитель: Когда человек остается один на один с природой на неопределенное время, как вы думаете, что прежде всего ему нужно решить?

(Ответы детей: создать себе временное укрытие).

Учитель: Действительно, если человек оказался в экстремальной ситуации, вдали от населенных пунктов, он должен позаботиться о временном жилище или укрытии. А для этого он должен знать, где разбить лагерь, как построить жилище из подручных материалов. Сегодня на уроке мы попробуем ответить на эти вопросы.

Учитель: Что же такое временное жилище?

(Ответы детей).

Запись в тетрадь. Временное жилище – это…….

Учитель: Перед началом строительства временного жилища, необходимо выбрать место.

Задание 1. (Приложение 1)

Выбрать из предложенных вариантов места, где можно и нельзя строить временные жилища.

Места, пригодные для строительства временного жилища Места, непригодные для строительства временного жилища
  1. Располагаться на ровной и возвышенной площадке.
  2. Иметь источник питьевой воды.
  3. Вокруг должно быть достаточно сухого топлива для костра.
  4. Находиться на продуваемом от мошкары месте.
  5. Иметь возможность для применения сигналов бедствия.
  1. В лесу, среди сухостоя, а в горах – под склоном, подверженным осыпям.
  2. Места, расположенные слишком близко к воде
  3. Вблизи одиночных, отдельно стоящих деревьев.
  4. Вблизи гнезд пчел и шершней.

(Обсуждение).

Учитель: После того, как выбрано место, следует приступить к строительству временного жилища. Оно будет зависеть от многих условий: времени года, особенностей местности, окружающей растительности, состояния погоды, от наличия подручных средств. Что можно использовать в качестве поручных средств?

(Ответы учащихся: проволока, веревка, брезент, палатки, куртки, жерди, лапник, ветки и др.)

(Учащиеся сами сначала пробуют назвать виды летних и зимних временных укрытий).

Учитель: Рассмотрим несколько вариантов временных укрытий, которые можно быстро построить, и которые смогут защитить человека как летом, так и зимой.

Начнем с летних и с самых распространенных.

Презентация.

(Слайдовая презентация, дополняемая объяснением учителя).

(Учащиеся делают зарисовку в тетрадь).

3. Закрепление нового материала.

Учитель: А теперь давайте выполним задание для закрепления материала.

- Дайте название временным укрытиям.
- Перечислите виды временных жилищ и укрытий.
- Какие подручные материалы можно использовать пори строительстве укрытия?

4. Домашнее задание. Сделать макет любого временного укрытия.