Цель урока: Формирование у учащихся представлений об основных видах и правилах сооружения временных жилищ и укрытий.
Задачи урока:
- Определить вместе с учащимися правила выбора мест сооружения временного жилища и укрытия;
- Познакомить учащихся с основными видами летних и зимних временных жилищ и укрытий;
- Закрепить умение ориентироваться в разнообразии форм временных жилищ и укрытий;
- Сформировать у учащихся навыки построения летних и зимних временных жилищ и укрытий;
- Развивать у учащихся аналитическое мышление.
Оборудование: Учебник, мультимедиа проектор, экран, компьютер.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение новой темы.
Учитель: Когда человек остается один на один с природой на неопределенное время, как вы думаете, что прежде всего ему нужно решить?
(Ответы детей: создать себе временное укрытие).
Учитель: Действительно, если человек оказался в экстремальной ситуации, вдали от населенных пунктов, он должен позаботиться о временном жилище или укрытии. А для этого он должен знать, где разбить лагерь, как построить жилище из подручных материалов. Сегодня на уроке мы попробуем ответить на эти вопросы.
Учитель: Что же такое временное жилище?
(Ответы детей).
Запись в тетрадь. Временное жилище – это…….
Учитель: Перед началом строительства временного жилища, необходимо выбрать место.
Задание 1. (Приложение 1)
Выбрать из предложенных вариантов места, где можно и нельзя строить временные жилища.
Места, пригодные для строительства временного жилища | Места, непригодные для строительства временного жилища |
|
|
(Обсуждение).
Учитель: После того, как выбрано место, следует приступить к строительству временного жилища. Оно будет зависеть от многих условий: времени года, особенностей местности, окружающей растительности, состояния погоды, от наличия подручных средств. Что можно использовать в качестве поручных средств?
(Ответы учащихся: проволока, веревка, брезент, палатки, куртки, жерди, лапник, ветки и др.)
(Учащиеся сами сначала пробуют назвать виды летних и зимних временных укрытий).
Учитель: Рассмотрим несколько вариантов временных укрытий, которые можно быстро построить, и которые смогут защитить человека как летом, так и зимой.
Начнем с летних и с самых распространенных.
(Слайдовая презентация, дополняемая объяснением учителя).
(Учащиеся делают зарисовку в тетрадь).
3. Закрепление нового материала.
Учитель: А теперь давайте выполним задание для закрепления материала.
- Дайте название временным укрытиям.
- Перечислите виды временных жилищ и укрытий.
- Какие подручные материалы можно использовать
пори строительстве укрытия?
4. Домашнее задание. Сделать макет любого временного укрытия.