Цели урока:
Образовательные:
- Дать понятие “однокоренные слова”.
- Научить приему нахождения корня слова путем подбора однокоренных слов.
- Формировать умениянаходить в слове корень, распознавать однокоренные слова.
Развивающие:
- Развивать речь учащихся, мышление, орфографическую зоркость.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
- Учебник: Русский язык. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. – 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
- Рабочие тетради.
- Демонстрационные таблицы (дерево, цветок).
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Самоопределение к деятельности. |
- Прочитайте тему нашего урока. - Сегодня на уроке вы узнаете, какие слова называются однокоренными, и научитесь правильно находить в них корень. |
Дети проверяют готовность к уроку и садятся за свои парты. |
2. Словарная работа. | - В начале урока мы поиграем в игру
“Цепочка словарных слов”. Вы начинаете писать
слова в тетради с начала строки с большой буквы.
Первое слово - ученик. - Какую букву в
этом слове надо запомнить? Вывод: почему слова, которые вы записали, называются словарными? - С одним из записанных слов составьте предложение. |
Учащиеся записывают 5-6 слов. Ученики устно составляют предложения со словарными словами |
3. Актуализация знаний. | - Ребята, давайте вспомним, какие слова
называются родственными? - Какие признаки родственных слов вы знаете? - Жил-был, корень -сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Из этого корня выросло необыкновенное словесное дерево, а вместо листьев на нем росли слова. У всех этих слов была общая, главная часть, та, что человек посадил сначала. Прочитайте эти слова. сад, садик, садовый,, садовник, посадил, рассадил, рассада, палисадник. - Что общего у этих слов? Вывод: - Как называются слова, образованные тот одного
и того же корня? |
Читают слова, записанные на демонстрационной таблице Выделяют общую часть слов, записанных на демонстрационной таблице
Читают правило об однокоренных словах |
4.Физкультминутка. |
|
Шагают на месте Хлопают в ладоши. Прыгают на месте. Шагают на месте. |
5. Совместное открытие нового знания. | - А сейчас, ребята, вы узнаете, как
правильно найти корень слова. Запишите с начала строки с большой буквы слово кора. Рядом запишите слово корм. - Как вы думаете, можно ли эти 2 слова назвать
однокоренными? |
Записывают слова кора, корм
Подбирают однокоренные слова к слову кора, записывают их в столбик, выделяют корень Подбирают однокоренные слова к слову корм, записывают их в столбик, выделяют корень |
6. Первичное закрепление нового знания. | - А сейчас закрепим знания об
однокоренных словах и посмотрим, все ли умеют
находить однокоренные слова и правильно
выделять в них корень. Выполним упражнение 9. -
Прочитайте слова. |
Комментируют свои ответы |
7.Физкультминутка. |
|
Хлопают в ладоши. Показывают, как правильно держат ручки. |
8. Самостоятельная работа со взаимопроверкой. | - Прочитайте задание к упражнению 10. - Объясните, от какого корня образовано каждое слово и что оно обозначает. - Выпишите родственные слова группами. 1 вариант
выписывает группу родственных слов,
образованных от корня – двор; После окончания самостоятельной работы проведена самопроверка. |
Выписывают родственные слова группами.
Сравнивают свои ответы с образцом на доске |
9. Рефлексия урока. | Продолжите предложение: 1) Слова,
образованные от одного корня, называются……. Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо работали на уроке. - Чему учились на уроке? |
Учащиеся заканчивают предложения. |
10. Домашняя работа. | Д/З. Дома выучите правило на стр. 65, выполните упражнение 11. В этом упражнении вам надо выписать однокоренные слова группами и выделить в них корень. | Записывают домашнее задание в дневники. |